Как борются со спамом в разных странах

в 9:44, , рубрики: Блог компании UniSender, Спам (и антиспам)

Мы много пишем в этом блоге о принципах легальной рассылки и о том, как тонка грань между рекламой, на получение которой дал согласие пользователь, и спамом. Но реальность такова, что в итоге решение вести рассылку по всем правилам или разослать миллион рекламных писем по какой-то мутной базе — остаётся исключительно на совести рекламодателя. На западе же ситуация принципиально иная, и российским компаниям, выходящим на зарубежные рынки, полезно будет знать, что и «невинная» рассылка по какой-нибудь купленной базе зарубежных пользователей может оказаться серьёзной угрозой финансам компании, так как во многих странах уже разработано законодательство, непосредственно предусматривающее судебные разбирательства и штрафы за каждый факт нежелательной рассылки. В этом обзоре мы собрали и систематизировали информацию о том, как устроены законы о спаме в разных странах мира.

Самое жесткое к спамерам законодательство – в Германии и Австралии.

Как борются со спамом в разных странах

Согласно австралийскому Spam Act 2003, штрафы могут доходить до 1,1 миллиона австралийских долларов в день. Будучи лидером по спам рассылкам в своё время, Австралия в итоге применения жестких санкций смогла практически задушить у себя спам. Если Австралия далеко, и фигурирует в истории российских корпоративных промахов не так часто, то попытки выйти на рынок Германии сопряжены со многими скорбями и печалями, порожденными незнанием.

За каждый факт нежелательной рассылки гражданин Германии имеет право подать в суд и получить компенсацию – известны случаи в среднем штрафов по 500 евро. Сверху может налагаться штраф, размер которого варьируется в зависимости от того, сделана ли рассылка физическим или юридическим лицом. И хотя максимальная планка прописана в законодательстве на уровне 50 000 евро, суммарный штраф может исчисляться сотнями тысяч евро.

Не стоит полагаться на то, что вас не найдут – в Германии не только сильное законодательство, но и одни из лучших адвокатов – как отмечают пользователи профессиональной площадки linkedin – поэтому можно не сомневаться, что вас найдут, и накроют всех: и сервис, сделавший рассылку (то есть, нас) и тех, кто её состряпал (то есть, мы надеемся, что не вас).

Американское законодательство по борьбе со спамом мягче, но помимо штрафов предусматривает и тюремное заключение.

Собственное сильное законодательство по борьбе со спамом принято в Австралии, Австрии, Бельгии, Китае, Чехии, на Кипре, в Германии, Эстонии, Финляндии, Дании, Венгрии, Венгрии, Ирландии, Италии, Японии, Литве, на Мальте, в Голландии, Норвегии, Польше, Португалии, Румынии, Испании, Швеции, Великобритании и США.

Принципы антиспам-политики зарубежных стран

Не совсем целесообразно вникать в тонкости каждого конкретного законодательного акта, так как существуют общие принципы, на которых базируются эти законы. Эти принципы следующие:

1. Принцип OPT-IN

Рассылка законна только в том случае, если пользователь на неё подписывался и высказал своё согласие на получение данного рода информации. Пользователь должен самостоятельно и четко выразить своё согласие на получение рассылки. Поэтому даже безобидная маркетинговая хитрость является противозаконной. Например, слова мелким шрифтом: «Все, кто зарегистрировался на сайте – автоматически подписываются на рассылку. Если вы не согласны – уберите галочку» — нарушение закона, пользователь может идти подавать на вас в суд и получать компенсацию. И уж поверьте, американец или европеец не упустит случай поживиться за ваш счет – глупо отказываться от денег, если вы сами их только что подарили, пусть и не ведая того. Поэтому первое, что вам надо выяснить, прежде чем начать рассылку по стране – применяется ли в ней принцип opt-in, либо он не применяется, но при этом должны быть соблюдены другие формальности.

2. Принцип OPT-OUT

Это возможность в любой момент отписаться от рассылки. Именно поэтому строчка в вашем письме «если вы хотите отписаться – пройдите по ссылке» не просто формула вежливости, или «так принято» — это защита от штрафов и судебных разборок.

3. Принцип идентификации отправителя

Сокрытие адреса отправителя, попытка спрятаться за проксями, некорректно заполненное поле «From» — в большинстве перечисленных выше стран являются основанием для начала тяжбы с вами. Также, под этот принцип попадает обязательное указание адреса компании в письме.

4. Принцип релевантности контента и заголовка

Заголовок письма не должен вводить в заблуждение, должен соответствовать теме письма. Как правило, также требуется, чтобы в теле рекламного письма ставилась пометка, означающая, что письмо – рекламное. Так например, американский CAN-SPAM Act (Controlling the Assault of Non-Solicited Pornography and Marketing Act) предусматривает, помимо всего прочего, что непрошенная коммерческая рассылка должна содержать в теме письма пометку «AD» — сокращение от «Advertisement» — «реклама».

5. Запрет на использование софта для сбора адресов

Нельзя парсить адреса, собирать их путём просмотра веб-узлов, нельзя подбирать их методом подстановки символов.
Понятие «спам» не везде одинаково

Надо оговориться, что в разных странах само понятие спам определяется неодинаково. Для того, что будет категорично расценено как спам в одной стране, может быть ограниченная «лазейка» в другой. Для сравнения: в Германии допустимо делать рассылки, если клиент ранее что-то покупал у компании. В Великобритании под действие антиспам-закона попадают только частные адреса, тогда как на рабочую почту действие закона не распространяется. Американский антиспамовый закон не предусматривает обязательного соблюдения принципа opt-in, но при этом может накрыть вас медным тазом за несоблюдение прочих принципов, таких как, например, opt-out, пометка AD, идентификацию отправителя.

Справочный материал:

  1. Исследование Международного Совета по Теллекоммуникациям, 2005 – в 58 странах мира
  2. Анти-спам законодательные акты по странам, список ресурса Wikipedia
  3. Директива Евросоюза, на базе которой разработано анти-спам законодательство большинства европейских стран
  4. Обзор приложения закона о рекламе РФ к распространению спама
  5. Германский Акт о недобросовестной конкуренции, регулирующий маркетинг почтовых рассылок в стране: штрафы до 50 000 евро
  6. Североамериканский CAN-SPAM Act и рекомендации для бизнеса в соответствии с его требованиями
  7. Австралийский Spam Act 2003 – одно из самых суровых законодательств по борьбе со спамом

И на закуску — предыдущий пост в нашем блоге был как раз о том, как UniSender борется с попытками спамеров использовать наш сервис: Как работает антиспам UniSender.

P.S. Читайте полезные материалы и задавайте вопросы про email-маркетинг нашим специалистам на facebook-странице UniSender. Like?

Автор: unisender

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js