Суборбитальный туризм: кто первый?

в 3:10, , рубрики: ДЧК, космонавтика, Научно-популярное, частный космос

Суборбитальный туризм: кто первый? - 1
Второй раз за двадцать первый век в новостных лентах толпятся сообщения об испытаниях аппаратов для суборбитального туризма. Уже несколько компаний вышли на уровень запусков в обозримом будущем, в течение года-двух. И, несмотря на то, что лидер в этой гонке сейчас виден ясно, опыт десятилетней давности показывает, что все может перемениться. Кто же обещает нам билеты на суборбитальный полет?

Blue Origin — New Shepard

Если вам интересно только, кто лидер — вот он, сразу. По последним новостям компания Blue Origin с кораблем New Shepard уверенно ведут в сегодняшней гонке за первых суборбитальных туристов. Они успешно пережили аварию ракеты-носителя весной 2015 года, когда возвращаемая ступень разбилась, сумели впервые совершить мягкую посадку ракетной ступени в ноябре 2015 и впервые успешно запустили и посадили уже летавшую ступень на этой неделе.

У Blue Origin уже есть корабль, который совершил три суборбитальных полета в беспилотном режиме. Также у него была успешно испытана система спасения. В сумме эти факты делают New Shepard наиболее продвинутым и надежным кораблем для суборбитального туризма на сегодняшний день. На сайте Blue Origin форма обратной связи уже позволяет записаться в очередь желающих совершить суборбитальный полет, но никакой информации о планах даже на 2016 год Blue Origin не сообщает. Очевидно, Безос хочет радовать нас приятными сюрпризами. Осталась всего одна последняя веха — полет человека-испытателя. После этого уже можно приступать к коммерческим запускам. Все это, на мой взгляд, с вероятностью >50% произойдет в этом году.

Virgin Galactic — SpaceShipTwo

Эти люди с похожим кораблем уже выиграли в 2004 году Ansari X-Prize — приз за два суборбитальных космических полета в течение двух недель.

Корабль SpaceShipOne, на котором этот приз был выигран, сдали в музей и решили делать продвинутую версию. Но с ней возникли трудности — работы шли медленно, и внезапно выяснилось, что двигатель, работавший на SpaceShipOne, не получается масштабировать. А осенью 2014 года на испытаниях нового вида топлива, которое должно было обеспечить работу более мощного двигателя SpaceShipTwo, корабль потерпел катастрофу. Skaled composites потратил больше года на достройку второго летного экземпляра SpaceShipTwo? и продолжение испытаний ожидается в феврале 2016.

Несмотря на все проблемы Virgin Galactic держит второе место и вполне может побороться за клиентов в суборбитальном туризме. Все упирается в скорость и успешность испытаний. В этом смысле 2016 год будет очень важным для Брэнсона — если новое топливо окажется удачным, после нескольких испытательных полетов можно будет приступать к катанию туристов, благо заказчики у Virgin Galactic уже есть. Испытания вполне можно успеть провести в 2016 году, а первые туристы, если все пойдет хорошо, смогут отправиться в полет уже в 2017 году.

XCOR Aerospace — Lynx

Разрабатывающийся с 2003 года суборбитальный аппарат Lynx дозрел до начала летных испытаний, которые запланированы на второй квартал 2016 года. Прототип корабля под названием Rocket Racer был успешно испытан в 2008 году.

Проект использует не очень эффективную с точки зрения топлива схему с единственным ракетным двигателем и стартом на нем с земли. Как ожидается, Lynx сможет нести всего одного суборбитального туриста, а стоимость билетов уже выросла до $150,000. Тем не менее, успешные испытания прототипа дают XCOR Aerospace неплохие шансы. Кстати, эта же фирма в сотрудничестве с NASA делает двигатели на метане, и из нее вполне может вырасти успешное частное космическое предприятие.

Еще одной интересной технической особенностью является то, что ракетные двигатели XCOR Aerospace используют не турбонасосы для подачи топлива, а обычные компрессоры. Такое решение вполне может прижиться в тех случаях, когда инженерам простота и дешевизна ракетного двигателя будет важнее, чем его эффективность.

Airbus — Airbus Defence and Space Spaceplane

Большие компании тоже решили не упускать потенциально прибыльный рынок суборбитального туризма. Самолетостроительный гигант Airbus, без особого пиара, уже несколько лет ведет проект суборбитального аппарата. Корабль, размером с бизнес-джет, использует обычные турбореактивные двигатели для взлета и набора высоты, а затем совершает прыжок в космос на ракетном двигателе:

Самые свежие данные о проекте — бросковые испытания беспилотной масштабной модели в 2014 году:

Coppenhagen Suborbitals

Ну и на контрасте стоит напомнить о существовании любителей-датчан, которые в конце нулевых экспериментировали с капсулой «Тихо Браге», способной, в теории, вырасти в аппарат для суборбитального туризма. Увы, на испытаниях 2011 года ракета утонула в Балтийском море, а капсула ударилась о воду с перегрузкой в 26 g из-за отказа парашютов. Камера в капсуле выжила и была подобрана:

Доблестные датчане не сдаются, испытывают разные системы (рекомендую посмотреть на испытания парашютной системы на живом парашютисте) и делают сейчас ракету Nexø, тестовый полет которой был перенесен с 2015 года на 2016. До полетов туристов им, в лучшем случае, еще несколько лет, но усилия и достижения Coppenhagen Suborbitals все равно восхищают.

Если у вас есть лишние 100-200 тысяч долларов и желание совершить суборбитальный полет, я бы рекомендовал Blue Origin. Ну а если у вас нет такой суммы, следите за новостями, думаю, этот год порадует нас новыми и интересными видео с испытаний, и, кто знает, может быть, даже с полетов настоящих суборбитальных космических туристов.

Похожие материалы по тегу «частный космос»

Автор: lozga

Источник


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js