Фонд Бортника – «легкие деньги» во благо или во вред

в 4:46, , рубрики: it проекты, инвестиции, мобильные приложения, разработка, стартап, управление проектами, фонд бортника, метки: , , , ,

Каждый стартап выбирает себе путь развития: личные вложения, инвесторы или фонды. В каждом есть плюсы и минусы. Наша компания получает уже третий грант. И хочется поделиться личным опытом, насколько это сложно и что с этим делать.
Началась история с идеи проекта «Онлайн видеоредактор». Собралась команда из группы гиков, девелоперов и одного толкового менеджера. Денег на проект ни у кого не было. Вариант кредитования нас не устраивал, потому что ни у кого тогда не было гарантий, что проект взлетит, да и под залог оставить было нечего. Были еще варианты: инвесторы и фонды. И до первых и до вторых достучаться «с нуля» — задача не из простых. Мы пробовали оба варианта. Все же рабочим для нас оказался вариант с фондом.
Фонд Бортника – «легкие деньги» во благо или во вред
В 2009 году Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, также называемый фондом Бортника в честь его основателя, Ивана Михайловича Бортника, проводил конкурс совместно с Microsoft. Назывался он Microsoft Business Start. Мы подали заявку. Для группы разработчиков и одного менеджера, у которого на тот момент хоть и был кое-какой опыт управления компанией, заполнить заявку – отдельная эпопея. Но мы прошли отборочный тур, были допущены к очной защите, но на этом этапе проект «зарезали».

Дело в том, что в отборочном туре учитываются только формальные признаки. Чтобы его пройти нужно тщательно заполнить все поля, указать все цифры до запятой, приложить все документы. А вот на очной защите, где присутствуют 8 экспертов, задают «глубокие» вопросы по проекту.

Каждый эксперт оценивает проект по критериям:

  • Научно-техническая часть проекта. Здесь важно обосновать необходимость разработки, доказать научную новизну, представить результаты патентного поиска, показать научно – технические риски, доказать компетентность разработчиков.
  • Коммерциализация. Нужно постараться, чтобы убедить экспертов, почему научно-техническая идея может стать бизнесом: представить стратегию коммерциализации, сравнить конкурентов и их бизнес-модели, показать результаты анализа рынка с представлением, кто будет потребителем и зачем это ему нужно. В идеале нужно представить доказательства в виде результатов опросов или писем поддержки – они особо ценятся.
  • План действий по реализации проекта. Здесь, естественно, оценивается, насколько подробно вы проработали план действий, начиная от разработки, и заканчивая защитой прав на интеллектуальную собственность.
  • План развития. Насколько реальны ваши идеи, чего вы ожидаете от проекта после 1,2,3 года существования, сколько вы планируете на нем заработать, насколько реальны сроки окупаемости, обоснован ли уровень заработной платы и т.д.
  • Команда. Ну, здесь понятно – каковы компетенции, опыт работы и заслуги всех членов команды. Если сможете удивить экспертов – вы молодцы! Потому что обычно в этом разделе все вспоминают не только реальный опыт работы, но и грамоты по олимпиаде из средней школы.

В общем, этого испытания мы не выдержали. Основные замечания у нас были: неадекватная финансовая модель, преувеличенный объем рынка, и нечеткое позиционирование продукта – мы не смогли объяснить, кто будет потребителем, сколько их и зачем им это нужно. И еще подтверждений от инвесторов или потенциальных пользователей мы также не предоставили.

