Как я НЕ стал разработчиком, или О проблемах на пути начинающего специалиста

в 7:51, , рубрики: ozon tech, начало карьеры, развитие, стажировка, стажировка в it, стажировка иб, студент

Привет!

Меня зовут Дмитрий. Я успел отучиться в колледже, поступить в университет, окончить стажировку в Ozon Tech, перейти в штат и по сей день не прекращаю учиться, учиться и ещё раз учиться. Сейчас я работаю младшим аналитиком информационной безопасности в отделе Compliance и безопасности данных.

Как я НЕ стал разработчиком, или О проблемах на пути начинающего специалиста - 1

Это история о том, как я пару лет пытался войти в разработку, но зашёл не в ту дверь и остался, о постоянном обучении, а также о том, как найти то, что тебе по душе, и при чём тут стажировка.

С чего всё началось

А началось всё как у многих: домой принесли компьютер. И это определило дальнейший род моей деятельности, но не конкретную специализацию.

И тут нас встречает самая первая проблема, с которой сталкиваются абсолютно все, и я в том числе: «А кем я хочу стать когда вырасту?».

Хоть я уже и нашёл ответ на этот вопрос, но поначалу его задают тебе все кому не лень, что давит и делает и так нелёгкий вопрос ещё более сложным.

Я очень слабо понимал, чем именно хотел бы заниматься, но, вспомнив уроки информатики и программирования, которые меня зацепили, я решил пойти в колледж на соответствующую специальность.

Вот только по направлению разработки я не прошёл, а потому я пошёл на информационную безопасность, которую, как мне утверждали, «ну очень похожа».

Вечный джун

Из первой проблемы, описанной выше, вытекла вторая проблема. Так называемая «Проблема вечного джуна». Вроде бы я услышал это от коллеги, но я это запомнил так: когда ты хорош во всём, но по чуть-чуть.

Поясню на своём примере

Из-за того, что я очень долго не мог определиться с вопросом о том, чем же я всё-таки хочу заниматься, меня шатало от одной технологии к другой.

С разработкой знаком я не был, а потому отправился в интернет читать, что же там скажут обо всём этом. Из каждой щели все говорили о frontend-разработке, а также о курсах, связанных с ней. И моими первыми были курсы именно по ней. В них входил HTML, CSS и JavaScript.

На платные у меня не было денег, да и если бы были, то тратить деньги на то, в чём я ещё не определился, мне казалось неправильным. Поэтому все последующие курсы, которые я проходил, были бесплатные на просторах YouTube.

Так как параллельно я ещё учился в колледже, то на изучение курсов уходило мало времени. И, хоть у меня были некоторые успехи, шёл по курсу я медленно.

И тут в один момент на парах мы начали изучать C++. Мне показалось это более интересным, ведь «Ого! На моей специальности начали преподавать программирование», и я забил на курсы по frontend, потому что мне казалось, что преподаватели точно смогут обучить, и раз уж я учусь здесь, то надо пользоваться. Изучение C++ быстро закончилось на базовых вещах, но не закончилось моё увлечение этим языком. Уже дома я начал по чуть-чуть изучать его, но очень скоро наступило время диплома, и после него меня… забрали в армию.

По возвращении со службы я устроил себе небольшой «отпуск» и продолжил учить программирование, но на этот раз ушёл в изучение Python, который на тот момент все начали активно рекламировать.

Таким образом, я много времени тратил на изучение разных технологий, не погружаясь ни в одну из них надолго. И хоть спустя время данные знания, пускай и не такие углублённые, мне помогают при работе и обучении в универе, но подобное перескакивание с темы на тему только замедляло меня.

Как я НЕ стал разработчиком, или О проблемах на пути начинающего специалиста - 2

Мой совет

Определитесь с теми технологиями, с которыми вам интересно развиваться и работать, и сконцентрируйте своё время на изучении и работе именно с ними, пока не достигнете приемлемого уровня.

