Inventarium.mobi — Не злите ваших пользователей

в 13:56, , рубрики: startup, uservoice.com, Идеи для стартапов, Мой бизнес, метки: ,

Сегодня я запускаю в плавание продукт inventarium.mobi, цель которого – дать возможность разработчикам мобильных приложений быть всегда в курсе проблем своих пользователей, а последним – быть счастливыми, потому что их услышали. Если коротко – это Getsatisfaction & UserVoice, но для мобильных приложений и приватных сообществ.
И я бы хотел с вами (не)много поделиться, как в одиночку на голом бутстрэпе я создавал продукт. Так же хотел бы обсудить тему подобных систем, и самое главное — найти среди вас моих первых, самых трудных, самых капризных, но самых любимых клиентов! Бесплатно и без смс.

Предыстория

Перед тем, как перейти непосредственно к продукту, я бы хотел немного рассказать, что за этим стояло.
Меня зовут Роман Никитин (facebook, twitter) и я, как и большинство из вас, — гик, технарь, программист (в основном C#, asp.net) и любитель хорошей научной фантастики.
Пару лет назад я вляпался в штуку под названием «стартапы» и из программистов сразу был возведен в ранг технических директоров в функциями Team Lead, PM, Scrum Master-на все руки и со всеми вытекающими из этого проблемами и последствиями.
Работали мы тогда над проектом ePythia (это такой контекстный планировщик, учитывающий для задач ваше местоположение) и прошли не менее 7 кругов ада. Но сегодня не об этом.

В работе над проектом мы старались использовать техники из Lean Startup и Customer Development, что привело нас к мысли, что нам нужен хороший канал обратной связи с пользователями, а главное – «мобильный», так как основной продукт – это мобильное приложение.
И в итоге мы сформировали требования для такого рода продукта:

  1. Поддержка мобильных приложений — в перспективе, на разных платформах
  2. Работа всегда внутри виджета без необходимости перехода на внешний ресурс, легкий возврат в контекст приложения (есть мнение, что половина пользователей не возвращается)
  3. Отсутствие двойной авторизации, он же Single Sign On (говорят, половина пользователей, увидев требование ввести логин и пароль, сразу откажется от мысли писать что-либо, — а мы хотели слышать все)
  4. Минимальная цена, а в идеале и первое время бесплатно (не триал в 30 дней, а что-нибудь большее)

Найти систему, удовлетворяющую на 100% всем этим требованиям оказалось невыполнимой задачей. UserVoice & Getsatisfaction были ближе всех, но их направленность на маркетологов и оффлайн бренды (типа Tide), в довесок к цене в $59 – $99 и отсутствии необходимых фич в бесплатной версии, нас отпугнули.

В итоге мы влепили отправку сообщения на почту из приложения и отложили вопрос до лучших времен. Но мысль-то в голову уже засела – почему еще ничего такого нет, а ведь на первый взгляд система не выглядит такой уж сложной в разработке?

И вот в феврале 2012 года у меня появилось немного времени, а впереди замаячил очередной Harvest (стартап-мероприятие на выходные, как StartupWeekend на западе), а следом за ним и Mobile HackDay планировался (эх, жаль что отменили). А идея до сих пор не давала мне покоя.
В течении пары недель я активно выспрашивал всех знакомых разработчиков/руководителей/и всех, кто хоть как-то связан с мобильными приложениями, интересен ли такой продукт?
Огромное спасибо всем поучаствовавшим за критику, советы и заинтересованность. Это укрепило меня в мысли, что надо действовать.

