Как айтишнику в иностранном банке доказать происхождение средств

в 14:45, , рубрики: банки, банки за границей, иностранный доход, Криптовалюты, подтверждение средств, финансы в IT, фриланс

image

Ни для кого не секрет, что отечественные программисты, дизайнеры, владельцы бизнеса активно работают на иностранных рынках. Это и фриланс, и удалённая работа, и собственная иностранная компания. При определённых оборотах наступает момент, когда удобнее и выгоднее получать оплату на иностранный счет.

И вот здесь айтишник может встретиться с совершенно конкретной и крайне распространённой проблемой: прежде, чем открыть счет и перевести на него деньги или начать их получать от клиентов, необходимо доказать легальность происхождения средств.

Деньги больше не повод открыть счет

Если у вас есть деньги, это ещё не значит, что иностранный банк с радостью пойдёт вам навстречу и откроет счет. За последние 5-6 лет банковский мир сильно изменился. Связано это не только с санкциями против России, но в первую очередь с так называемым BEPS (Base erosion and profit shifting) и борьбой с финансированием терроризма.

У многих всё ещё перед глазами висит картинка: приезжаешь в банк, кладёшь перед служащими чемодан денег и тебе без лишних вопросов открывают счет.

Во-первых, далеко не у каждого айтишника есть чемодан наличности. Во-вторых, чем крупнее сумма, тем дотошнее проверяется клиент и происхождение его средств. И наличность всегда вызывает подозрения, даже если вы её завели на счет через банкомат в родной стране.
Сегодня сложилась ситуация, когда не клиент выбирает банк, а банк выбирает с кем сотрудничать. И момент с проверкой происхождения средств один из важнейших. Особенно это касается клиентов-нерезидентов, то есть выходцев из других стран, которые не являются налогоплательщиками в стране, где открывают счет.

Пример: разработчик живёт в России, но клиенты в Германии. Он хочет открыть счет в Европе, чтобы принимать платежи на выгодных условиях. Российского разработчика проверят более досконально, нежели местного программиста.

В целом же в мире развивается тренд на отказ от нерезидентного банкинга (от обслуживания иностранцев без весомых причин). В некоторых странах, например, в Латвии, это уже привело к оттоку миллиардов евро и к проблемам у бизнеса, который открывал корпоративные счета в Латвии.

Для работников IT-индустрии из России, как и из СНГ, дополнительным вызовом служат следующие моменты:

  • Санкции против России и некоторых банков;
  • Общий информационный фон в других странах, где банки опасаются стать соучастниками отмывания крупных сумм денег через очередной Laundromat, как это произошло в Deutsche Bank, Danske Bank и во многих других.

Именно поэтому открытие иностранного счета – это в первую очередь дотошная подготовка документов. В любом банке потребуется предоставить документ, удостоверяющий личность (заграничный паспорт) и доказательство адреса проживания (счет за коммунальные услуги). Это база.

Но всё чаще банки требуют предоставить доказательство легальности происхождения средств. Что они подразумевают под этим?

Готовьтесь заранее: какие документы требует иностранный банк для доказательства легальности происхождения средств?

Первый момент, на который стоит обратить внимание: вы получаете свой доход наличностью или на счет? В первом случае придётся приложить дополнительные усилия, а второй более привычен и понятен банкам всего мира.

Первый документ, который требуют все иностранные банки, желающие удостовериться в том, что ваши средства легальны – это налоговая декларация. Ваша личная декларация, сданная в налоговую, получившая подтверждение, а копия заверена у нотариуса – это самый простой способ доказать легальность денег.

И это, пожалуй, один из способов доказать легальность и наличных денег: вы выписываете инвойсы, ведёте кассу, выдаёте чеки, платите налоги. Если вы оплатили налоги, то в целом к вам нет претензий.

Кроме единственного случая: если сумма, которую вы кладёте на иностранный счет выше, чем та, которую вы зарабатываете.

Второй распространённый вариант, который подойдёт тем, кто не сдаёт личную декларацию – это распечатка с банковского счета как минимум за 6 месяцев. Она должна быть правильно оформлена, иметь необходимую информацию (не только имя, но и адрес).

Если основой доход айтишник получает от местного работодателя, то он может запросить форму 2НДФЛ. Здесь также актуальна информация как вам выплачивается зарплата: на счет или наличностью. Рекомендуется прежде, чем открывать иностранный счет, сначала заводить свой доход на счет в банке (например, через банкомат). В итоге вы сможете предоставить два документа: выписку по счету и форму 2НДФЛ, которые вместе уже смогут сработать и убедить банковских служащих взять вас в клиенты.

Вышеуказанные примеры больше относились к тем, кто получает зарплату или зарабатывает фрилансом. А если зарплаты нет или фриланс/зарплата – лишь часть дохода и открыть счет вы планируете на большие суммы?

Во-первых, помогает налоговая декларация, в которую вы можете занести все свои доходы (не забыв заплатить с них налоги).

Во-вторых, бывают и другие документы, доказывающие легальность средств:

  • Договор купли-продажи недвижимости (если использовалась наличность, то лучше сразу эти деньги положить на счет и предоставить выписку);
  • Доказательство получения дивидендов из собственной компании;
  • Бухгалтерская/налоговая отчётность самой компании;
  • Получение наследства;
  • Лотерея (такое тоже бывает);
  • Продажа бизнеса/доли компании;
  • Кредит;
  • Продажа акций;
  • Инвестиционная деятельность;
  • Другие документы, доказывающие происхождение средств.

Чем больше документов вы можете предоставить, тем лучше.

Пункт «у меня были личные накопления» банками не принимаются всерьёз. Деньги из вашей личной «заначки» также необходимо подтвердить документами.

