Microsoft SharePoint / Опыт работы с Nintex Workflow for SharePoint 2010

в 18:47, , рубрики: nintex, sharepoint, workflow, метки: , ,

imageПосле поста про автоматизацию заявок некоторые коллеги попросили меня поподробнее рассказать о workflow-редакторе Nintex и о тех подводных камнях, на которые можно наткнуться при его использовании.

Я познакомилась с этим редактором ровно 3 года назад, когда ко мне подошел шеф и сказал: «Выучишь Nintex — поедешь в Казахстан». Для меня в тот период карьеры лучшей заманухи просто быть не могло. Надо сказать, что работа с этим редактором лично для меня все эти 3 года была скорее удовольствием и игрой, чем действительно работой.

Я не хочу подробно рассказывать о возможностях этого продукта, потому что, во-первых, не хочу pr-a, а, во-вторых, эта информация наверняка есть на каких-то специализированных сайтах. Я хочу рассказать о тех фактах, которые стали решающими в выборе Nintex и о тех подводных камнях, с которыми я сталкивалась.

Несомненные преимущества перед стандартным workflow-дизайнером SharePoint

  1. Функционал. За последние 3 года я как аналитик занималась проектированием и внедрением более чем 20 корпоративных систем на SharePoint 2007/2010 различной сложности, функциональности и бизнес-направленности и из всего этого многообразия проектов я вспоминаю только один, где стандартную функциональность Nintex пришлось добавлять. Самое существенное отличие от стандартного функционала SharePoint состоит в огромном количестве логических операций с данными (от обычной проверки true/false до полноценной машины состояний, с помощью которой можно реализовать практически любую логику процесса).
  2. Простота освоения. Я аналитик, не программист. И для меня несомненным плюсом стала возможность моей работы с этим редактором. Меня наверняка поймут аналитики, которые пытаются достучаться до разработчиков своими идеями реализации хотелок заказчиков и натыкаются на фразу «Это нереализуемо», а также разработчики, к которым приходят аналитики и пытаются всучить нереализуемые требования. Я для себя эту проблему решила тем, что стала разрабатывать все workflow-процессы сама. Это экономит время мне, деньги заказчику и нервы моим коллегам.
  3. Работа в браузере. Также в силу своей профессии я в основном работаю на небольшом ноутбуке небольшой же производительности. Я стараюсь не устанавливать на него лишних программ, отъедающих оперативную память, потому что очень часто нужно зайти к заказчику в кабинет и сразу начать работать. Возможность проектирования рабочих процессов непосредственно в браузере для меня просто панацея.
  4. Возможность использования подхода GTD к построению процессов. С опытом внедрения корпоративных ИС я наткнулась на однин простой принцип: Лучшая информационная система — это та система, которую никто не замечает. Если у вас в компании внедрена система автоматизации, например, заявок, но большинство сотрудников не знает даже доступа к ней, но при этом в системе в год регистрируются сотни записей, то у Вас внедрена хорошая система. Когда пользователи имеют возможность регистрировать, комментировать, согласовывать записи через почту, это позволяет им не отрываясь от основных дел и не нервничая, делать свою работу хорошо. В связке Nintex+SharePoint большинство рабочих процессов можно реализовать так, что пользователю даже в систему заглядывать не придется.
  5. Добавление функционала. Если стандартного функционала все-таки не хватает, то Вы всегда сможете написать свои действия и использовать их в дальнейшем.

Мои любимые функции Nintex

  1. Архитектура рабочих процессов. Nintex позволяет проектировать не только сложные с точки зрения функционала рабочие процессы, но и с точки зрения архитектуры системы, позволяя выносить на уровень узлов, типов содержимых как целые процессы, так и их фрагменты. Такой подход позволяет экономить на проектировании огромное количество человекочасов и делает развитие и изменение системы быстрым и безболезненным. Да и просто интересно строить правильную архитектуру рабочих процессов.
  2. LazyApproval. Самая востребованная на портальных проектах функция, которая позволяет согласовывать заявки напрямую из почтового уведомления. Работает она так: в центре администрирования задаются ключевые фразы для согласования/отклонения какого-то действия (ок, да, нет, пох, no, нет, нах...). Руководителю приходит письмо, содержащее максимальную информацию для принятия решения без входа в систему автоматизации. Он отвечает на письмо одной из ключевых фраз и забывает о системе до следующего письма.
  3. State Machine. Именно машина состояний коренным образом отличает этот редактор от всех своих основных конкурентов. Я делала рабочие процессы, которые содержали с десяток вложенный машин состояний и они работали и работают с отличной производительностью. Благодаря этой функции сделать процесс любой сложности стало делом минут, а не дней.
  4. Синхронизация с AD и профилями пользователей. Можно использовать данные о пользователях в любом месте рабочего процесса.
  5. Автоматически запускаемые рабочие процессы. По сравнению с версией редактора Nintex Workflow 2007, в версии 2010 значительно расширились возможности автозапуска рабочих процессов. К расписанию рабочих процессов и простому автозапуску при создании или изменении элементов списка SharePoint прибавился еще и условный запуск, который происходит при определенном изменении данных формы. Такой подход дает дополнительные баллы к производительности проектируемой системы.

Собственно, подводные камни

  1. Фатальная дружба с IE. Как все знают, начиная с 2010 версии SharePoint активно поддерживает большинство принятых браузеров. Nintex не пошел по этому пути и разработку процессов призвал вести в Internet Explorer. Вы сможете пользоваться системами, разработанными с использованием Nintex, в остальных браузерах совершенно без проблем, но вести разработку новых процессов придется в IE. Так как дома я маковод, то рабочий бук приходится возить с собой домой, если нужно поработать вечерами. В остальных случаях я стараюсь не обращать внимание на то что постоянно приходится работать именно с Explorer. Кстати, именно поэтому статья без картинок.
  2. Стоимость. Еще одним огорчающим моментом является цена на серверную лицензию, от которой нередко округляются глаза у представителей малого бизнеса.
  3. Невозможен перезапуск процесса в том месте, где он упал. Допустим, в какой-то момент работы системы, на сервере начались какие-нибудь обновления или любой другой апокалипсис, который съел львиную долю оперативной памяти, и рабочий процесс отвалился по тайм-ауту. Так вот, перезапускать его придется с самого начала. Если в этом процессе уже произошли события с участием кучи пользователей, представьте их гнев, когда их нужно будет попросить «еще раз пересогласовать заявку». Эта проблема требует более правильного построения сложных процессов.
  4. Необходимость небольшой доработки на более высоком уровне.К сожалению, при проектировании сложных процессов не обошлось без доработок на уровне кода. Коснулись они в основном параметров отображения кнопок запуска процессов. Стандартный функционал уже не покрывает, например, такое требование, как «Функция отправки заявки ИТ на исполнение должна быть доступна только сотрудникам, включенным в группу Диспетчер»

P.S. Автор надеется, что данная статья будет полезна тем, кто регулярно сталкивался с проблемами автоматизации бизнес-процессов на SharePoint. В Казахстан он (автор) так и не попал.

Автор: JuliyaErina

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js