От сисадмина до Senior Engeneer. Навык второй

в 21:53, , рубрики: human resources, карьера, системное администрирование, метки: ,

Первый пост про самообразование вызвал жаркую дискуссию. Кроме этого мне прислали в личку несколько благодарностей и пару указаний на опечатки. Первое — очень приятно. Второе — крайне любезно с Вашей стороны. По-тихоньку, пока никто не видит, пофиксить свои ляпы — это ж завсегда.
Все это значит, что тема актуальна и не безразлична, поэтому продолжаем.
Сегодня воды будет чуть по-больше, но я очень старался не отходить от темы. А тема сегодняшнего поста "Коммуникативные навыки". Я подозреваю, что при одном упоминании этих слов многих представителей профессии бросает в ярость. О бородатых асоциальных парнях в свитерах слагают байки со времен первой секунды UNIX-time. Не знаю природы этого явления, но практика показывает, что все эти легенды (в плане высокой степени асоциальности представителей профессии) — правда. Многие студенты — технари замкнуты в той или иной мере в своем мире ноликов и единичек, общаются исключительно с теми, кто с ними на одной волне, переписываются на форумах и соц.сетях, частенько презрительно посмеиваются над юзерами и ламерами. Такая модель поведения сохраняется и во взрослой жизни. Откуда берется этот снобизм — без понятия. Может быть психология и в состоянии дать ответ на этот вопрос, но я пока не в курсе.
Скорее всего я Вас расстрою, но для того, чтобы достичь высот практически в любой профессиональной области (и ИТ в данном случае не исключение) — нужно быть либо гением, либо уметь общаться. Поскольку, не будучи гением, стать им — достаточно проблематично, многим придется учиться общаться.
Почему это так важно? Как правило, работа на ответственных должностях подразумевает плотное взаимодействие с коллегами по команде — разговоры, вопросы, совместное решение проблем и (о боже!) совещания. Senior Engineer — должность пусть и не сверхвысокая, но уже подразумевающая высокую степень возможностей, а с ней и ответственности. «With Great Power Comes Great Responsibility» /Ben Parker/. Бывает, что Senior Engineer выполняет начальные менеджерские обязанности — управляет командой младших специалистов, планирует, раздает задачи и пендали, мотивирует и т.п. Страшно? Хорошо! Дальше — вообще ужас.
Ответственность подразумевает участие в принятие решений. И Ваша задача делать так, чтобы решения принимались правильные. Умейте слушать и принимать чужую позицию, но так же умейте отстаивать свою, если в ней уверены. Если не уверены, то хотя бы декларируйте её четко и понятно. Вполне возможно, что Ваша идея, будучи взглядом «со стороны», приведет к оригинальному решению сложной проблемы. В мире вообще дефицит идей по решению насущных проблем, так что не переживайте — лишним Ваше предложение не будет. Вам всегда придется что-то доказывать — будьте к этому готовы. Если вы не смогли чего-то доказать, в большинстве случаев это — ваша проблема. Вы, конечно, можете быть правы, обиженно уткнувшись носом в монитор, но пользы от этого не будет никому — ни Вам, ни коллегам, ни компании.

С кем приходится общаться «по работе»

