Немного о заказчиках ИТ проектов — что могут они и что можем мы! Пациент в разрезе

в 21:18, , рубрики: sharepoint, sharepoint 2013, Worklite Docs, Веб-разработка, Корпоративный портал, управление проектами, электронный документооборот, метки: , , ,

Основные этапы внедрения проектов на базе MS Sharepoint Server/Foundation 2013.

Как показывает практика — даже при наличии довольно серьезного желания у заказчика осуществить внедрение Коорпоративного интранет портала, существует много подводных камней, которые как бы изначально не учитываются в межгалактических величинах, но при рассмотрении сквозь призму некоторого обследования пациента, всплывает можество интересных факторов.

Первичные перговоры с потенциальным счастливым обладателем корпоративной системы, обычно рисуют будущую картину весьма радужно, что то в стиле диснеевских мультиков — когда все вокруг танцуют и поют, сюжет развивается исключительно в позитивном направлении, а добро всегда побеждает зло, то бишь доблестные рыцари (инженеры разработчики) — в неравной борьбе все таки одерживаютт верх над упрямым драконом (порталом заказчика). Как следствие — все опять танцуют и поют, в финале победные титры — все довольны и счастливы, а утомленнные, но бесконечно счастливые герои, под романтическую мелодию, растворяются в закате.

Все вот прямо практически именно так. Есть конечно определенные нюансы, они вообще мало достойны внимания, даже упоминать не хочется… но попробуем взглянуть на само тело, без, так сказать, больничной простыни. Для этого потребуется начать с самого начала:

1. Готовое коробочное решение с доработками, разработка с «нуля» или вообще пробуем сэкономить и купим отдельные модули что бы их «прикрутить» сами.

Обычно все начинается с этого. Тяжкие метания — между решением купить сразу все в разработанном комплексе с допилкой под свои нужды и между широким жестом кидания с головой в пучину нулевой разработки. Ну и как третий вариант — нашакалить где нить готовые модули, что бы попробовать прикрутить их к уже разработанному своими силами порталу (от этом я писал в одной из статей) — это кстати моя любимая часть:)

a) Готовое коробочное решение.

Не обольщайтесь, готовых решений на MS Sharepoint 2013 — не бывает, и быть не может по определению. На вcем мировом рынке планеты под названием «Земля» — такого пока не существует. Есть базовые решения, действительно уже подготовленные разработчиком в удобоваримом виде для внедрения, но они просто физически не могут отразить все нюансы вашего бизнеса. Притом мало того, они разработаны не для конечного заказчика, а для удобства внедрения самого подрядчика, для того что бы не выполнять каждый раз на первичных этапах однообразную работу и не тратить лишнее свое время и деньги заказчика на написание модуля новостей к примеру или телефонного справочника в сотый раз, ну и само собой для понимания заказчиком — как все это добро будет выглядеть в итоге. Модуль создан — оттестирован, и ставится на систему молниеносно, а дальше уже идет доработка нюансов с учетом специфики компании и возможное применение уникального дизайна.
Зачем писать под каждого заказчика базовые основы каждый раз с нуля — когда можно применить и систематизировать готовые модули и резко сократить время на первичную интеграцию. Это крайне выгодно и удобно.
Это по сути и есть готовое коробочное решение. Но оно никак не может быть готовым для нужд абсолютно ЛЮБОЙ компании, и конечно всегда требуются пусть и минимальные, но доработки. Притом по соотношению к готовым модулям — это может быть как дополнительные 2-3% работ, так и 200-300% работ сверху. Тут уж от желаний заказчика то и зависит.
Совершенно удивительно наблюдать когда взрослые дядьки в костюмах искренне и всерьез удивляются тому что вот именно специфика их компании почему то в продукте не учтена.
Мол ай яй яй как нехорошо. Хочется авторитетно заявить — ну нельзя изначально учесть требования всех заказчиков сразу. У одних нефтяная компания, а у других яблоками торгует — и бизнес процессы и нюансы у всех разные, а так же методы и потребности в голосованиях, новостях, досках почета, сотрудниках и карточках. Вот к примеру модуль новостей — он да, он всем подходит — там доработки могут быть минимальные для готового решения, а к примеру политика телефонного справочника, при всей своей полноте, никак не может без дополнительных настроек удовлетворить сразу любые интересы, поскольку нужно учесть и структуру компании и ее филиальную распределенность и количество отделов и еще черт знает что.

