
Нейробиолог Бен Рейн поставил перед собой задачу доказать, что общение с другими людьми не просто доставляет удовольствие, но и может способствовать выздоровлению после инсульта, рака и сердечного приступа. Так почему же многие из нас изолированы от окружающих и прикованы к своим телефонам?
«Я это ненавижу». Я спросил нейробиолога Бена Рейна, что он думает о том море ненужной информации о нейробиологии, в котором мы плаваем в Интернете — о «дофаминовых детоксах», «повышении уровня серотонина» и людях, «регулирующих» свою «нервную систему», — и вот такой была его спонтанная реакция. Он рано встал со своей новорождённой дочерью в своём доме в Буффало, штат Нью-Йорк, но во время видеозвонка он выглядел бодрым и полным энергии, быстро добавив к своему искреннему заявлению: «Позвольте мне пояснить свою позицию: я не ненавижу это, когда описания точны, но они редко бывают точными».
Он показал мне ролик, который он недавно видел в социальных сетях, где мужчина объясняет, что переосмысление боли как «нейрофидбэка, а не наказания» активирует переднюю поясную кору (часть , участвующую в регистрации боли). «На самом деле это никогда не изучали; это просто выдумки», — говорит он. Он опубликовал лаконичный ответ, призывая создателей контента «не примешивать к этому нейробиологию». «Вот почему я считаю, что особенно важно, чтобы в Интернете были настоящие учёные», — говорит он. «Мы должны показать общественности, как выглядит ответственное и точное обсуждение науки».
Рейн нашёл себе нишу специально для этого. Он действительно «настоящий учёный», который публиковался в рецензируемых журналах и прошёл постдокторскую стажировку в Стэнфорде, где он до сих пор преподаёт. Но он также является коммуникатором, объясняющим сложную, не до конца понятную науку о
Существует ли тема более актуальная? Мы с опозданием приходим к тому факту, что живём в том, что сам Рейн называет «миром пост-взаимодействий». Любой, кто задаётся вопросом, что означает для нашего здоровья недавняя фетишизация JOMO (joy of missing out, радость от пропущенного) [как антипод FOMO, страху пропустить что-то важное, который приводит к лихорадочному чтению новостей / прим. перев.] и подстёгнутое ковидом стремление к интроверсии, найдёт чёткие ответы в книге Рейна. Доказательства того, что изоляция вредна для нас, там представлены безжалостные. Читая книгу, я чувствую, что мне нужно срочно организовать встречу со всеми своими друзьями и знакомыми.
Существует множество исследований, иллюстрирующих критическое влияние изоляции на наше здоровье и благополучие. «Меня всегда шокирует исследование инсультов у мышей», — говорит Рейн, описывая, как исследователи вызывали одинаковые инсульты у мышей и обнаружили, что те, что жили в одиночестве, чувствовали себя значительно хуже. «У них было больше повреждений
Это специализация Рейна и одна из причин, по которой он написал книгу: чтобы «приоткрыть завесу», как он сам выражается, над нашим социальным
По его словам, эта реакция на стресс вызывает выработку кортизола. «Ваше тело готовится к испытанию, и одно из последствий этого — кортизол подавляет воспаление, потому что воспаление не помогает, когда вы пытаетесь убежать от саблезубого тигра». Проблема в том, что в отличие от саблезубых тигров, изоляция остаётся: стресс сохраняется, и кортизол теряет способность эффективно подавлять воспаление. «Когда у вас есть такая длительная, хроническая реакция на стресс, это может привести к накоплению воспаления».
Воспаление — один из защитных механизмов организма против травм, болезней и других стрессовых факторов. Оно может стать проблемой, если длится слишком долго или возникает в ненадлежащих условиях. Рейн не любит говорить об этом — потому что это одно из тех модных слов, которые без разбора и неточно используются в Интернете. «Каждый раз, когда я говорю это, я думаю: „О, теперь аудитория считает меня фальшивкой“. Но в данном случае это реальность. Это одно из серьёзных последствий хронического стресса, которое ухудшает здоровье наших органов». Исследование на мышах показало, что виновником является воспаление: одинокие мыши больше не страдали от инсультов чаще, чем их социализированные сородичи, когда исследователи подавили воспаление, вызванное их одиночеством.
Нечто подобное происходит с одинокими людьми. «У людей, которые находятся в изоляции, наблюдается хроническое воспаление, которое, вероятно, нагружает их органы и препятствует процессу выздоровления», — говорит Рейн. В одном исследовании пациенты, которые сообщили о высоком уровне «эмоциональной поддержки» после первого инсульта, продемонстрировали «значительное улучшение» своих функциональных способностей. В другом исследовании было обнаружено, что люди, перенёсшие инфаркт и живущие в одиночестве, в два раза чаще умирают в течение трёх лет после инфаркта, чем те, кто живёт с другими людьми.