  1. С коллегами.
    Как уже упоминалось — Вам придется работать в команде. Командная игра подразумевает не только дриблинг, но так же пасы и защиту ворот. Без этого Вы не проработаете долго в коллективе, каким бы крутым профессионалом Вы ни являлись. Задумайтесь над тем, что привлекает Вас в том или ином человеке. Отзвычивость, искренность, конкретность, грамотность. Или же замкнутость, скрытность, пространные рассуждения, сквернословие. Определились? Собственно такую модель общения и стоит избирать. Это очень сложно реализовать на практике. Верю Я не утверждаю, что такая модель единственно правильная, но она наиболее проста и, в конце концов, приятна всем участникам процесса.
  2. С заказчиками
    Заказчик — он же пользователь. Заказчиком по отношению к Вам является как секретарша Люся, так и главный архитектор Алексей, так и директор компании Mike из Штатов. Со всеми нужно находить общий язык. В процессе общения с заказчиком, как в прочем вообще с любым человеком, помните главную вещь: они, даже гуру архитектор Алексей, не должны знать всё. Они не зря получают свою зарплату, потому что делают то, что востребовано компанией. Вы тоже не зря получаете свою зарплату, потому что делаете свою работу, помогая Вашим заказчикам. В то же время не стоит перекладывать их проблемы на свои плечи — это вообще тема отдельной дискуссии. Если Люся просит Вас «распечатать на принтере пару сотен страниц и скрепить их», имея все права на использование принтера, Люся идет лесом. Конечно же не нужно ей указывать направление движения, но сказать внятное: «Люся, ты можешь это сделать сама» — надо. Если Люся не знает как печатать — Ок, это — другой разговор. Проведите экскурсию, расскажите, покажите — и ей польза и Вам.
  3. С руководством.
    С руководством лучше общаться по принципу «лучше меньше, да лучше». Не люблю панибратство и подхалимаж. Возможно такие кадры иногда и продвигаются. Но по-моему это как раз одна из тех вещей, которые портят карму, и в итоге могут аукнуться когда-нибудь очень не по-доброму. Уверен, что мало руководителей это любят. Будьте профессиональны и конкретны. Сделайте так, чтобы всегда быть готовым ответить на два простых вопроса от босса:
    — Чем занимаешься?
    — Что планируешь?
    Не надо готовить ответы на эти вопросы. Просто хорошо делайте свою работу и не халявьте. Если Вы работаете в офисе, где стоит галдеж, кофепития устраиваются каждые полтора часа, попробуйте целый день работать. Каждую свободную минуту делать что-то полезное по работе. Очень скоро Вы переделаете большинство Ваших дел — это первое. А так же поймете, что 50% сотрудников не делают практически НИЧЕГО, остальные что-то делают. Осознание того, что Вы делаете то, что нужно компании само даст вам ответы на всевозможные «страшные» вопросы.
    Очень интересная тема для обсуждения с боссом — развитие инфраструктуры. К сожалению спрашивать про это вас вряд ли будут. В то же время Вы должны прекрасно понимать, что Вы можете сделать для компании и высказывать эти предложения, когда это уместно. Например, в компании нет системы мониторинга. Нужна? Еще как. Обсудите с коллегами, непосредственным руководителем. Пропихните свой проект. И вам будет интересно и компании полезно, если не накосячите, конечно.

Немного конкретики. Пара примеров из личного опыта.

