Новый мусор на геостационарной орбите: разрушение Telcom-1 и AMC-9

в 4:04, , рубрики: AMC-9, telkom 1, геостационарная орбита, космонавтика, Научно-популярное, спутники, УКП

26 августа индонезийский оператор связи PT Telecom сообщил об аномалии своего спутника Telkom 1. Официальные представители компании заявили, что они ожидают от подрядчика, изготовившего спутник, Lockheed Martin, мер по восстановлению контакта со спутником и переводят клиентов на резервные мощности из предосторожности. Однако реальность оказалась хуже — сеть телескопов компании ExoAnalytic Solutions зафиксировала разрушение спутника с выбросом двух струй жидкости или газа и нескольких крупных обломков.

Новый мусор на геостационарной орбите: разрушение Telcom-1 и AMC-9 - 1

За последние месяцы это уже второй случай замеченного разрушения спутника на геостационарной орбите — 17 июня была потеряна связь со спутником AMC-9, от которого спустя некоторое время отделились несколько обломков. Впрочем, с ним удалось восстановить связь и даже частично вернуть в работу. На геостационарной орбите уже давно дефицит места, и новый мусор будет создавать все больше проблем.

Новый мусор на геостационарной орбите: разрушение Telcom-1 и AMC-9 - 2
Telkom 1 в полете, рисунок Lockheed Martin

Спутник Telkom 1 был запущен летом 1999 года и уже на три года превысил расчетный пятнадцатилетний срок службы. Компания-разработчик, Lockheed Martin, считала, что он может проработать до 2019 года, а эксплуатант, PT Telecom собиралась заменить спутник на новый Telkom 4, который планируется запустить в 2018 году. Увы, 25 августа антенны спутника потеряли наведение на Землю. PT Telecom оперативно перебросила мощности на другие спутники, но некоторые проблемы с банкоматами и платежными терминалами в Индонезии все-таки возникли. Тем временем, третья компания, ExoAnalytic Solutions, обрабатывающая данные 165 телескопов, опубликовала видео разрушения Telkom 1.

Бегущие на заднем плане светящиеся объекты — это звезды. На видео хорошо различимы выброс жидкости или газа в двух направлениях и, как минимум, три заметных обломка. Изменение яркости спутника говорит о том, что он начал вращаться. Измерения элементов орбиты спутника подтвердили факт серьезных проблем — спутник, находившийся на штатной геостационарной орбите, стал с нее сходить — его апоцентр (высшая точка орбиты) вырос на 44 км, наклонение орбиты увеличилось на одну сотую градуса, и сейчас спутник медленно дрейфует в западном направлении.

Новый мусор на геостационарной орбите: разрушение Telcom-1 и AMC-9 - 3
Изменения орбитальных параметров, источник: CalSky

Что конкретно разрушилось на спутнике невозможно узнать без восстановления с ним связи, но, очевидно, как минимум один из баков (топлива, окислителя, газа наддува) потерял герметичность, оторвав какие-то элементы от конструкции. Telkom 1 построен на популярной платформе A2100, нес 24 транспондера в С-диапазоне и 12 в расширенном С-диапазоне. Начальная масса спутника (с топливом) составляла 2765 кг.

Новый мусор на геостационарной орбите: разрушение Telcom-1 и AMC-9 - 4
Схема платформы А2100, источник:ecoruspace.me

Несмотря на очевидно серьезные повреждения, шанс на восстановление связи есть. 17 июля была потеряна связь со спутником AMC-9, спустя несколько дней были замечены отлетающие от него обломки, и, тем не менее, 1 августа связь с ним удалось восстановить. Увы, не сообщалось, что удалось установить, какие именно элементы отвалились от спутника.

Новый мусор на геостационарной орбите: разрушение Telcom-1 и AMC-9 - 5

Новый мусор на геостационарной орбите: разрушение Telcom-1 и AMC-9 - 6

Та же компания ExoAnalytic Solutions предоставила видео фрагментации спутника.

Очень хорошо видно, как спутник дрейфует относительно работающих спутников в другой точке стояния. На заднем плане можно разглядеть даже рассеянное звездное скопление.

Впрочем, наличие связи со спутником AMC-9 не означает, что им можно полноценно управлять. Обычно после завершения срока службы геостационарные спутники отправляют на орбиту 200-300 км выше геостационарной, где они никому не будут мешать. Увы, внезапно сломавшиеся спутники остаются на своих местах и начинают дрейфовать, потенциально представляя опасность для других спутников. Неуправляемый спутник на геостационарной орбите из-за неравномерностей гравитационного поля Земли, воздействия Солнца и Луны, меняет свою орбиту так, что смещается в одну из точек стабильного равновесия, а наклонение его орбиты увеличивается до 15°. Если посмотреть на орбиты давно сломавшихся спутников, заметно, что они наклонены.

Новый мусор на геостационарной орбите: разрушение Telcom-1 и AMC-9 - 7
Советские спутники «Экран», источник: stuffin.space

Сегодня на геостационарной орбите находятся более 440 спутников, мусора же гораздо больше. С одной стороны, на ней довольно свободного места (не учитывая точки стояния, их-то как раз дефицит), и она в каком-то смысле «самоочищается». С другой стороны, этот мусор никуда не денется с окрестностей геостационарной орбиты — в отличие от низкой околоземной, здесь спутники могут существовать тысячелетиями. «Живым» спутникам уже приходится отслеживать мусор и уворачиваться от него. Синдром Кесслера в том виде, как он показан в «Гравитации», геостационарной орбите пока не грозит, но остается открытым вопрос, сможет ли человечество замусорить ее до серьезных проблем с использованием. Впрочем, когда в не очень близком будущем мусора станет слишком много, сможет возникнуть и позитивная возможность переработки старых сломанных спутников в что-нибудь полезное для новых.

Автор: Филипп Терехов