И я решился на эксперемент на определенных условиях:

  • полнофункциональный прототип за неделю
  • бутстрэппинг, т.е. отказ от инвестиций и развитие своими силами
  • минимум команды, точнее сделать все максимально в одиночку

Неделя жесткого программирования по 18 часов в сутки после полугода работы вдалеке от программирования – это прекрасно.
К Харвесту я успел, выступил с коротким питчем, но… я знал, что на Харвест почти не ходят разработчики, но чтобы там были люди, совсем далекие от разработки продуктов – я не ожидал. Знакомыми с Copiny/UserVoice/Getsatisfaction оказалось всего примерно 3-е человек из зала. Но и, наверное, мой питч был слишком технический и сложный после бессонной ночи :)
Потом к сожалению, был отменен Mobile HackDay, что не дало возможности протестировать продукт на целевой аудитории.
Тогда было сделано примерно 80% проекта. Доводка остальных 20% заняла все время вплоть до сегодняшнего дня. Как обычно, самое трудное на этом этапе – подавлять в себе желание все переписать, отрефакторить, поиспользовать что-то из свеже-вышедших технологий. С трудом заставляю себя заносить это все в таск-менеджер на будущее :)

Технические детали

Современные технологии действительно позволяют творить чудеса.
Так как я много лет разрабатывал под веб на .Net, то решил и не экспериментировать на всяких прикольных Ruby & Python, а использовать то, с чем уже хорошо знаком.
Отдельно остро встал вопрос, как максимально охватить мобильные платформы при минимуме усилий. Самым логичным был ответ — html5 + нативная обертка.

И так, проект можно разбить на:

  1. бэкэнд-вебсайт
  2. веб-приложение – панель для модераторов сообществ и разработчиков
  3. html5 мобильное веб-приложение для встраивания в телефоны
  4. оболочки под iOS, Android, Windows Phone

Если классифицировать по технологиям, то получается так:

  1. все 3 веб-сайта сделаны на основе asp.net MVC 4
  2. мобильный сайт построен на jQuery Mobile + Cordova (ex-PhoneGap сейчас используется только для перехвата кнопки “back”)
  3. Orchard CMS в качестве главной страницы
  4. конечно же, Android SDK (2.3), Windows Phone SDK, iOS SDK

В общем, из совсем незнакомых технологий были только мобильные SDK, но на них планировалось минимум кода.

Из всего этого сейчас в доработке находится iOS SDK.
А за неделю прототипирования я успел сделать почти весь веб и SDK для Windows Phone, как по языку самую близкую мне платформу.

Так же я решил идти по открытому пути и все SDK предоставляются в виде исходных кодов и выложены на github: http://github.com/inventarium — что, надеюсь, повысит кредит доверия у разработчиков.

Затраты

Своих денег на начало проекта у меня особо не было, об инвестициях задумываться не хотелось, а проект делать надо – значит надо найти способ сделать его бесплатно.

Вопреки распространенному мнению “бесплатно” это не всегда open-source технологии типа php, ruby, java, python. В стане Microsoft-разработчиков тоже можно найти способы. Итак:

  • Инструменты = 0 руб.
    Регистрируемся в программе Microsoft Bizspark и получаем весь софт и инструменты абсолютно бесплатно (так же можно использовать и express-версии продуктов)
  • Хостинг = 0 руб.
    Опять же, MSDN Subscription или Bizspark позволяют получить отличнейшую скидку – подробности тут.
  • Дизайн ~1000р, цена 2 пицц в Папа Джонс и бутылки вина.
    Дизайн сайта на этом этапе стоял не на самом первом месте, были максимально использованы стандартные темы и принципы минимализма (смотря на новый сайт basecamp.com, я понимаю, что не прогадал:) ). За дизайном приложения я отправися в гости к знакомому дизайнеру, купив 2 пиццы и бутылку вина — вместе за 2 часа мы набросали приблизительные макеты.
  • Домен = 200 руб.
    GoDaddy вечно проводит всякие акции и распродажи, так что домен действительно стоит недорого.
  • SSL сертификат = 0 руб.
    С удовольствием пригласил бы на пиво пользователя syncer за наводку на startssl.com статьей

Итого мы получаем 1200 рублей расходов и куча потраченного времени. Неплохо!