б) Разработка с «нуля»

Допустим заказчик плюнул разработчику в лицо (слюной, как плевали до исторического империализма) и брякнул что не надо им ничего готового, мол подавайте полную кастомизацию.
Отлично. Не вопрос. Это то что как раз любой подрядчик и ждет аки профессор Мориарти. Цена сильно размывается полнейшей неопределенностью итогов, соответственно подсчитать и объяснить в реальностти цену на проект крайне сложно, а значит берем ровно столько денег сколько можем унести. Другой вопрос — что подводных камней тут два:

Камень намбер ван: Заказчик полноты всей итоговой картины которую хочет получить на выхлопе — себе четко не представляет ( в большинстве случаев). А если и представляет — то крайне расплывчато. Что то типа испанского конкистадора — который подшлемным пространством понимает что где то золотое Эльдорадо есть, а вот где именно — хрен его знает.

Соответственно это дает небывалый простор для подсчета общей сметы в самых приблизительных и крайне благоприятных тонах для исполнителя. Сюда можно запихать и уникальный дизайн (цена кстати — без потолка), и кучу важного, но совершенно ненужного функционала и затраты на бани, откаты, кафе и длинноногих секретарш. Это все конечнно только если у заказчика есть много мелких желтых кружочков в кошельке и в воздухе прозвучала волшебная фраза «делайте парни — дядя платит сколько скажете»:))

Камень намбер ту: Заказчик в состоянии умеренного понимания что ему нужно и даже Техническое Задание присутствует. Техническое задание — это всегда турбо. Если есть ТЗ — значит все как по маслу пойдет. Вот прямо — хоп! И как по маслу… Часто обращаю внимание — что заказчик с наличием тех задания в мозолистой руке — всегда более весел и раскрепощен, нежели чем тот у которого его нет. Так сказать — добрый словом и кольтом всегда можно добиться большего чем просто добрым словом..!
Нюанс в том что если в наличии присутствует тех задание в полном и детальном объеме, а выполнения проекта не было — это всегда вызывает обоснованные подозрения. Откуда оно?

И кто его наваял? Если наваяли профи — то почему они проект и не выполнили, а если просто ТЗ писатели — то кто вел проект по написанию этого технического задания и куда этот персонаж делся? И вообще — почему ТЗ — отдельно от проекта? Тема то специфичная — это не дачу построить, когда рисуют план проектировщики — а строят строители в соответствии с этим планом. В образе Шарика все несколько иначе — если подрядчик может наваять шикарное ТЗ — по разработке и внедрению проекта на базе MS Sharepoint 2013 — то в 99% — он его по идее и должен мочь воплотить в жизнь. Каждый раз — видя у заказчика прекрасное ТЗ — задаемся вопросом, какие моменты могли помешать подрядчику помешать выполнить проект в соответствии с им же собственноручно написанным планом. При выяснении обстоятельств, конечно начинается феерия — в основном это куча взаимных упреков, начиная от финансовой составляющей ( клиенты денег зажали) и заканчивая воплями что исполнитель сам дурак. Ну в общем дело ясное что дело темное.

Разработка с нуля — это деньги и сроки. Вот именно так. Мало того — это большие деньги и большие сроки. Нет, понятно конечно что подрядчик то стандартные модули и веб части (которые у него все равно есть ) — будет делать на тех движках которые уже у него реализованы, смысл то пилить заново притом то же самое? А дизайн потом все равно применится уникальный — про волшебную фразу не забываем:) А вот клиенту то этого знать не обязательно! Нужно с нуля — ну и будет с нуля. Победителей не судят. Но то время которое можно было проскочить в течение пары недель — за счет официального применения готовых наработок — растянется на пару тройку лишних месяцев и прибавит лишний нолик к сумме конечной сметы.