Если вам, как и мне, интересно всё и вся, то выберете то, что популярно и ближе всего вам. Вы гораздо меньше потратите времени, если будете переходить с хорошо изученного стека на новый, нежели перепрыгивать с одного на другой, проходя по каждому поверхностно и оставаясь «вечным джуном».

А если вам не симпатична ни одна технология и/или даже ваше направление, то стоит задуматься и полностью поменять его сейчас, чем через годы зря потраченного времени на то, что вам было неинтересно.

Университет

Зачем поступал

Тут ко мне пришёл мой старый друг и сказал, что им нужен младший специалист по информационной безопасности и что он поможет мне подготовиться к собеседованию, чтобы я смог прийти к ним работать. На тот момент это было чуть проще, чем разработка, т.к. у меня уже было образование по направлению ИБ. Однако при том, что я прошёл все этапы собеседования, руководство дало красный свет, и мне отказали, сославшись на то, что у меня нет высшего образования и я нигде не учусь.

Это ещё одна проблема, ведь если не все, то точно большинство людей смотрит на то, учился ли ты где-то или нет и, скорее всего, отдадут предпочтение человеку с образованием. Да, можно было бы записаться на курсы по разработке, но вуз — это не только про знания, и я решил, что он мне нужен.

Я много выслушал о проблемах образования в российских вузах, однако, помимо самой «корочки», вуз для меня был больше инструментом развития, нежели обязательным условием, и решение не заставило себя долго ждать.

Поступление

Уже летом я успешно сдал вступительные экзамены (ЕГЭ у меня не было, так как я поступал после колледжа) и легко чуть ли не в последних рядах поступил на бюджет по направлению «Прикладная информатика в экономике» в НИУ МЭИ.

Поступил я на очно-заочную форму обучения, при которой пары проходят в вечернее время. Я шёл намеренно именно на эту форму, потому что:

  • я планировал совмещать работу по специальности с учёбой;

  • там была сокращённая программа обучения после колледжа;

  • идти на заочную форму и терять драгоценные для меня выходные — это кощунство.

Я не буду затрагивать тему программы обучения, а расскажу лучше про форму обучения.

Проблемы формы обучения

Как я уже рассказал, у меня вечернее обучение и т.к. я после колледжа, то программа обучения сокращённая, что подразумевает зачёт ранее закрытых в колледже предметов. Из-за этого программа сокращается на два года, убирая все «лишние» непрофильные предметы. Однако это не отменяет того, что количество часов, выделяемых на профильные предметы, очень мало. Из-за чего приходится доучиваться самому на тех самых выходных, которыми я так не хотел жертвовать.

Плюсы

Собственно, причина, по которой я пошёл на неё и, по совместительству, её плюс: она позволяет совмещать учёбу и работу. Я понимал, что, скорее всего, я получу больше фундаментальных знаний, чем практических, но вуз не только про знания, и подобный формат обучения подходил как нельзя лучше.

Также универ предоставляет тебе программу обучения, задания и сроки. Он даёт тебе направление развития и дисциплинирует, выставляя дедлайны, чего сложно достичь на полном самообучении.

И, как по мне, на очно-заочном чуть проще. Преподаватели относятся чуть снисходительней так как понимают, что все работают и могут не так сильно нагружать, делать поблажки и т.д.

Вообще, мнений людей, кто учится со мной на одном курсе, я послушал достаточно, и каждый смотрит на это всё по-разному, но лично для меня универ — лишь дополнительный источник знаний и подобного рода послабления только помогают.

А мне стоит идти в вуз?

Я не смогу ответить на этот вопрос за вас, т.к. каждый определяет это для себя сам. Однако, чтобы вы могли это понять, попробуйте переформулировать данный вопрос сказав себе: «А зачем мне поступать в вуз?».

Может, в профессии, в которой вы хотите работать, высшее образование обязательно. Возможно, вы просто хотите диплом, чтобы он был. А может, для ваших целей вам достаточно курсов или самообразования. 

