«У нас ЧП в вагоне!» Оживляем блок экстренной связи из метро

в 8:05, , рубрики: timeweb_статья, Блок питания, громкая связь, динамик, микрофон, переговорное устройство, реле, ржд, сармат, трансформатор, угс, усилитель, уэспм
В вагоне метро.
— Машинист, у вас тут ЧП!
— Ошибаетесь. У меня всё в порядке. Это у вас там что-то!

Приветствую всех!
Уверен, каждому, кто ездил на метро, хотя бы раз хотелось нажать на эту расположенную у дверей кнопку вызова и посмотреть, что же будет. А кому-то, возможно, даже доводилось попадать в ситуацию, требовавшую связи с машинистом.

«У нас ЧП в вагоне!» Оживляем блок экстренной связи из метро - 1

И, как вы уже поняли, сегодня нам наконец представилась возможность жмякнуть эту кнопку, сказать что-то в микрофон и увидеть эту систему в действии. А заодно и посмотреть, как она устроена, и как её запустить. Традиционно будет много интересного.

Суть такова

«У нас ЧП в вагоне!» Оживляем блок экстренной связи из метро - 2

Каждый из хоть раз бывавших в метро наших городов, садясь в поезд, видел там эти блоки. В каждом вагоне их четыре штуки — по одному у каждой двери. Данная система называется УГС (устройство громкой связи) и выпускало её ростовское НПП «Сармат». Именно её мы сегодня и будем запускать.

«У нас ЧП в вагоне!» Оживляем блок экстренной связи из метро - 3

В более новых поездах можно встретить вот такие переговорные устройства. Впрочем, от предыдущих они отличаются не только ориентацией корпуса, но и начинкой, так что о них поговорим как-нибудь в другой раз.

«У нас ЧП в вагоне!» Оживляем блок экстренной связи из метро - 4

А вот самый старый их тип. Здесь для того, чтобы передать сообщение машинисту, надо говорить при нажатой кнопке, тогда как в более поздних экземплярах её надо однократно жмякнуть.

Обзор оборудования

К моему удивлению, проблем с поиском нужного железа не возникло. Панель вызова была у меня уже давно, головной блок был приобретён на вторичке у некоего продавца, торгующего различными неликвидами (в основном на тему ЖД и метро). Понятия не имею, кто у него это покупает (возможно, какие-то предприятия промышленного транспорта), но нужный блок я без проблем приобрёл.

«У нас ЧП в вагоне!» Оживляем блок экстренной связи из метро - 5

Панель вызова. Она вам прекрасно знакома. На ней динамик, микрофон, светодиод работы и кнопка.

«У нас ЧП в вагоне!» Оживляем блок экстренной связи из метро - 6

Обратная сторона. Блоки подключаются по двухпроводной линии.

«У нас ЧП в вагоне!» Оживляем блок экстренной связи из метро - 7

А это более поздний блок. Впрочем, по своим параметрам он ничем не отличается от предыдущего.

«У нас ЧП в вагоне!» Оживляем блок экстренной связи из метро - 8

Довольно неожиданно видеть на подобной технике гарантийные пломбы.

«У нас ЧП в вагоне!» Оживляем блок экстренной связи из метро - 9

А это блок управления, установленный в кабине головного вагона.

«У нас ЧП в вагоне!» Оживляем блок экстренной связи из метро - 10

С торца разъёмы и держатель предохранителя. ШР20П5ЭШ10 служит для подключения микрофона, РП14-10-В — для питания, линии и кабинного динамика.

«У нас ЧП в вагоне!» Оживляем блок экстренной связи из метро - 11

С обратной стороны ничего интересного.

«У нас ЧП в вагоне!» Оживляем блок экстренной связи из метро - 12

Ответная часть разъёма, шедшая в комплекте.

Внутренности

Снимем крышку с блока.

«У нас ЧП в вагоне!» Оживляем блок экстренной связи из метро - 13

Внутри он очень напоминает переговорное устройство от какого-то древнего домофона. Отчётливо видны трансформатор, реле, микрофон МКЭ-3. Начинка более нового блока абсолютно идентична.

«У нас ЧП в вагоне!» Оживляем блок экстренной связи из метро - 14

Передняя часть также снимается. По углам заметны четыре дырки отверстия для крепления блока.

«У нас ЧП в вагоне!» Оживляем блок экстренной связи из метро - 15

Разбирать блок управления я не стал, всё же не хотелось отклеивать эти пломбы. Поэтому обратился к своему товарищу, у которого также был такой экземпляр. Сняв крышку, видим обратную сторону платы. Откручиваем её.

«У нас ЧП в вагоне!» Оживляем блок экстренной связи из метро - 16

В этом устройстве нет микроконтроллеров и тому подобных деталей: только аналоговые компоненты и горсть микросхем логики. Также виден трансформатор линии, реле и три потенциометра. Как и в домофоне, они регулируют громкость в динамике, чувствительность микрофона и баланс линии.

«У нас ЧП в вагоне!» Оживляем блок экстренной связи из метро - 17

Разъёмы.

Паспорт

Поскольку мой блок был новым с хранения, вместе с ним была и некоторая документация.

«У нас ЧП в вагоне!» Оживляем блок экстренной связи из метро - 18

«У нас ЧП в вагоне!» Оживляем блок экстренной связи из метро - 19

Толку от неё немного, но я всё равно её отсканировал. Пускай будет.

Паспорт

Поскольку штука эта полностью аналоговая, разобраться с её подключением было не так уж и сложно.

«У нас ЧП в вагоне!» Оживляем блок экстренной связи из метро - 20

Первый запуск

Итак, собираем тестовую схему из блока пассажира и блока машиниста и подаём питание.

«У нас ЧП в вагоне!» Оживляем блок экстренной связи из метро - 21

Загорелся индикатор, больше ничего не произошло.

«У нас ЧП в вагоне!» Оживляем блок экстренной связи из метро - 22

Жмякаем кнопку вызова. В салонном блоке щёлкает реле и загорается светодиод.

«У нас ЧП в вагоне!» Оживляем блок экстренной связи из метро - 23

А на кабинном блоке загорается индикатор линии.

«У нас ЧП в вагоне!» Оживляем блок экстренной связи из метро - 24

Примерно через минуту в таком состоянии оба индикатора гаснут, а реле выключаются. Отлично, похоже, что блок работает!

Микрофон

У меня нет штатной тангенты от этой системы, поэтому будем использовать не менее аутентичный микрофон МЭМ-60 из кабины вагона метро Еж3.

«У нас ЧП в вагоне!» Оживляем блок экстренной связи из метро - 25

Вообще, он использовался для связи с диспетчером, однако для наших целей он также подойдёт отлично.

«У нас ЧП в вагоне!» Оживляем блок экстренной связи из метро - 26

Внутри него довольно распространённый телефонный капсюль ТА-56М.

«У нас ЧП в вагоне!» Оживляем блок экстренной связи из метро - 27

Схема.

«У нас ЧП в вагоне!» Оживляем блок экстренной связи из метро - 28

Также для подключения к УГС.М понадобится разъём ШР20П5НШ10.

«У нас ЧП в вагоне!» Оживляем блок экстренной связи из метро - 29

Десять минут пайки, и переходник готов. Конечно, можно было просто перепаять разъём, но кто знает, вдруг однажды мне понадобится микрофон именно с той распиновкой, какая была изначально?

Запускаем

Теперь можно собрать всё вместе.

«У нас ЧП в вагоне!» Оживляем блок экстренной связи из метро - 30

Микрофон пришлось заткнуть комком фольги, а динамик — подключить через резистор, иначе сразу после вызова раздавался оглушительный свист. В условиях вагона метро такое невозможно, но дома, где все устройства находятся в одном помещении, это надо учитывать. Конечно, можно разобрать блок и подкрутить подстроечные резисторы, но делать так я не буду.

И вот так вот оно работает. Всё так, как я и ожидал. Довольно неожиданно, но никакого вызывного сигнала после нажатия кнопки не происходит, связь устанавливается сразу же. В новых вагонах у машиниста есть возможность сбросить этот вызов, не отвечая на него.

Как работает УГС

В это же время начинает работать контроль длительности разговора (у меня нет схемы блока, но, вероятно, там для этих целей стоит конденсатор, который при нажатии кнопки начинает разряжаться). По прошествии примерно 45 секунд соединение сбрасывается.
Если же машинист ответил на вызов (была нажата тангента), срабатывает передающее реле, подающее сигнал с микрофонного усилителя на блок вызова. После отпускания тангенты вызов завершается. Реле контроля линии кратковременно отключает её, отчего реле в сработавшем блоке вызова отключается и тот переходит в неактивное состояние.

Что же в итоге?

Вообще, эта система — одна из самых простых. Сейчас в метро используются куда более совершенные устройства, передающие уже цифровой сигнал. Впрочем, показанный тут девайс всё ещё не ушёл в историю. Такие блоки до сих пор можно встретить в «номерных» метровагонах по всей России (например, фото на КДПВ я сделал в Екатеринбурге).

«У нас ЧП в вагоне!» Оживляем блок экстренной связи из метро - 31

Также в некоторых вагонах московского метро есть вот такая система, где имеется отображение номера вагона, откуда поступил вызов, а также возможность связи с ситуационным центром. Увы, как это устроено и работает, пока что загадка, ответа на которую у меня нет.

Такие дела.


Перед оплатой в разделе «Бонусы и промокоды» в панели управления активируйте промокод и получите кэшбэк на баланс.

Читайте также:

Автор: MaFrance351

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js