"Хотим донести, что YouDo — единое решение разных задач" 

в 12:52, , рубрики: Новости

Сервис поручения платных заданий YouDo.ru существует не первый год: его основатели еще в 2009-м рассказали о на roem.ru об отсутствии прямых конкурентов, низкой эффективности контекстной рекламы и планах глобальной экспансии (в прогнозе на декабрь 2011-го фигурировали 150 миллионов уникальных пользователей в месяц).

Спустя три с лишним года концепция изменилась. Ранее с помощью сервиса предлагали устраивать конкурсы и акции, в которых можно участвовать, "хорошо проводя время в социальной сети". Теперь во главе угла - задания вроде "купить и привезти продукты" или "доставить цветы".

150 миллионов пользователей не появилось — но стартап не закрылся тихо, как многие другие, а стал привлекать к себе лишь больше внимания (например, недавно известный микроблоггер Евгений Козлов обратился к YouDo для уборки своего твиттермобиля). Что теперь создатели сервиса думают о его возможностях, конкурентах и о выходе на международный рынок? Алексей Гидирим и Денис Кутергин рассказали Roem.ru об этом.

Аудитория

У обычного сайта единая аудитория, а у нас она распадается на две категории: создатели заданий и исполнители. Они сильно различаются. Заказчик — житель мегаполиса в возрасте от 25 лет, топ-менеджер или менеджер среднего звена (либо же обеспеченная домохозяйка). Это человек, у которого еще нет личного ассистента, но час времени которого уже стоит гораздо дороже, чем час времени курьера или уборщика.

Исполнители заданий, в свою очередь, тоже бывают разными. Прежде всего это студенты и молодые люди, стремящиеся к заработку с подходящим им гибким графиком. Другая группа — специалисты в своей области, например, сантехник, который работает в ЖКХ, но хочет получать больше. Или профессионал, который оказался не нужен рынку. Допустим, человеку 55 лет, он отличный слесарь, но завод сократили, и постоянное место ему сложно найти, потому что есть тридцатилетние.

Также в категорию исполнителей попадают люди, которые либо уже не работают, либо находятся в процессе поиска работы, и для них это возможность подработать. Все исполнители YouDo проходят процедуру верификации. В нее входят личное собеседование с сотрудниками YouDo проверка службой безопасности.

Такое разделение аудитории усложняет стартап - мы не можем позиционироваться как крутой инструмент, которым богатые люди решают свои задачи. Когда это увидит исполнитель, ему станет не по себе. В то же время мы не можем говорить, что YouDo — социальный инструмент для малообеспеченных слоев, которые ищут работу. Обеспеченные люди с автомобилями, увидев такое определение, не пойдут на сайт составлять задание.

Привлечение заказчиков и исполнителей

Проблем с привлечением исполнителей нет вообще. Мы первых нашли еще до того, как сделали прототип сайта, и на следующий день нас еще пять человек спросили, можно ли присоединиться. Нам говорят: "Ребята, обеспечьте меня достаточным количеством заданий, и я уйду со своей основной работы". Это не только студенты говорят — есть сборщик мебели со своей машиной и инструментом, у него семья, дети. Цена привлечения исполнителя крайне мала. И нам не нужно гигантское количество исполнителей. Ближайшая задача на осень — выйти на уровень в 100 завершенных заданий в день. Для этого нам нужно порядка 3000 активных верифицированных пользователей.

Сложнее с привлечением заказчиков, и мы сфокусировались на этом. До того, как у человека возникла проблема, ему незачем знать о нас, а когда возникла — нет времени узнавать. Мы хотим, чтобы YouDo стал ассоциироваться с единой точкой входа для решения самых разных задач, чтобы решивший одну проблему пользовался сервисом и для решения других. Тебе нужно доставить что-то — идешь на YouDo. Тебе нужна уборка — идешь на YouDo. И так далее.

Но доносить эту идею через пиар сложно и дорого. Поэтому мы решили действовать и другими средствами. Например, сотрудничать с компаниями, которые давали бы своим сотрудникам специальные программы и бюджеты на них, чтобы сотрудник максимально долго работал в офисе над важными задачами, не отвлекаясь на простые бытовые вещи. Еще один сегмент — важные бизнес-клиенты. У Аэрофлота есть клиенты, которые настолько важны, что он готов идти на многое, чтобы сохранить их.

Конкуренция

Существует множество сервисов персональных ассистентов. Но они не связывают напрямую с сантехником. Если мне нужен сантехник, ассистент ищет его на разных сайтах. У нас заказчик легко находит конкретного исполнителя, указав свое местонахождение. Можно выбрать из кандидатур, например, человека, у которого уже есть опыт выполнения аналогичных заданий. Поэтому сервисы ассистентов для нас не прямые конкуренты.

Также мы занимаем разные ниши с поиском сотрудников, как, например, на HeadHunter. Если тебе нужен постоянный работник — идешь туда и ищешь его на год вперед. А YouDo — сервис спонтанный, для внезапных ситуаций, в которых ты не можешь или не хочешь выполнять определенные действия сам. Когда заболела няня, а у тебя через два часа встреча и тебе не с кем оставить ребенка — можно бежать гуглить, а можно просто зайти в наш рейтинг пользователей и выбрать няню с лучшими отзывами.

Есть еще пара компаний, делающих примерно то же, что и мы. В основном они заняты клонированием. Мы никого не клонировали, нашли свою нишу эволюционно, долго по-разному пытались ее монетизировать.

Юзкейсы

Самый популярный вариант использования YouDo — когда что-то нужно купить и привезти. Второй по популярности — сборка мебели. Но хватает и куда более экзотических запросов. Например, совсем недавно появилось срочное задание на 108 000 рублей: доставить кемпер-прицеп из Барселоны в Москву и обратно. Были задачи вида "снять видео". Более того, теоретически нас можно использовать даже для сбора людей на митинги, механика это позволяет. Непосредственно митингов пока не было, но флэшмоб с помощью YouDo уже организовывали. Мы аполитичны, так что при попытке использовать сервис для политических акций банить бы никого не стали, кроме каких-то вопиющих случаев — скажем, "сфотографируй лицо кавказской национальности и сообщи, где этот человек живет".

Экспансия

Есть желание выйти на зарубежный рынок, и мы прощупываем почву. Пытаемся понять, можно ли выстроить успешный международный проект, сидя в Москве и не открывая офисов в других странах присутствия, занимаясь лишь аутсорсингом необходимых составляющих — финансовой, юридической, той же верификации.

Нас постоянно спрашивают, как мы собираемся масштабироваться, если верификация исполнителей проходит у нас в ручном режиме, с каждым из них мы разбираемся отдельно. Но нам, как уже было сказано, их не нужно очень много, так что задача вполне реальна.

Мы общались с людьми, занимающимися гражданской журналистикой, их проект живо заинтересовал. Очень круто не оплачивать собственного корреспондента в Берлине, а дать задание пойти, отснять что-то определенное с какого-то ракурса. Но для успешного выполнения этой функции нужно присутствовать единовременно в десятках городов. У нас это пока в будущем.

Источник

* - обязательные к заполнению поля