Само собой понятно, что действительно доработчиские доработки ( то есть то что реально требует серьезных разработко и внедрения в проект)- буду реализовываться отдельно кровью и потом, дополнительными седыми волосками ведущего проекта и его главных подельников — технических инженеров и прогеров, у которых перья на рыцарских шлемах поникнут, но борости духа не потеряют. Но это вещь понятная — в коробку не входит — значит и вопросов нет. Надо делать дополнительно — значит надо. Конечный ценник за разработку модулей якобы " с нуля" и реально разрабатываемых с самого начала — будет все равно крайне благоприятным и раза в три выше чем доработка готового решения, ну и значит море, пальмы и кабриолеты — всем задействованным в процессе со стороны разработчика — обеспечен. А клиент на выхлопе — получает действительно уникальный продукт — который всегда приятно презентовать коллегам по бизнесу сауне под песни цыган и пляски медведей.

в) Сэкономить и купить отдельные модули

Моя любимая часть:) Обожаю клиентов которые рыскают по разработчикам с целью чего нить поиметь почти нахаляву, так что бы работало и стоило недорого.То есть назначается куча встреч и презентаций, надуваются щеки, сидит много импозантных людей в дорогих костюмах — но что либо вразумительное они платить не готовы и не собираются. Речь идет о миллионах — а мысли изначально о сумме заказа эдак тысяч на 50 рублей — не больше. И соответственно в первую и главную очередь рассматриваются именно джентльмены удачи — фрилансы.
Прямо мечта фриланса! И что самое забавное — очень часто серьезные аутсорсовые спецы — это одни из лучших специалистов в мире. Всегда приятно работать где нибудь в Праге и выполнять заказы по мере их поступления из заснеженной России, особенно когда любимое дело греет душу и карман. Но с чего бытует мнение что свои силы и опыт они готовы продавать за три копейки? Это вот откуда такое взялось? Конечно речь идет именно о грамотных и профессионалах. Но заказчик этого типа крайне уверен — что если фриланс — то значит будет очень дешево, а лучше забесплатно!:)

Выглядит примерно так:
Силами айтишников заказчика, ставится сервачок. На него сверху лепится MS Sharepoint Foundation и прикручивается SQL Express ( ну то есть все побесплатнее). Далее делается несколько разделов, в которых на примитивном стандартном уровне шлепаются процессы. Все остальное забивается могучей статикой (динамической нагрузки практически не несет) — то есть просто куча текстов «о компании», «наши отделы», «сотрудники», «документы», «новости» ну и так далее. В общем выглядит как более менее из хтмлных сайтов 90-х, но с современными, неровно обрезанными по краям картинками обработанными силами неуловимого местного пиарщика. Оппааа — портал готов — показываем руководству. Руководство обычно когда это видит, морщась в стиле миссис Марпл, в принципе то бесплатность одобряет, но ведь хочется то креатива и что бы как то все таки работало...! Соответственно рождается мысль о том что надо сделать какие то кастомизированные списки и прикрутить к ним что то функциональное. А что надо сделать? Правильно! Выход найден. Покупать готовое решение в комплексе — дорого, нулевую разработку — это вообще дикость, нанимать команду или спеца в штат компании — как то расплывчато в перспективах, да и свои айтишники то не потерпят такого произвола и конкурента могут отравить корпоративным кофе, остается одно — немедленно купить чего нибудь что подешевле, то бишь пару модулей — лишь бы выполняли хоть что то — если это может положительно сказаться на благосклонном взгляде инвесторов или собственников. То бишь чуток и задешево!

Значит покупаем самое простое и визуально приятное: Новости и Дни рождения сотрудников:)) Гип гип вперед! Значит либо найти контору которая забахает и вставит пару своих готовых модулей, либо веселого но рачительного фриланса — который сделает то же самое, но по более пленительной цене.

Дальнейшее развитие событий достаточно понятно и предсказуемо. Проведено 5-6 встреч с разработчиками от мала до велика, никто не жаждет что то там внедрять за полтинник (поскольку проблем с такими клиентами не оберешься, а выхлоп крайне сомнителен), а фрилансы — готовы взяться прямо вот сейчас, но опять же по предоплате, причем чем масштабнее портфолио и как следствие опыт — тем предоплата менее гуманная. Притом аутсорсеры уровня разработчика Майкрософт — особенно из городов с любвеобильным романтическим названием Прага, Мюнхен, Лимассол, Лондон и т.д. — просто отказываются понимать суммы предоплат менее чем тысячу евро. Про Украину и Белоруссию молчу — там вообще цену себе знают (что кстати правильно) и подобные предложения принимают только по серьезной предоплате, притом за проекты ниже определенной суммы не берутся. Кстати честно говорят о своей занятости и календарном исполнении.
В общем имеем то что имеем — клиент мечется, делать что то надо, начальство то заругает (притом все это буйство выставляется как руководству так и потенциальным подрядчикам, как готовый проект который полностью выполнен своими силами, осталось буквально пару пунктов сделать… прямо вот буквально делов то на 15 минут).

Ладно — поехали дальше.

2. Выбор внедренца — подрядчика.

Достаточно широкое мнение что открываем поисковик — вводим запрос и сразу в выдаче будет сотня компаний которые прямо вот сейчас все сделают. То есть прямо вот сейчас и прямо вот сделают. Кстати в прямом смысле именно СТО компаний которые могут выполнить подобный фронт работ.Парни — это работа штучная и узкоспецифичная. Ну как дом построить или машину собрать. То есть заявленных то контор много в поисковике, но реально боевых — как всегда от силы штук 9-10. Притом по всей России. Для примера — стройматериалы продают многие, а вот весь цикл услуг по постройке уютного особняка в пригороде — могут оказать немногие.
Соответственно тут точно так же.
Есть крупные интеграторы — есть средние, но мелких просто не существует. По одной простой причине — у мелких контор просто нет ресурсов что бы это реализовать или они делают настолько штучно проекты, что их сложно рассматривать в общей статистике. Если на сайте компании есть упоминание слова «Sharepoint» — это еще не значит что они и правда что то могут в этой сфере.
Проверить на компетенцию потенциальную компанию подрядчика — безобразно легко — достаточно просто (даже без визуальных переговоров) — потребовать в ультимативном тоне — доступ к демо версии. Если будет дан демо доступ, значит компания переходит во второй тур отбора, если же в ответ слышны отмазки вроде:

— заболел технический специалист
— заболел менеджер
— накрылся интернет канал
— сервер вот именно в данный момент переносят на другую площадку
— сейчас переставляют шарик, поэтому доступа временно нет
— виндусовый сервер переставляют тоже
— уборщица задела шваброй кабель
— в окнов влетел дракон и сожрал операциониста
— обещают выслать доступ, но не высылают, потому что… ну просто вот так вот и все, зато голосом по телефону очень активно общаются.

и т.д.

Забудьте. И никогда не вспоминайте. Поскольку возможны только два вида компаний, которые могут быть исполнителями в проекте:

а) Очень крупные интеграторы — входящие в топ ИТ компаний РФ (ценник соответствующий), конечно с наличием отдела по разработкам на базе MS Sharepoint, поскольку его может не быть и они так же, совершенно спокойно просто привлекут кого то более профессионального в узкой специфике на реализацию проекта. Это конечно будет неизвестно заказчику, но войдет в конечную цену:)

б) Средние компании, коорые могут по вашему запросу сразу выслать доступ к своей демо — версии или провести презентацию оной на встрече. Это легко (буквально в пять минут) — подтверждает степень компетенции подрядчика. А на дипломы и грамоты можете забить, поскольку они набираются за счет совершенно других средств и никак не влияют на уровень конкретных персоналий разработчиков ведущих именно ваш проект.

