ConcurrentDictionary в роли кэша

в 13:07, , рубрики: .net, ConcurrentDictionary, Блог компании «ГК «СКАУТ»», кеширование, метки: , ,

ConcurrentDictionary в роли кэшаМногие разработчики нередко встают перед дилеммой – получать данные только из базы или же держать кэш для ряда таблиц. В основном, это некоторые справочники, которые содержат мало записей и постоянно нужны под рукой. Вопрос этот холиварный и затрагиваться в данной статье не будет.

Такая же проблема встала и передо мной при проектировании высоконагруженного сервера системы мониторинга транспорта на .NET. В итоге, было принято решение, что кэшам – быть. Кэши словарей стали храниться в обёртках над ConcurrentDictionary. Этот вариант был взят без особых исследований, поскольку является стандартным средством .NET для потокобезопасных словарей. Теперь настало время проверить производительность данного решения. Об этом, собственно, статья. Также в конце статьи будет небольшое исследование того, как устроен внутри ConcurrentDictionary.

Постановка задачи

Требуется потокобезопасная коллекция пар ключ-значение, которая умеет следующее:

  1. Запрос объекта по ключу-идентификатору – естественно, используется чаще всего;
  2. Изменение, удаление и добавление новых элементов – редко, но нужно обеспечить потокобезопасность;
  3. Работа со значениями — запрос всех значений, поиск по свойствам объекта-значения.

Пункт 3 нетипичен для коллекций-словарей и потому является главным тормозом данной конструкции. Однако, если используется кэширование справочных таблиц, подобные ситуации неизбежны (например, банально потребуется вывести весь словарь в админке для редактирования).

Попробуем рассмотреть разные системы, в которых будет использоваться кэш. Отличаться они будут частотой операций со словарём. Формализуем типы этих операций:

  • GET — запрос объекта по ключу,
  • ADD — добавление нового объекта по новому ключу (если такой ключ уже есть — перезаписываем),
  • UPDATE — новое значение по существующему ключу (если ключа нет — ничего не делаем)
  • SEARCH — работа с итератором, в данном случае — поиск первого подходящего значения

Список участников тестирования

  1. ConcurrentDictionary . Это готовое решение от Microsoft со встроенной потокобезопасностью. Реализует удобные методы TryGetValue, TryAdd, TryUpdate, AddOrUpdate, TryDelete, которые позволяют удобно установить политику разрешения конфликтов. Особенности реализации будут рассмотрены в конце статьи.
  2. Dictionary с блокировкой через Monitor. Самое что ни на есть решение в лоб — все непотокобезопасные операции оборачиваются конструкцией lock.
  3. Dictionary c блокировкой через ReaderWriterLock. Оптимизация предыдущего решения — операции делятся на операции чтения и операции записи. Соответственно читать могут несколько потоков одновременно, а для записи требуется монопольный доступ.
  4. Dictionary с блокировкой через ReaderWriterLockSlim. По сути, то же самое, но с использованием более нового класса (добавлены настройки управления рекурсией). В контексте данной задачи вряд ли должен показать что-то отличное от ReaderWriterLock.
  5. Dictionary с блокировкой через OneManyResourceLocker из библиотеки PowerThreading от Wintellect — хитрая реализация ReaderWriterLock от Джефри Рихтера. Уточню, что использовалась версия с официального сайта, а не пакет NuGet — там версия другая и она мне не понравилась.
  6. Hashtable.Synchronized. Тоже готовое решение от Microsoft — предоставляет потокобезопасный индексатор. Неудобно использовать по причине того, что это не-generic коллекция (boxing, хуже читабельность), а также нет методов с префиксом Try (невозможно установить политику одновременного добавления/обновления).

Кратко расскажу, как именно реализованы обработчики.

  1. Операция GET: все участники используют потокобезопасный метод TryGetValue из интерфейса IDictionary. Для Hashtable используется индексатор с приведением типа.
  2. Операция ADD: для ConcurrentDictionary – AddOrUpdate, для Dictionary – блокировка на запись и добавление через индексатор, для Hashtable — добавление через индексатор без блокировки.
  3. Операция UPDATE: для ConcurrentDictionary – сначала TryGetValue, затем TryUpdate.
    Данный метод интересен тем, что между этими двумя методами может пройти параллельное обновление (что при тестировании и проявлялось). Именно для этого случая в TryUpdate передаётся oldValue, чтобы в этом редком случае перезапись не удалась. Для Dictionary — проверяем на наличие через ContainsKey и в случае успеха ставим блокировку на запись и перезаписываем значение. Для Hashtable нет удобного TryUpdate, поэтому не стал заморачиваться с проверкой наличия ключа и, как и в случае добавления, значение перезаписывается через индексатор (для данной коллекции это не принципиально – всё равно всё было довольно плохо).
  4. Операция SEARCH: для ConcurrentDictionary используется LINQ-овский FirstOrDefault, для остальных — блокировка на чтение и тот же FirstOrDefault.

