Большая статья о переезде на остров Пенанг, Малайзия. Часть 1

в 4:10, , рубрики: it-эмиграция, Карьера в IT-индустрии, релокация, релокация в азию, релокация в малайзию

2019-й год я встретил, работая в отделе визуализации медицинских данных в медицинской госкомпании. На тот момент я имел небольшой опыт работы непосредственно разработчиком на C++ (около 1,5 лет) и заполненный на английском языке профиль в LinkedIn. Я придерживаюсь мнения, что нужно и стоит иметь опубликованное резюме и периодически проходить собеседования, чтобы быть в курсе, что происходит на рынке и что и как спрашивают на собеседованиях.

Где-то с января 2019-го года я стал получать сообщения в LI с предложениями пообщаться. Было достаточно много сообщений от разных рекрутинговых и не только компаний, которые, как я понял, набивают периодически собственные базы и поэтому обзванивают людей. Но среди предложений были и достаточно интересные в локациях от Москвы и Финляндии до Германии и юга Франции. Правда, ни одно предложение не дошло на тот момент до предложения о работе.

Жизнь продолжалась, работа тоже, надвигалось лето с длинным запланированным отпуском. За неделю до отпуска мне пришло сообщение с предложением о собеседовании от HR компании Люксофт. Времени перед отпуском не было, поэтому сообщение было злостно проигнорировано (спойлер: всегда отвечайте HR!, они хорошие!). Но перед самым отпуском жена говорит: «А чего это ты не ответил? Напиши им, что уезжаешь в отпуск и сможешь говорить после него». Так я и сделал, но в ответ мне сказали, что позиция достаточно срочная и если у меня вдруг есть возможность, то были бы рады пообщаться раньше. Ну хорошо, давайте. Договорились о первом собеседовании.

Наступила среда, день х, подключаюсь. На той стороне сидит загорелый мужчина, рассказывает мне о работе. Хорошо пообщались, порасспрашивал он меня о C++, о работе, о мнении о всяких вещах. Осталось приятное впечатление. На том и разошлись.

На следующий день ближе к вечеру я получаю сообщение о том, что со мной хотят провести второе собеседование. 

Понедельник. Интервью. Связываются со мной менеджеры проекта и говорят: «Мы смотрим у тебя всего 2 года опыта, а нам о тебе фидбэк слишком хороший оставили. Чем докажешь?» Пообщались мы, проверили мой английский. И вроде всё нормально, но осталось ощущение, что это провал. Ну и ладно. Отпуск же =)

Еще через день мне пишут: «Нужно третье интервью, в четверг».

Четверг, подключаюсь, а мне говорят: «Это не интервью, а оффер-колл». Эээ… Вот так в отпуске, сидя на кухне съемной посуточно квартиры в Стокгольме, я получил оффер с переездом в Малайзию.

Дальше были еще почти целый отпуск в Скандинавии, во время которого я уже начал оформлять и подписывать удаленно документы. Вплоть до того, что один документ я распечатывал в туристическом центре Осло, а цветной скан другого документа я распечатывал, подписывал и отправлял, плывя на пароме из Швеции в Финляндию.

В Петербурге мы встретились с друзьями, чтобы ошеломить их новостью, и поехали домой продолжать оформлять документы и собирать чемоданы.

К приезду в Москву я получил полный список документов, которые нужно подготовить, и мест, где это можно было сделать. Необходимо было перевести на английский язык диплом и свидетельство о браке, получить аппрув из Малайзии о согласии нанять иностранного работника, получить разовую визу в Малайзию в посольстве, купить билеты и уехать. По плану всё должны были сделать за месяц. Но в одном месте затянулось, в другом все уехали праздновать День Малайзии на пару недель. В итоге документы были готовы только в начале октября. Как только я получил паспорт с визой-печатью о возможности въехать в Малайзию с целью работы, компания купила мне билет и забронировала гостиницу на 3 недели. 13 октября после 18-часового перелета с пересадкой в Бангкоке я прибыл в Малайзию и был встречен тем самым мужчиной, который проводил первое собеседование.