3.Количество сотрудников исполняющих проект

Обычно один из первых вопросов — сколько сотрудников в вашей компании — будет работать над мои проектом? Стандартный ответ — да все что есть!:)
тут уж не знаю что и сказать то. Вообще дробление на категории проектов примерно такое:

1 технарь + 1 ведущий проекта — в случае если сложность и стоимость проекта в районе до 800 тыс. рублей
2 технаря + 1 ведущий проекта — в случае если сложность и стоимость проекта в районе от 800 до 2,5 млн руб
3 технаря + 1 ведущий проекта — в случае если сложность и стоимость проекта в районе от 2,5 до 5 млн руб
4 технаря +1/2 ведущих проекта — если выше, но опять же по сложности.

Все остальное — по очень сильной договоренности, независимо от размера и уровня компании. (Размер на уровень не влияет)

Конечно понятно что на отдельный проект работает вся компания и весь обслуживающий персонал. То есть подносчики бумаги для принтера, секретарши, курьеры, различные

менеджеры всех типов, и консультанты всего чего только возможно, а так же аналитики всего и вся. То есть персонажей море. Но это просто инфраструктура. а вот именно реальных спецов — никогда практически и при любой цене — не будет более 5-6 человек в сумме. Известны случаи — когда просто огромные компании на многомиллионодолларовые проекты сажают 2-3 человека и павильно делают. Потому что больше просто не надо. А зачем? Все свое дело знают, сроки соблюдены — выхлоп замечательный — куда больше то?

Кстати заказчика такая предельная откровенность обычно сильно печалит. Ну вот не хотел он такого ответа. как пухлая вдова с аркебузной грудью, он жаждет услышать что работать над его проектом будут все! То есть абсолютно все кто только есть в компании. Желательно что бы человек эдак — пятьдесят, не меньше. Притом желательно все в костюмах, галстуках и что бы из нагрудного пиджачного кармашка виднелся краешек накрахмаленного белого платочка, гладко выбритые и с голливудскими улыбками. Все ровненько сидели перед мониторамии реализовывали именно вот только ЕГО проект. Мы всегда киваем головой на подобные ненавязчивые желания. Ну собственно правильно, а как иначе то?

На самом деле — все мы знаем что из себя представляет РЕАЛЬНЫЙ прогер подобного уровня. Нет, не юноша, который себя представляет таким, просмотрев фильм «Пароль Рыба Меч», а именно настоящий профессионал с многолетним стажем подобной работы. Это что то вроде кандидата наук или конструктора баллистических ракет.
Типаж очень колоритный. Если взглянуть на него со стороны — он напоминает то ли боцмана уволенного с корабля за пьянство, то ли средневекового пирата — только что сошедшего с корабля на берег, после того как случайный бриг был им взят на удачный абордаж, то ли чокнутого профессора из фильма «Назад в будущее». Это талантливые люди живущие в своем мире. Настоящие и незыблимые профессионалы. Зарплата соответствующая. И им не требуется кому то улыбаться и носить без повода костюм с накрахмаленным платочком. Они давно
уже всем и все доказали. На свои 150-200 тыс зарплаты (и это далеко не предел) — они могут себе позволить делать все и как они считают нужным, тем более что компания держится именно на них. Это нормально. К тому же их мало — их чертовски мало. На всю страну — буквально пара сотен (и то я по моему наврал сильно).

Так что — если проект серьезный — то будет предоставлен на реализацию кто то из них (гуру отчественного ИТ), если же проект попроще — то будут представлены техники более низкого звена с курированием высших профессионалов — и опять же, это совершенно правильно и нормально. Но надо не забывать что там отдел по разработке Sharepoint будет все равно не большой — максимум человек 10.)

4. Боевые конторы — к которым есть смысл обращаться (цены на разработки и доступы к демкам выясняем там — сильно варьируются, но тему свою знают).

Средний уровень на базе MS Sharepoint 2013:

www.sharepoint-project.ru
www.wss-consulting.ru
www.westconcept.ru/
www.deskwork.ru
www.sharepoint.ru
www.conteq.ru

Высшие интеграторы (цены офигеть):
www.croc.ru
www.ibs.ru
www.i-teco.ru

и т.д

Ту би континуед…

Автор: anigillator

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js