Возьмите для себя несколько ответов и, если плюсы перевешивают минусы, а альтернатив нет, то тогда стоит идти.

От себя могу только добавить, что если вы планируете совмещать работу и учёбу, то присмотритесь к очно-заочной программе обучения, если таковая присутствует в вашем вузе. Возможно, для вас, как и для меня, это будет более привлекательно.

Мои попытки поиска работы по специальности

Первый опыт

Во время учебы в универе из-за срочной необходимости в деньгах я устроился на свою первую работу, а именно помощником системного администратора, чтобы работать в том, что я более-менее понимаю, и не теряя времени зря, подтянуть знания о сетях и о работе с сетевым оборудованием и программами. Во всей компании был только один небольшой отдел, связанный с IT, и поэтому сисадмины занимались и администрированием, и информационной безопасностью. И во время работы я сталкивался и с тем, и с другим, что оказало своё влияние.

Когда я искал свою первую работу, я столкнулся с очередной проблемой: я мало кому был нужен. У меня ушло на поиски слишком много времени. Вот только после получения, пускай и скромного, но всё-таки опыта работы, звать на собеседования меня стали чаще, хоть и не всегда туда, куда я хотел.

Я обязательно найду…

Хотелось уже сейчас получать опыт именно по специальности и, поднакопив немного денег, я принял решение уволиться в никуда и сконцентрировать абсолютно всё своё внимание на обучении и поиске соответствующей работы.

Как ни странно, у начинающих специалистов это серьёзная проблема, и её решением может стать стажировка. Можно пойти сразу на позицию младшего специалиста, но порог входа в неё выше, чем в стажировку.

Рассматривал я уже на тот момент два направления: разработка и через какое-то время начал ещё засматриваться на информационную безопасность.

Спустя месяцы поиска я нашёл вакансию стажёра в Ozon Tech, связанную с ИБ. И хоть основой поиска было иное направление, опыт работы в такой крупной компании точно бы не был бессмысленным, тем более что я уже по чуть-чуть начал симпатизировать ИБ, и я подумал: «А почему бы и не попробовать?». От момента отправки резюме до результатов прошёл почти месяц, и в конечном итоге… меня взяли.

Как найти работу быстрее

Я понял для себя это как-то слишком поздно, но основная моя и, возможно, ваша проблема — это резюме.

Вы можете быть хорошим специалистом, но если вас отшивают ещё на моменте отклика, то толку от того, что вы крутой спец, — ноль. Чтобы показать свои навыки на техническом интервью, надо до него дойти, а для этого вы должны показать рекрутеру в своём резюме, что именно вы подходите на эту вакансию. Они просматривают сотни таких, как вы, и за пару тех минут, которые он тратит на прочтение вашего резюме, вы должны его заинтересовать. 

Кратко и по делу.

Укажите то, что необходимо для конкретной должности, на которую вы идёте. Не стоит писать про то, как вы выиграли медаль в школе по русскому языку, или указывать в стеке Pascal, потому что вы его в школе учили, когда вакансия вообще о другом.

Вообще, на эту тему уже много есть статей и видео, так что вы точно не пропадёте.

Стажировка

Про формат стажировки в Ozon Tech было уже рассказано ранее на примере отдела SOC, но, в общем, формат идентичен для всех. Почитать об этом вы можете здесь: тык. Я же расскажу в целом о моём опыте стажировки.

Как я НЕ стал разработчиком, или О проблемах на пути начинающего специалиста - 3

Мой опыт стажировки

Наш отдел занимается разработкой и внедрением правил работы с данными. Группа, в которой я проходил стажировку и работаю по сей день, проводит аудиты безопасности сервисов Ozon на соответствие внутренним требованиям ИБ и требованиям законодательства.

Тут сразу стоит отметить, что с первых дней ко мне относились как к полноценному сотруднику, пускай и с пониманием того, что я пока не имею опыта. За всё время у меня не было ощущения будто я стажёр, потому что ко мне не относились как-то иначе в плохом смысле.

По началу было сложновато, потому что вокруг происходило много всего, надо было впитывать очень много информации и разбираться, как тут всё устроено. Благо, меня не оставили одного и на помощь мне дали наставника, к которому можно прийти с вопросом, на который я всегда мог получить ответ. Это, конечно, не значило, что я должен был ходить только к нему. Можно прийти к любому из коллег, и он, скорее всего, поможет мне или скажет, к кому обратиться с моим вопросом. Ко всему прочему, ещё сильно помогает внутренняя платформа с курсами разного характера и кладезь информации в виде confluence. В общем, на протяжении всего времени у меня не было ощущения, будто я брошен и приходится разбираться во всём самому.

После прохождения курсов и введения в работу отдела меня сразу погрузили в рабочие проекты. Поначалу это были небольшие и иногда объемные задачи аудитов различных систем: от определить, какие данные обрабатываются в системе, до анализа выгрузки из IDM на ~18000 доступов. Также мне пригодились мои знания в программировании, так как порой помогает использование скриптов на Python и Go для поддержания наших ботов, которые облегчают нам выполнение рутинных задач, которые мне вверили. Благодаря чему я ещё познакомился с процессом разработки, выкатки и работы сервисов в компании.

Уже в универе подобные знания сильно упрощают жизнь, потому что с частью материала, которого и так немного на моём направлении, ты сталкиваешься на практике, и у тебя меньше времени уходит на его изучение и последующего выполнения практических заданий на эту тему.

Я не говорю о том, что дома заниматься не надо и универ не нужен. Без этого вы, скорее всего, не достигните того уровня, чтобы быть готовым к выполнению рабочих задач. Наоборот, параллельно с университетом это даёт просто неописуемый буст, потому что полученные знания могут либо помочь вам в понимании материала на парах, либо при выполнении очередного задания. И, совмещая одно с другим, вы только быстрее начнете развиваться как специалист.

Вообще, стажировка длится 6 месяцев, однако я — один из тех случаев, когда стажёр оканчивает стажировку досрочно. Для меня время в компании летело быстро и интересно, и уже через 3 месяца я завершил стажировку и перешёл на позицию младшего специалиста.

Инструмент развития

Компании, чаще всего крупные, взращивают себе новых сотрудников и на примерах их знаний, опыта и технологий можно нехило прокачаться «в бою».

С самого начала вас сразу погружают в проекты, и пускай вы первое время просто слушаете и учитесь, но вы уже здесь и сейчас занимаетесь реальными задачами и учитесь гораздо быстрее, чем дома, выполняя очередную домашку или задачки из инета.

К сожалению, случается так, что стажировка для некоторых компаний — это просто возможность заполнить пробелы и перекинуть рутинные вещи на стажёров. В случае с Ozon Tech часть рутинных задач и вправду переходила на стажёров, но в большинстве своём такие задачи распределяется на весь отдел, и вы не отдуваетесь за всех.

Пробный период

Хотел бы сказать, что стажировка, помимо того, что выступает в качестве инструмента развития, она также даёт шанс попробовать себя в той сфере, в которой проводится, и, если не ответит на вопрос «А чем я хочу заниматься?», то точно исключит из него пару вариантов.

Да, я мечтал стать разработчиком и не поработал им полноценно, но из-за специфики отдела я не раз сталкивался с тем, как работают наши разработчики, и в некоторых задачах приходится заниматься тем же, пускай и в гораздо меньшей степени. 

Этим самым я только подкрепил свой интерес к этой профессии, однако будучи стажёром в отделе информационной безопасности я проникся этой профессией сильнее, чем разработкой и намерен двигаться и развиваться в этом же направлении, учитывая, что мои знания программирования только помогают в этом.

А минусы?

К сожалению, они есть.

В Ozon Tech очень много инструментов, которые написаны для компании, и опыт их использования за пределами компании не факт, что пригодится. Однако, как по мне, не стоит учитывать этот минус при трудоустройстве, т.к. опыта и знаний, помимо самописных инструментов, гораздо-гораздо больше.