Поведение на собеседовании. Как НЕ надо общаться.
Ничего не раздражает больше, чем агрессивная самоуверенность человека напротив. И ладно бы самоуверенность, дак ведь она еще и подпитывается негативом к тебе — интервьюеру. Если ты задаешь конкретный вопрос, пусть и элементарный, вместо того, чтобы дать конкретный ответ, нарисовать что-нибудь на бумажке, первым делом на тебя смотрят как на идиота, говорят: «ну дак это ведь вот так вот!», «вообще-то, если вы не в курсе, то в редакторе vi это можно сделать куда проще… ». Очень хочется посадить такого человека на пятую точку и в большинстве случаев это оказывается очень просто. Человек краснеет, ну и потом, как правило, уходит навсегда.
Противоположная ситуация — вызывают жалость и ничего кроме жалости люди, которые извиняются за то, что чего-то не знают. Прямо прямым текстом, мол: «у меня опыта нет, простите, может быть это делается так-то, но скорее всего я не прав ». Если чего-то не знаете, не бойтесь об этом сообщить, но попытайтесь ответить на поставленный вопрос — рассуждайте, предполагайте, поясняйте свою позицию.
Авторская методика: Теория игнора или «как наладить отношение с нехорошими людьми»
В любой компании будут люди, с которыми у вас не сложится с самого начала. Это может проявляться в форме сарказма в Ваш адрес, указания на Ваши ляпы в публичной форме, неспособности запомнить Ваше имя или фамилию, хамство и т.п. После общения с такими людьми некоторым хочется зарыться по-дальше, а другим пойти и нанести обидчику телесные повреждения, ух как хочется! Но мы же не нюни и не уголовники. Так ведь? Так. Поэтому для себя я выработал замечательную тактику. Тактика называется «игнор». Да, ты пожимаешь руку, но не протягиваешь ее первым. Общаешься, но только официально — в идеале через электронную почту или корпоративную бизнес систему. Конкретные письма, конкретные вопросы, минимум общения. Так бы все было грустно и печально, если бы ни один эффект этого подхода. Что интересно: через несколько недель примерно в 80% случаев люди становятся адекватными! Сами начинают подходить, задавать вопросы, проявлять интерес. Естественно, надо поступать грамотно и не бежать на встречу, но сделать ответный шаг — стоит. Ответьте на вопрос, в следующий раз протяните руку первым, задайте вопрос, если есть необходимость. Всем нужны нормальные отношения.
Исключения из правила, несомненно, есть. Оставшиеся 20% навсегда останутся вне вашего круга общения — да и черт с ними. Смысл портить себе настроение?

Как прокачать свои коммуникативные навыки.

  1. Общайтесь. Общайтесь больше. Делитесь опытом, рассказывайте истории, обсуждайте новости — естественно не «от кого родила Орбакайте», а что-нибудь по-серьезнее: новое железо, новый софт, операционные системы, политика, спорт, тачки, машинки с ДВС… Тем для разговора — море;
  2. Знакомьтесь с новыми людьми. Не стесняйтесь рассказывать, чем Вы занимаетесь. Да, возможно Вас попросят что-нибудь починить. Не вопрос. Отвечайте: «это стоит столько-то». Может еще и деньжат заработаете. Ну или, как минимум, сохраните для себя драгоценное время.
  3. Пишите. Создавайте общественно полезные материалы. Инструментов самовыражения в виде блогов, форумов и соц.сетей. Всеми любимый хабрахабр — вот вам аудитория, готовая воспринимать информацию, обсуждать, что-то рекомендовать. Используйте эту возможность;
  4. Читайте хорошие книги (не проф.литературу — про неё было в прошлом посте). Не ограничивайтесь пунктом 3. Иначе получится как в анекдоте про чукчу: «Чукча — не читатель, Чукча — писатель!». Грамотность нынче не в тренде, но по-прежнему уважаема. Будучи попросту грамотным, Вы заведомо будете выделяться.
  5. И напоследок, если у Вас реальные проблемы и Вы это чувствуете, имеете силу воли признаться в этом себе — переступите через себя и прочитайте несколько книг про общение. Опять же на полках магазинов очень много мусора. Как выбрать правильную книгу? Очень просто: приходите в книжный магазин, начинайте листать все подряд. Что-то понравилось? Зацепили идеи? Отлично! Берите — дочитаете дома. Если кто может порекомендовать хорошие полезные книжки по тематике, озвучьте, пожалуйста.
  6. И совсем напоследок: Тренинги по личностному росту… Бесплатные мастер-классы — зачастую являются промо для платных курсов, но и на них тоже можно почерпнуть интересные мысли, идеи и способы. Не пренебрегайте. Если есть деньги — учитесь. Это всегда полезно.

Резюмируя всё вышесказанное:

  • Коммуникативные навыки — это важно;
  • Научиться общаться можно;
  • Учиться общаться нужно;

Ну вот собственно и все. У кого есть интересные «авторские методики» — поделитесь, было бы интересно услышать. У кого какой опыт общения в новом коллективе? Что Вы считаете помогло Вам в карьере?

Автор: ilyamitrukov

* - обязательные к заполнению поля