У.М.Н.И.К. и У.М.Н.И.К. на СТАРТ

Но на этом мы не остановились, участвовали в других мероприятиях, параллельно развивая продукт. И летом 2009 победили, но в другом конкурсе от того же фонда: конкурс У.М.Н.И.К. 400 тыс. руб. на 2 года. Вообще-то это стипендия, которая платится одному студенту, но мы пустили эти деньги на проект, в общий котел. Если вы не студент, участвовать в этом конкурсе тоже можно, главное, чтобы был научный руководитель и не обязательно от ВУЗа, он может быть и сотрудником какой-либо компании.
Но по этой программе мы работали только 1 год, т.е. получили в сумме 200 тыс. В 2010 съездили на Селигер, защитили проект и выиграли в конкурсе «УМНИК на СТАРТ», по которому фонд финансирует проект в размере 1 млн. руб. в течение одного года. Победителями были объявлены в июле, после этого была процедура оформления гос.контракта. Первый транш в размере 250 т.р. поступил на счет компании в январе 2011 года. В программу СТАРТ легче войти постепенно: сначала УМНИК, потом УМНИК на СТАРТ. Для тех, кто не участвовал в УМНИКе есть еще одна программа – СТАРТ. В неё можно подать заявку напрямую, минуя конкурс УМНИК. Результат тот же: 1 млн. на год.
В конце 2011 года мы сдали заключительный отчет по первому году программы. Все отчеты сдавали вовремя, поэтому все транши приходили тоже вовремя. Лаг между отправкой отчета и поступлением на р/с около 15-20 дней.
Фонд – гос.структура, поэтому главное, чтобы в отчетах всё было точно, до запятой. А в фин. отчете должна быть учтена каждая копейка, и финальный отчет должен сойтись в 0. Иначе они задают много вопросов. Благо в смете на проект основная статья затрат для IT-шников – зарплата, здесь можно регулировать остатки.
Если говорить о размере финансирования, то он кажется большим. На самом деле получается примерно так: 1 млн. = это 83 300 руб. в месяц, из которых 25 445 – это налоги. Т.е. на заработную плату остается всего 57 855 рублей. Т.е. 2 хороших или 3 маленьких заработных платы. Причем, чтобы иметь пониженную ставку налогов для IT-компаний, вам нужно иметь ОКВЭД 72.20 Разработка программного обеспечения и консультирование в этой области и аккредитоваться в «Росинформтехнологиях».
Также есть ограничение, куда можно потратить полученные деньги. Это целевое финансирование на НИОКР. Мы тратим на разработку (зарплата) и аренду помещения. На маркетинг и продвижение, например, тратить их нельзя.
За первый год программы мы разработали первую версию нового мобильного приложения под Android и выложили ее в Google Play.

СТАРТ

Сейчас мы перешли во 2й год программы СТАРТ, по которому фонд финансирует в размере 2 млн. руб. на год. Для прохождения во 2й год нужно было выбрать вариант развития: инвестиции или саморазвитие. Саморазвитие предполагало, что у нас должен быть годовой оборот больше привлекаемой суммы в 4 раза, т.е. 8 млн. руб. Такими ресурсами мы не располагаем, поэтому выбрали привлечение инвестора. Заключили договор с инвестором – 50% от него, 50% от фонда, и прошли во 2й год по программе.
Вся отчетность ведется в онлайн системе, которая называется незамысловато – ФОНД. В неё фиксируются данные по отчетному периоду и затем распечатываются, подписываются руководителем. Электронный отчет переводится в статус «На согласование», и отправляется бумажная копия в офис фонда. Система довольно удобная. За несколько лет эволюционировала. Говорят, раньше работать с ней было тяжело.

ИТОГО

Работать с фондом Бортника можно. Можно получить поддержку для проекта. Команду из 2-3 человек в первый год и 4-5 во второй (есть еще третий год программы: 3 млн. на год) прокормить получится. Есть один момент, который портит радужную картину: если у вас какая-то нестандартная ситуация с документами и формалистикой, например, один из участников команды – гражданин другой страны, и надо урегулировать вопрос, то по звонку в фонд решения добиться не получится. На каждый шаг в сторону нужно писать письмо на имя ген. Директора фонда, что оттягивает сроки.
И в целом деньги фонда можно брать, если вы понимаете, что это лишь помощь, которая закончится. Если понимаете, что нужно выходить на рынок. Цель фонда – помочь вашей компании встать на ноги и выйти на самоокупаемость. Есть опасность «подсесть» на многочисленные фонды – разъезжать по стране и просить у всех денег, в то время как надо сосредоточиться на рынке и продаваемых продуктах или услугах. Мы поначалу страдали этим непониманием и уповали на «легкое финансирование». Одним фонд поможет встать на ноги, а других расслабит, и когда финансирование закончится, есть опасность потонуть. Среди знакомых есть такие случаи. Общее отношение к вопросу привлечения капитала доходчиво описано в книге Гая Кавасаки «СТАРТАП».
Фонд Бортника – хорошая помощь на старте, но будьте осторожны с деньгами, которые пришли к вам не от рынка. Развивайте продукт, который нужен рынку, и тогда деньги сами вас найдут.

Автор: Santori

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js