Не нажимай и не утверждай

в 14:26, , рубрики: Лайфхаки для гиков, обязанности, офисная жизнь, помощь, помощь ближнему

Я могу ошибаться, но предполагаю, что эти два совета помогут вам не наступать на те грабли, на которые я несколько лет подряд прыгал с разбегу. Особенно, если для большинства окружающих вы «разбираетесь в компьютерах» или, более того, ваша работа напрямую связана с помощью пользователям.

Совет первый: «не утверждай»

Все мои хорошие руководители учили меня тому, что никогда не следует что-либо утверждать, даже если ответ для вас очевиден (бумага белая, на улице жарко, сахар сладкий и т.п.). Изначально мне было тяжело это принять, особенно когда очевидный и полезный (по моему мнению) совет для человека приходилось заворачивать в такую «обёртку», что и самому-то было сложно понять изначальную идею.

Более-менее хорошо я начал усваивать этот урок только после того, как меня несколько раз очень здорово подставили коллеги и клиенты. Тогда мне повезло, все ситуации сошли мне с рук, но я получил очень неприятный осадок, правда вместе с осадком ко мне пришло понимание следующих вещей:

— человек изначально может неверно формулировать вопрос (не точно или не полностью), поэтому ваш совет поможет лишь в части случаев, а в части не поможет (а где-то вообще навредит);

— с того момента, как вы дали совет, до момента начала его реализации может пройти гораздо больше времени, чем вы рассчитывали, и в тот момент времени ваш ответ может оказаться неточным, неполным или вообще неверным;

— ваши слова могут случайно или целенаправленно исказить, т.е. выполнить совет не точно или не полностью;

— в ряде случаев передача идет через «сломанный телефон», т.е. человек интересуется не для себя, а для кого-то (особенно часто сталкиваюсь с ситуацией, когда подчиненные решают вопрос для руководителя);

— вы изначально могли неверно понять суть проблемы или то, что человек хочет получить в итоге;

— целью обращения было подготовка почвы для «подставы» (да, с таким я тоже сталкивался);

Ситуаций может быть гораздо больше, но нам важно не это, а сам факт того, что ответ, который логически должен быть правильный, будет неверен и в лучшем для вас случае это будет пустая трата времени, а в худшем человеку или фирме будет нанесен вред, причем нанесён с вашей подачи. А вот если вы не утверждали, а говорили «я предполагаю», «могу ошибаться, но…» у вас остается пространство для маневра чтобы указать на то, что вы ничего не утверждали, а предполагали.

Обратите внимание: я не предлагаю сознательно вводить людей в заблуждение, давая неверные советы, а лишь предлагаю не сжигать мосты для самого себя, чтобы иметь путь для отступления если что-то пойдет не так (в том числе и не по вашей вине).

Совет второй: «не нажимай»

В большинстве случаев для решения проблемы нужно что-то сделать. А раз нужно сделать, значит нужно нажимать (крутить, переключать и т.п.). Но всегда ли это должны делать вы? Если операция сложная, требующая специфических знаний и её выполнение прямо входит в ваши обязанности, то, предполагаю, что нажимать нужно будет вам. А если умение выполнять данную операцию входит в трудовые обязанности сотрудника, при приёме на работу это было одно из требований, то вы тоже должны это делать?

Лично я за последние две недели дважды столкнулся с тем, что люди, которые при приёме на работу в резюме указывали «уверенный пользователь ПК» не умеют копировать файлы на флешку. И знаете, с каким вопросом они подходили ко мне? Нет, не подумайте, что просили научить, как это сделать. Они хотели, чтобы это сделал я! Да, это их работа и им за это платят, но раз я в компьютерах разбираюсь лучше чем они (по их мнению), то копировать файлы на флешку тоже моя задача и не важно, что в мои служебные обязанности это не входит.

Позиция «ничего не знаю, моя хата с краю» просматривалась везде и во всем, пользователи игнорировали все распоряжения, рассчитывая на то, что как бы я ни упирался, но как только встают бизнес-процессы сотрудника, подразделения или фирмы начинается всеобщая истерика и все сводится к тому, что сейчас виновен не то, кто не сделал это ранее (какая бы ни была причина), а тот, кто в данный момент может решить проблему, но «занял принципиальную позицию и отказывается помогать» (кстати если в этот момент я занят чем-то более важным для фирмы, то это так же моя проблема).

И ведь раньше я постоянно попадался на такие провокации и делал все за людей, поскольку мне казалось, что где-то действительно есть моя недоработка, я что-то неправильно объяснил и т.п. Месяц назад написали инструкцию по переходу на новый сервер 1С, а вы не сделали всем отделом? Ну, давайте я сделаю, под ваше общее нытьё о том, что я медленно делаю и у вас продажи остановились. Видимо нужно было чаще ходить и просить вас сделать это.

А потом не без помощи добрых людей я обрел просветление, внутреннее умиротворение и стал спокоен. Что-что вы говорите? Не работает 1С? А вы читали инструкцию по переходу на новый сервер? Ну, так читайте! Куда нажать? А вон там кнопка. Нет, сам не нажму, это ваша обязанность. Не помните логин и пароль? А сходите к генеральному, кабинет знаете, он вам быстро «напомнит».

Не знаю хорошо это или плохо, но метод работает. Если раньше все проблемы можно было свалить на меня (не сделал или делал долго, плохо настроил, просто виноват), то теперь большинство людей начало понимать, что если они должны были что-то сделать, но решили не утруждать себя, а в последний момент прибежать с криком «ничего не работает» и получить результат без напряга, то сначала они получат от меня втык и публичное порицание, потом то же самое от моего руководителя в адрес их руководителя, после чего их руководитель даст хорошего пинка отделу в целом и виновнику лично, а в самом худшем случае ситуация может дойти до генерального. А там уже и до серьезного наказания недалеко осталось.

Опять же обращаю ваше внимание на то, что цель совета не научить вас отлынивать от работы, а защитить себя. Помните, я писал, что люди не умеют на флешку копировать файлы? Так вот я ушел, а человек остался копировать файлы с компьютера на флешку (чтобы пересесть на ноутбук), скопировал, значит, и приходит ко мне, сообщает, что могу забирать старый ПК. Я пришел, спросил, точно ли все скопировано (после того, как забираем ПК у сотрудника, мы его чистим и затираем все, чтобы другой не мог восстановить), получил утвердительный ответ и унес к себе. Посидел часика полтора, разобрал дела, еще раз звоню человеку, спрашиваю, точно ли стираю все. Ну да, говорит, я все забрал. А через час прилетает с выпученными глазами и истерикой, оказывается вместо клиентской базы на флешке ярлык на неё. Знаете, кто остался виноват? Нет, не я :) Но мог бы быть виноватым, если бы трогал руками.

P.S.: статья была написана для того, чтобы люди меньше страдали за свои добрые дела. Да, в теории в каждой фирме люди, что называется, гребут в одной лодке, но, к сожалению, на практике каждый сам за себя (реже стая на стаю). Я два или три раза был на грани увольнения из-за нежелания принимать факт того, что люди постоянно играют в подковёрные игры и могут говорить с вами об одном, а вашему руководителю, директору и собственнику о другом. От увольнения меня спасали хорошие отношения с собственником, но у многих такой возможности не было, их увольняли.

Автор: s37

Источник


* - обязательные к заполнению поля