Подтверждено существование криовулканов на Церере

в 8:53, , рубрики: dawn, астрономия, зонд, космос, Научно-популярное, церера

Подтверждено существование криовулканов на Церере - 1
Ахуна монс, мощный криовулкан на Церере

Ахуна Монс (Ahuna Mons) — это гора высотой в 4 километра и диаметром основания 17 километров. Она внушительно бы смотрелась даже на Земле. Но Ahuna Mons располагается не на Земле, а на Церере, карликовой планете, которую недавно посетил зонд Dawn. Диаметр планеты всего 950 километров, так что не заметить гору такого размера на поверхности планетоида просто невозможно.

«Ахуна — единственная настоящая гора на Церере», — говорит Дэвид Уильямс [David Williams], участник команды специалистов, исследующих материалы, переданные зондом Dawn. Уильямс уверен, что Ахуна Монс — не просто гора, а криовулкан. На Церере нет обычных вулканов с их лавой, дымом и вулканическими бомбами. Ахуна Монс выбрасывает на поверхность не лаву, а воду с растворенным аммиаком и другими химическими соединениями. Криовулкан, по мнению специалистов, извергался несколько раз за время своего существования.

Уильямс и его коллеги на этой неделе опубликовали результаты своего исследования в журнале Science. «Ахуна — уникальная гора», — пишут ученые. «На Церере нет признаков тектонической активности, поэтому мы пришли к выводу, что эта гора, на самом деле, криовулкан». Исследователи считают, что это единственный из известных науке криовулканов, который, предположительно, формировался из воды с примесью солей, и появился, по геологическим меркам, относительно недавно.

Подтверждено существование криовулканов на Церере - 2

Возраст этого криовулкана составляет около 200 млн лет. Такой вывод ученые сделали, изучив поверхность горы. Там обнаружено лишь несколько кратеров.

Температура поверхности Цереры составляет -40°С. При этом внутренности горы остаются достаточно теплыми для существования воды в жидком виде, а не в виде льда. Иногда вода выходит наружу, где она замерзает. Сейчас, насколько можно судить, этот вулкан неактивен.

Ахуна Монс — не единственное место на Церере, где наблюдается криовулканизм. Инструменты зонда Dawn зафиксировали криовулканическую активность и в других регионах карликовой планеты. Правда, речь идет не о горах, подобных описанной выше. Ряд кратеров образовался при ударе метеоритов о поверхность планеты. При этом эти кратеры плоские, что может свидетельствовать о заполнении кратера жидкой водой после удара метеорита. Об этом явлении можно говорить, как о водяной лаве, которая, заполнив кратер, застывает.

Кратер Оккатор (Occator), где располагаются пятна с высоким альбедо, тоже стал объектом изучения Уильямса и коллег. По их мнению, пятна похожи на последствия деятельности криовулкана. Вода, которая выходит и замерзает, по всей видимости, содержит карбонат натрия. Другие светлые пятна имеют то же происхождения. Причем в ряде случаев вода испаряется, а соли остаются.

Подтверждено существование криовулканов на Церере - 3
Геологическая карта Ахуна Монс (источник: Dawn Science Team и NASA/JPL-Caltech/GSFC)

Ученые изучают не только объекты на поверхности Цереры. Они стараются понять и строение карликовой планеты. Уильямс считает, что внутренние слои Цереры — это не скала или лед, а и то, и другое. Скорее всего, говорит он, кора Цереры и подлежащий слой — это на 30-40% лед, на 60-70% горные породы и различные химические соединения.

То, что на Церере есть вода, в жидком виде и в виде льда, считается доказанным. Первым мнение о том, что Ахуна Монс — это криовулкан, высказал мнение ученый Оттавиано Руэч [Ottaviano Ruesch]. Его слова подтвердил другой ученый, Жан-Филипп Комбе [Jean-Philippe Combe], изучивший структуру криовулкана и ряд данных зонда Dawn. Результаты третьего исследования представил Кристофер Рассел [Christopher Russell], ведущий специалист команды зонда Dawn. Он с коллегами обнаружил, что Церера каким-то образом отражает частицы высокой энергии солнечного ветра. По мнению этой команды ученых, наличие большого количества солей на поверхности планетоида является причиной генерации электрического тока. Ток, в свою очередь, генерирует магнитное поле, которое и отражает частицы.

Подтверждено существование криовулканов на Церере - 4

Четвертое исследование, проведенное Харальдом Хиезингером [Harald Hiesinger] показало, что на поверхности Цереры есть лед. Это удалось выяснить при помощи инструмента Framing Camera (FC) зонда Dawn. Результаты пятого исследования, проведенного Деброй Бучковски [Debra Buczkowski] продемонстрировали наличие большого количества различных образований на поверхности Цереры (кратеры, линейные структуры, возвышенности). Некоторые объекты такого рода появились в результате ударов метеоритов о поверхность Цереры. Но другие могли возникнуть лишь в результате геологической активности на планетоиде. Наконец, результаты шестого исследования, проведенного Элеонорой Амманнито [Eleonora Ammannito] и ее коллегами показали наличие на Церере филлосиликатных минералов. А они могли образоваться только при наличии воды.

Автор: marks