Группа исследователей из MIT Media Lab и нескольких других американских университетов провела первое масштабное исследование, напрямую связавшее использование нейросетей с изменениями в работе
В эксперименте участвовали 54 человека в возрасте от 18 до 39 лет. Все они были носителями английского языка и не имели опыта профессионального копирайтинга. Участников разделили на три группы. Первая писала эссе с помощью ChatGPT, вторая использовала традиционный Google-поиск (без доступа к AI-ответам), третья полагалась только на собственные знания. Темы эссе были близки к тем, что встречаются в тестах SAT, например: «Следует ли измерять успех только через карьеру?» или «Имеет ли неудача ценность?».
Каждый участник прошёл четыре сессии письма, по одному эссе в неделю. Исследователи фиксировали активность
Результаты оказались однозначными. Участники, писавшие с помощью ChatGPT, демонстрировали самую низкую нейронную активность в ключевых областях, отвечающих за внимание, рабочую память и контроль. ЭЭГ фиксировала снижение активности в альфа- и бета-диапазонах, а также уменьшение связности между лобными и теменными участками
Разница особенно проявилась в четвёртой сессии. Те, кто сначала использовал ChatGPT, а потом писал без него, сохраняли низкую вовлечённость:
Анализ текстов тоже выявил различия. С помощью инструментов обработки естественного языка (NLP) исследователи выяснили, что эссе, написанные с ChatGPT, содержали больше клишированных оборотов, повторяющихся сущностей и менее разнообразный синтаксис. В опросах многие участники «ИИ-группы» отмечали, что не чувствуют текст «своим» и не могут точно вспомнить, что писали.
Исследователи описывают этот эффект как когнитивный долг — уменьшение умственного участия в моменте снижает способность к обучению и формированию устойчивых навыков в дальнейшем. Иными словами, ChatGPT действительно помогает упростить процесс письма, но делает его более поверхностным с точки зрения мозговой активности и долгосрочного запоминания.
Авторы подчёркивают: нейросети — не зло и не угроза, но их регулярное использование требует осторожности, особенно в образовании. «LLM могут быть полезны как поддержка, но не как костыль. В противном случае они ослабляют именно те когнитивные функции, ради которых мы и учимся», — резюмируют исследователи.