Редчайшее явление: российская обсерватория обнаружила термоядерную сверхновую в нашей галактике

в 15:35, , рубрики: Новости

Роскосмос поделился интересной новостью — российская астрофизическая орбитальная обсерватория «Спектр-РГ» обнаружила термоядерную сверхновую в нашей галактике.

Рекордная чувствительность телескопа eROSITA (одного из двух телескопов на борту «Спектра-РГ») позволяет находить очень редкие и необычные источники рентгеновского излучения на небесной сфере.

Одним из таких источников стал «круглый» объект, угловой размер которого в 8 раз больше видимого диаметра Луны. Российские астрофизики, открывшие этот объект, дали ему имя G116.6-26.1 в соответствии с координатами на небе. Они считают, что это остаток вспышки термоядерной сверхновой, взорвавшейся 40 000 лет назад.

Учёные подчёркивают, что открытие старого остатка термоядерной сверхновой в нашей галактике  — редчайшее событие, всего пятый случай за всю историю наблюдений.

К тому же G116.6-26.1 к  находится не в плоскости галактики, где его можно было бы ожидать, а на впечатляющем расстоянии в 4 тысячи световых лет над ней и в 10 тысячах световых лет от Солнца. Настолько далеко остатки сверхновых ещё не наблюдались.

Ученые предполагают, что всё вещество звезды, которая была в 1,4 раза тяжелее Солнца, было выброшено взрывом со скоростью около 3000 км/сек. Сейчас остаток имеет гигантский физический размер диаметром около 600–700 световых лет.