Тестовый стенд

Для тестирования создано консольное приложение (ссылка).

  1. Создаётся набор обработчиков, которые умеют обрабатывать операции всех определённых типов;
  2. Создаётся словарь из N элементов (по умолчанию — 10 000);
  3. Создаётся коллекция задач разных типов в количестве M (по умолчанию — 10 000);
  4. Каждым обработчиком проводится параллельная обработка всех задач по сгенерированному словарю (общему для всех обработчиков);
  5. Опыт (пункты 2-4) проводится заданное число раз (по умолчанию — 10) и полученное время усредняется. Измерения производились на машине с Core 2 Quad 2.66Ггц и 8Гб памяти.

Значения по умолчанию достаточно маленькие, однако, если их увеличивать, принципиально ничего не меняется.

Результаты тестирования

Тестирование производилось с различными вариантами распределения по типам операций и таблица получилась слишком большой, посмотреть её целиком можно здесь (ссылка). Для наглядности приведу график времени выполнения теста в микросекундах в зависимости от процента чтения по значению от общего числа операций (операций записи при этом фиксировано 20%, остальные – чтение по ключу).

ConcurrentDictionary в роли кэша

Выводы

Производительность всех участников падает линейно от количества чтений по значению не зависимо от количества операций записи.

  1. ConcurrentDictionary. Опыты показали, что этот инструмент лучше остальных подходит для данной задачи. Чтение по значению ощутимо бьёт по производительности, но он всё равно остаётся быстрее остальных участников.
  2. Dictionary + Monitor. Значительно медленнее, результаты ожидаемые.
  3. Dictionary + ReaderWriterLock. Оптимизация предыдущего варианта, также всё ожидаемо.
    Стоит отметить, что чем больше преобладают операции записи – тем меньше разница. С определённого момента Monitor становится даже более предпочтительным за счёт меньших накладных расходов на сам процесс блокировки.
  4. Dictionary + ReaderWriterLockSlim. Почему-то умудрился проиграть даже простому монитору. Либо расширенная функциональность (по сравнению с предыдущим вариантом) повлияла на производительность, то ли я не умею его готовить.
  5. Dictionary + OneManyResourceLock. Рихтер, похоже, выжал всё возможное из блокировки чтения/записи. По результатам тестов это самое быстрое использование Dictionary. Но ConcurrentDictionary всё равно быстрее.
  6. Hashtable. Ожидаемый провал. Возможно, я неправильно его использовал, но не думаю, что можно было получить результат сравнимый с другими участниками. Да и вообще как-то уныло работать с не-generic коллекциями.

Внутреннее устройство ConcurrentDictionary

Присмотримся к победителю поподробнее, а именно: посмотрим исходники ConcurrentDictionary.

При создании этого класса задаются 2 параметра: Capacity и ConcurrencyLevel. Первый (Capacity) является привычным для коллекций и задаёт количество элементов, которые могут быть записаны без расширения внутренних коллекций. В данном случае создаются связанные списки (m_buckets, поэтому далее будем называть их корзинами (ну не вёдрами же, да?)) в количестве Capacity, а затем элементы относительно равномерно в них добавляются. Значение по умолчанию — 31.

Второй параметр (ConсurrencyLevel) определяет количество потоков, которые могут одновременно писать в наш словарь. Реализуется это с помощью создания коллекции объектов для блокировки мониторами. Каждый такой объект блокировки отвечает за приблизительно одинаковое количество корзин. Значение по умолчанию — Environment.ProcessorCount * 4.

Таким образом, каждому объекту в словаре однозначно сопоставляется корзина, где он лежит, и объект блокировки для записи. Делается это следующим методом:

        /// <summary>
        /// Computes the bucket and lock number for a particular key. 
        /// </summary>
        private void GetBucketAndLockNo(
                int hashcode, out int bucketNo, out int lockNo, int bucketCount, int lockCount)
        { 
            bucketNo = (hashcode & 0x7fffffff) % bucketCount;
            lockNo = bucketNo % lockCount; 
 
            Assert(bucketNo >= 0 && bucketNo < bucketCount);
            Assert(lockNo >= 0 && lockNo < lockCount); 
        } 

Любопытно, что даже при ConcurrencyLevel = 1 ConcurrentDictionary всё равно работает быстрее, чем обычный словарь с локом. Также стоит отметить, что класс оптимизирован под использование через итератор (что и показали тесты). В частности, при вызове метода ToArray() осуществляется блокировка по всем корзинам, а итератор используется относительно дёшево.

Для примера: лучше использовать dictionary.Select(x => x.Value).ToArray(), чем dictionary.Values.ToArray().

Статья написана ведущим разработчиком компании.
Спасибо за внимание!

Автор: scoutgps

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля