Астрономы, возможно, обнаружили крупнейшую из известных структур во Вселенной

в 19:32, , рубрики: гамма-всплески, инфляционная модель вселенной, космонавтика, Научно-популярное, метки: ,

Кольцо из голубых точек видно в центре картинки. Изображение Млечного Пути приведено для масштаба.

Астрономы из США и Венгрии опубликовали в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society работу, посвящённую открытию, возможно, крупнейшей структуры во Вселенной. Кольцо из девяти гамма-всплесков, имеющее порядка 5 миллиардов световых лет в диаметре.

Гамма-всплеск — мощный, взрывной выброс энергии, наблюдаемый в отдалённых галактиках в самой жёсткой части электромагнитного спектра. Это наиболее яркие электромагнитные события, происходящие во Вселенной. Продолжительность типичного гамма-всплеска составляет несколько секунд, но он может длиться и от миллисекунд до часа.

Большинство наблюдаемых гамма-всплесков представляет собою сравнительно узкий луч мощного излучения, испускаемого во время вспышки сверхновой, когда быстро вращающаяся массивная звезда коллапсирует, превращаясь в нейтронную звезду или в чёрную дыру.

За несколько секунд вспышки высвобождается столько энергии, сколько Солнцем выделилось бы за 10 миллиардов лет свечения. За миллион лет в одной галактике обнаруживаются лишь несколько гамма-всплесков — а если бы такое событие произошло в нашей галактике, оно могло бы привести к массовому вымиранию всего живого на Земле.

Редкость таких событий заставляет усомниться в том, что обнаруженное на небосводе кольцо из девяти всплесков, произошедших с разницей не более чем в 250 миллионов лет,— простая случайность. Вероятность такого события была оценена исследователями в 1 к 20000. Кольцо имеет видимый размер в 36°, и все вспышки произошли на расстоянии около 7 миллиардов световых лет от нас, что приводит к диаметру этого кольца в 5 миллиардов световых лет.

Известно, что Вселенная весьма однородна, несмотря на то, что её взрывное расширение происходило быстрее скорости света, что исключает возможность передачи информации между удалёнными её частями. Её однородность в инфляционной теории объясняется тем, что вся наша Вселенная расширилась из участка сравнительно небольших размеров.

Однако расчёты, построенные на этой теории, предсказывают, что гипотетический максимальный размер структуры во Вселенной может составлять не более 1,2 млрд. световых лет. Найденное «кольцо» — в 4 раза больше этого ограничения.

Учёные считают, что это кольцо представляет собою проекцию сферы, структура которой повторяет уже известные группы галактических кластеров, окружающих огромные космические пустоты — правда, эта сфера на порядок большего диаметра, чем известные сейчас пустоты.

«Если мы не ошибаемся, эта структура противоречит текущим моделям Вселенной,- поясняет профессор Ладжос Балас из обсерватории Конкоя в Будапеште. — Для нас было большим сюрпризом обнаружить нечто столь огромное, и мы до сих пор не знаем, как оно может существовать».