Обратное также верно: когда мы находимся в окружении других людей, наш
Общение с другими людьми доставляет удовольствие, что даёт эволюционное преимущество. «Наш
Если общение доставляет нам такое удовольствие, почему мы не делаем это чаще? Наш
К этому добавляется очень современная проблема интернета. Онлайн-общение — от групп в WhatsApp до видеозвонков — стало гораздо более популярным с началом пандемии, но для систем социального вознаграждения нашего
Пользователи социальных сетей «более тревожны, более подавлены и более одиноки, что прямо противоположно тому, что мы наблюдаем у людей, которые больше общаются», — говорит Рейн. У него есть гипотеза о «виртуальной отстранённости». «Социальные сигналы, такие как мимика и язык тела, — это сигналы, которые наш
Так как же получить максимальную пользу от реальных взаимодействий? Несмотря на свою репутацию «социального смазочного материала», алкоголь может быть не так полезен для общения, как кажется. Когда люди говорят, что алкоголь является «депрессантом», объясняет Рейн, они имеют в виду, что он угнетает деятельность нервной системы, заставляя нейроны «лучше заглушать друг друга», так что вы становитесь менее вдумчивыми. Алкоголь также ослабляет реакции страха и тревоги, влияя на нашу эмпатию и способность обрабатывать социальные сигналы и реагировать на них — что не обязательно является рецептом успешного общения.
Незаконные наркотики, такие как псилоцибиновые грибы и МДМА (или экстази), действуют противоположным образом. В лабораторных исследованиях влияния МДМА на мышей он обнаружил, что «МДМА, по-видимому, обеспечивает совершенно беспрецедентный уровень эмпатии, поднимая уровень серотонина до новых высот».
Рейн не предлагает людям принимать незаконные наркотики. Однако он утверждает, что приобретение собаки даёт схожий эффект: когда собаки и их хозяева смотрят друг на друга, у них «значительно повышается уровень окситоцина», а у хозяев собак снижается уровень кортизола и риск сердечно-сосудистых заболеваний. Самый простой совет Рейна, однако, заключается в том, чтобы по возможности «улучшать» свои взаимоотношения. Выбирайте те, что дают больше социального удовлетворения: если вы собираетесь отправить SMS, позвоните; если вы собираетесь позвонить, позвоните по видеосвязи или, что ещё лучше, встретьтесь лично.
Хотя Рейн открыто признаёт, что он «определённо экстраверт», он чётко понимает, что не существует универсального рецепта для общения, и что экстраверты и интроверты имеют разные социальные потребности. Однако каждый человек получает пользу от определённого уровня социализации и страдает от её отсутствия. Это может стать замкнутым кругом: исследования показывают, что изолированные люди не испытывают столь сильных нейрохимических социальных вознаграждений, как те, кто хорошо интегрирован в общество.
В нейробиологии взаимосвязей существует увлекательное взаимодействие эгоизма и бескорыстности: мы индивидуально мотивированы нейрохимическими вознаграждениями действовать социально или даже альтруистично. Видя, как кто-то страдает (в том числе от социальной боли, такой как смущение или изоляция), мы активируем в своём
Нечто подобное отражено в книге Рейна. Его аргументы в пользу того, почему мы должны быть социальными, могут показаться прагматичными, функциональными и даже эгоистичными: общение полезно для нас, как витамин D или полноценный сон; социализация представлена как своего рода секрет долголетия, который так любят поклонники подкастов. Рейн сравнивает это с физическими упражнениями: «У вас есть чёткий стимул, когда вы смотрите в зеркало и говорите: «Я выгляжу довольно хорошо, и я хочу, чтобы так продолжалось, поэтому я буду заниматься. В случае с общением у людей нет такого видимого стимула».
Объясняя преимущества для здоровья, Рейн надеется дать людям индивидуальный стимул для того, чтобы они чаще выходили в люди. Но его амбиции на самом деле гораздо более идеалистичны. «Меня беспокоит то, как раскололось наше общество. Если эта книга сможет убедить людей, что разговаривать с незнакомцами, делать комплименты, позитивно общаться с людьми в своей жизни — это хорошо для вас, то она даст им стимул делать то, что хорошо для человечества. Когда вы хорошо спите, когда ходите в спортзал, это не делает мир лучше. Но когда вы добры к людям в своём сообществе, это действительно всё меняет».
Автор: SLY_G