Самообучение

Универы и курсы — это, конечно, хорошо, но очень часто приходится прибегать к такой вещи, как самообучение. Кто-то его обожает, кто-то его ненавидит, но этим занимаются все, даже если этого и не подозревают. Найти и выучить материал, который тебе необходим для выполнения учебных практических или рабочих задач, подучить материал для собеседования и т.д.

Но тут возникает именно та проблема, которую должна, по сути, решать за тебя образовательная организация: нужно находить нужный материал, делать себе задачки, и никто не будет за тобой бегать и напоминать, что ты, так-то, должен тут учиться. Многие часто откладывают (я в том числе) это на потом или, прочитав материал, не закрепляют его, делая большие перерывы в учёбе. В общем, тут ты должен организовывать всё сам.

Если рассматривать это не как хобби, где ты уплетаешь материалы по понравившейся тебе теме, а как инструмент развития, то стоит подойти к этому делу более организованно, чтобы не терять время зря, а обучаться эффективно. А ещё самообразование — это бесплатно :D

У нас был план…

Я выделил для себя парочку советов для этого дела.

1. Определить тот уровень знаний, которого хочешь достичь. Например, не «я хочу выучить английский», а «я хочу знать от 2000 слов, грамматику, уметь говорить, читать и писать на английском». Надо понимать, что у выбранной темы как таковых границ может и не быть и надо ставить реалистичные для себя цели, которых можно достичь.

2. Подобрать учебный материал. Есть такая классная вещь, называется индивидуальный план развития (или же ИПР). Выписываете для себя то, что хотите изучить, рядом прикладываете ссылки или названия материалов (видео, курсы, книги и т.д.) и сроки на изучение и закрепление.

3. Выделите в календаре время, в которое будете заниматься обучением. Сделайте себе график занятий. Если сложно выделить большой промежуток времени, то возьмите по полчасика в день или в два дня. Это может показаться малым для вашей цели, но так вы выработаете с регулярностью и достигнете своей цели гораздо быстрее. 

4. Ведите конспекты. На бумаге или на компьютере — это на ваш вкус. Главное — записывать пройденный материал, т.к. так он лучше усваивается. 

5. Не забывайте повторять и применять то, чему вы научились. Думаю, тут и так все понимают, зачем это нужно, однако многие почему-то забывают это делать. Даже если вы не применяете это в повседневной жизни, то находите минут 10-15 раз-два в неделю. 

Самое важное

В универе приходится учиться и доучиваться самому, учишься, чтобы найти работу по специальности, на работе обучаться новому, чтобы выполнять новые задачи или ещё успешнее выполнять уже имеющиеся. В общем, учиться, учиться и ещё раз учиться.

Однако самое важное во всём этом — научиться… отдыхать.

Как бы вы не хотели учиться, важно во всём этом находить тот самый work/life balance. Потому что, живя в таком темпе постоянной учёбы, забывая про отдых, можно очень быстро потерять ко всему интерес и смысла от дальнейшего и предшествующего обучения будет ноль.

Займитесь физической активностью, смените обстановку, сходив погулять в новое место, потупите в стену, и ещё много разного варианта досуга. И главное в это время — не вспоминайте про работу и учёбу.

Заключение

Была также проблема, с которой мне не довелось столкнуться: начинающие специалисты боятся совершить ошибку. Один человек как-то сказал: «Не ошибается тот, кто ничего не делает». Ошибки — это нормально. Я наделал тонну ошибок за свою жизнь и не боюсь ошибиться вновь, ведь именно через ошибки мы можем расти.

Мой путь на этом не заканчивается. Мне ещё многое предстоит узнать и многому научиться. И, скорее всего, я столкнусь с ещё большим количеством проблем. А если вы увидели себя в этой статье, то постарайтесь не совершить моих ошибок и учитесь в кайф.

Автор: Дмитрий Мацюцкий

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js