Продукт

Напомню, что в самом начале статьи я обрисовал основные критерии, которые были нужны от такой системы.
Исходя из них я отказался от веб-виджета, публичных страниц community (Tide, извини) и многого другого. Что-то из этого рано или поздно вполне может появиться, и это будет зависеть от вас, моих будущих любимых клиентов.
Также, после просмотра ценовых политик конкурентов, я решил упростить и этот аспект. Я не хочу вводить многоуровневую линейку тарифов и никаких trial-аккаунтов. Системой полнофункционально можно пользоваться сколько угодно времени, пока количество ваших пользователей не превысило 10 000, дальше надо платить $49 в месяц.
Т.е. чистой воды Freemium.

Так как я определил, что в своих клиентах я прежде всего хочу видеть молодые и быстро-растущие стартапы, то эти цифры и такая политика – как раз то, что надо. Это позволяет сразу использовать нужный инструмент и не тратить и так отсутствующие деньги.
В общем, заплатите потом, когда разбогатеете :)
Все как в учебнике – я прежде всего сделал идеальный продукт для себя, а теперь готов его дорабатывать для других.
Для наглядной демонстрации я сделал шикарную интерактивную демо-страницу: app.inventarium.mobi/demo

Команда

С самого начала я прекрасно понимал, как делать этот продукт, как им пользоваться и кто примерно им будет пользоваться. Поэтому разные маркетологи, маркетеры, рэкетеры и прочие pr-люди на данном этапе отпадали, дизайнерам-кофаундерам я не доверяю, а кто действительно мог бы пригодиться – это еще разработчики, но все знакомые были в этот момент заняты.
Добавлю, что если у вас стоит задача – залезть в какой-нибудь акселератор, инкубатор или стартап-конкурс – то вам нужна команда. Желательно достаточно разношерстная. Одиночек практически не берут.
В остальных случаях – надо смотреть по необходимости.
Чья помощь действительно бесценна для меня – это Николай Михайловский, который в данном проекте выступает моим консультантом/советником (если по западному, то эдвайзер или ментор).
Ну и отдельно хочется сказать огромное спасибо моей будущей жене, которая все это время не только выслушивала меня, но и посильно помогала советами, редактировала мои русские тексты, помогала с переводами на английский, готовила вкусные ужины и вообще всячески терпела это все :)

А дальше что?

А дальше надо развивать продукт. Конечно, у меня в голове есть примерный план на ближайшее будущее:

  • возможный отказ от jQuery Mobile (все-таки медленновато)
  • поддержка тем и визуальной кастомизации
  • детальная аналитика поведения пользователей
  • а еще можно будет грабить корованы

Что из этого и в какой последовательности будет реализовано — будет зависеть только от вас, моих клиентов. А, может быть, я еще и не полностью вижу ваши потребности и вам нужно что-то другое?
Время покажет.

В качестве заключения

Да, в продукте еще много чего не хватает и имеется лишь голая пустая новостройка, но это и придает ценности. У меня и у вас – у нас – есть хороший шанс сделать продукт так, как этого требует наш бизнес.
Поэтому больше всего я хочу услышать от вас критику, желательно конструктивную, пожелания, отчеты о внедрении и любую другую полезную информацию.
Если вам нравится идея продукта, обязательно попробуйте им воспользоваться и напишите мне о ваших впечатлениях.

В свою очередь я обещаю всем своим первым клиентам пожизненные бесплатные аккаунты и красивые футболки, когда разбогатею :)

Пишите мне на почту (roma@inventarium.mobi), в фейсбук(fb.me/rnikitin), твиттер (@rnikitin), скайп (neu.romantic), оставляйте тикеты на гитхабе github.com/inventarium, присоединятейсь к группе на фейсбук (https://www.facebook.com/groups/inventarium.support.ru/), звоните на сотовый – в общем любым удобным вам способом.

Если вам понравился проект или понравилась статья или еще что-то понравилось, не стесняйтесь зайти в мой профиль и нажать на +, это позволит мне добавить этот топик в хаб «я пиарюсь» и, возможно, его увидит еще больше заинтересованных в продукте людей! Спасибо!

May the Force be with you!

Ссылки в тему:

Автор: RomanNikitin

* - обязательные к заполнению поля