Если вы понимаете, что ваша документальная база слишком хлипкая, то стоит подготовиться. Хотя бы за последние 6 месяцев у вас должны быть чёткие доказательства: выписка из банка, декларация и прочие документы. Иными словами, это можно назвать «кредитной историей», которая давно является обязательной в западной банковской системе и служит инструментом проверки клиента.

При работе с иностранными банками фраза «без бумажки – ты букашка» приобретает поистине грандиозный размах.

Это касается открытия как личного, так и корпоративного счета. Банк имеет право в любой момент потребовать дополнительные документы и их необходимо предоставить в сжатые сроки.

ВАЖНО: нужно понимать, что итоговое решение об открытии счета всегда принимает банк и его отделы безопасности. К сожалению, даже 100% верные документы и представление от специалиста могут не сработать, если банк по каким-то причинам не готов с вами сотрудничать.

Как доказать легальность происхождения биткойна и других криптовалют?

Криптовалюты – один из самых перспективных активов сегодняшнего дня. Неважно, как скачет цена на биткоин, всегда есть возможность заработать, как на топ-10, так и на более мелких игроках этого рынка.

Чем и занимаются многие. Когда же подходит время вывести средства в фиат, могут возникнуть вопросы.

Криптовалюты – не до конца проработанная часть экономического законодательства. Где-то к ним относятся с пониманием, где-то сравнивают с ценными бумагами (со всеми вытекающими налоговыми последствиями), а где-то ждут, что же придумают другие, чтобы вовремя подстроиться.

Иностранные банки делятся на те, которые отказываются работать со средствами, полученными от торговли криптовалютами; на те, которые готовы рассмотреть варианты; и на те, которые профессионально ими занимаются, в том числе в крупных объемах (сделки от 500 000 долларов).

С точки зрения доказательства легальности здесь всё крайне индивидуально. В лучшем случае от вас потребуют предоставить скриншоты вашего кошелька и истории купли/продажи биткойна. В худшем потребуют показать в какой части налоговой декларации указаны криптовалюты и сколько с них выплачено налогов.

Этот момент стоит решать в индивидуальном порядке с профессиональным консультантом и сверяясь с правилами выбранного банка.

После открытия счета проверки не заканчиваются

Когда счет открыт, казалось бы, можно вздохнуть свободно. Но не тут-то было. Принцип «ни шагу без бумажки» продолжает действовать и после активации вашего счета.

Вне зависимости от вашего вида деятельности – фриланс, бизнес или зарплатный счет, — для сохранения «кармы» в банке, необходимо чётко следить за несколькими вещами:

  • Первые транзакции – самые важные. Каждая сделка должна иметь подтверждение в виде инвойсов, счетов, чеков и так далее. Если у банка возникли вопросы, он заморозит перевод и постарается связаться с вами лично. В первые дни жизненно важно оставаться на связи и оперативно отвечать на вопросы банка. Он может интересоваться откуда и куда идут деньги, просить документы или пояснить структуру сделки.
  • Все последующие действия должны укладываться в выбранную вами модель поведения. Например, в бизнесе при открытии счета просят предоставить список основных контрагентов, с которыми сотрудничает ваша компания: хостинг, консалтинг, крупные потребители услуг и продуктов. Также указывается средняя сумма чека, примерный оборот в месяц. Если какие-то параметры резко меняются, сразу возникают вопросы. Поэтому, если вы планируете провести крупный контракт с новым клиентом, то для того, чтобы избежать нервотрёпки при общении со службой безопасности банка, предупредите их заранее о готовящейся сделке. Хотя бы за несколько дней.
  • Ваши личные данные хранятся в банке и периодически перепроверяются. Если вы проходили интервью в банке (а многие банки практикуют их в личном или удалённом формате), то его запись может храниться и при случае проверяться: а действуете ли вы согласно сказанному вами?
  • Правила банков со временем меняются. Политические, социальные, налоговые причины заставляют менять законодательство, что следом приводит к изменению политики банков. Всего за 5 лет банкинг стал в разы сложнее, и эксперты предсказывают, что пик «строгости» ещё впереди. Именно поэтому к документам нужно с самого начала подходить аккуратно и добросовестно.

Как доказать происхождение средств: полезные принципы

Напоследок хочется подвести итог и вынести несколько принципов, которых стоит придерживаться, чтобы открыть и сохранить иностранный банковский счет:

  1. Документы – основа всего.
  2. Требуется предоставить документы минимум за 6 месяцев, а лучше – больше.
  3. Декларация, выписка по счету, бухгалтерия компании – основные документы. Остальное полезно добавлять.
  4. Если сейчас не хватает документов для открытия счета, с сегодняшнего дня начинайте их готовить и сохранять.
  5. Консультируйтесь со специалистами, которые подскажут, как восстановить некоторые старые документы, как оформить отчётность и, самое главное, как подготовить общий комплект документов, чтобы банк с пониманием его изучил.
  6. Перед открытием счета убедитесь, что вы выбрали именно тот банк, который подходит вам и вашему бизнесу – а то будет обидно потратить время и деньги, а затем получить совершенно не то, что требуется.

Несмотря на ожидающие вас трудности, открытие иностранного счета – это важный шаг для диверсификации риска, повышения удобства и снижения затрат на комиссии.

Подтвердить происхождение средств – задача может и не из простых, но это временно.

Привыкнув сохранять все документы, вы быстро наберёте необходимую массу, которой окажется достаточно для любого иностранного банка.

И если вы постоянно проживаете в России, не забывайте декларировать иностранные счета в течение 30 дней.

Автор: Alexandra Erlanger

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js