Так я оказался на острове Пенанг.

Приземление в международный аэропорт острова Пенанг
Приземление в международный аэропорт острова Пенанг

Что спрашивали на собеседованиях

Было 3 этапа собеседования: техническое общение, общение с менеджерами, оффер-колл. Тестового задания или писания кода он-лайн не было.

На первом этапе был открытый диалог о стандартной библиотеке C++: структуры данных и работа с ними. Был вопрос о многопоточности (что это, что и как с дедлоками). И, конечно, обработка ошибок. В т.ч. использование исключений: плюсы и минусы.

Сейчас понимаю, что могла быть затронута любая тема в виде открытого обсуждения.

Интервью, кстати, было на русском, что меня сильно удивило.

Общение с менеджерами проекта

Меня спросили о моём опыте, что я знаю про практики в разработке (SOLID, DRY, KISS). Была задачка на подумать и небольшой диалог на английском. В целом интервью тоже прошло на русском языке.

Оффер-колл

По сути это не этап собеседования, а обсуждение ЗП, условий работы и т.д. Важно, считаю, на этом этапе:

  1. быть готовым к хоть мало-мальскому пониманию уровня жизни и необходимой ЗП в стране, куда планируете ехать (смотри numbeo.com).

  2. попросить все документы: контракт, дополнения к контракту и все другие бумажки, которые будут регламентировать ваши отношения с компанией, т.к. в другой стране другие правила жизни и нужно понять что норм по этим правилам, а что не так. Например, в Малайзии 6-ти дневная рабочая неделя с всего неделей отпуска, но по нашему контракту была пятидневка с 4 неделями отпуска.

Сбор документов

Малайзия требует доказательство высшего образования в области, по которой вы туда переезжаете. Возможно, это только для линейщиков, а для высшего менеджмента не так. Точно не уверен, но мне мое образование очень пригодилось.

Если вы едете с семьёй, то обязательно требуется свидетельство о браке для супруга и документы, подтверждающие родительство, для детей, чтобы члены семьи могли получить долгосрочную визу (Dependent pass) для пребывания в Малайзии. Но этот тип визы не даёт права на работу. Т.е. работать может только тот, кто устраивается на работу. Супруга может начать работать в Малайзии, но ей нужно найти работодателя, который провернёт всю историю с документами для неё и ей придётся выехать из Малайзии, чтобы всё это сделать. В целом, не рассчитывайте на то, что супруг/супруга сможет трудоустроиться в Малайзии.

Процесс сбора следующий.

  1. Со стороны Малайзии делают запрос в малайское мин. труда на разрешение принять вас на работу. Предоставляют подписанный вами контракт или оффер. Занимает 1-2 недели.

  2. Вы переводите документы (диплом и свидетельство о браке) и нотариально их заверяете (в т.ч. со штампиком из малайского посольства). Обычно это делается через контору, которую вам рекомендуют. Это может занять до месяца.

  3. Собрав все документы, вы подаётесь на разрешение на въезд в Малайзию. В результате вам в паспорт(а) поставят штампик(и) о том, что вы можете въехать в Малайзию и дальше получить долгосрочную визу. Это занимает 3-4 дня. У нас заняло около 10 дней. Штампик действителен 3 месяца для россиян.

Здесь вы получите тот самый штампик
Здесь вы получите тот самый штампик

4. параллельно с предыдущим пунктом обсуждается вопрос о дате прилёта, аренде гостиницы и т.д. У нас заняло дней 5 и всё было сделано и решено в последний момент. Жена переезжала на месяц позже. 

Сбор документов от подписания оффера и до самого переезда занял 2.5 месяца.

Перевоз животного

Мы переезжали с котом. У Малайзии свои особые правила на этот счёт. Вы не можете просто въехать с животным в Малайзию. Из большинства стран, в т.ч. и из России, животное должно пройти недельный карантин на стороне Малайзии. И вы не можете всё оформить сами, т.е. по закону можете, но фактически это невозможно, поэтому услуга перевоза животного: запрос на разрешение на ввоз, приём его в аэропорту, помещение в карантин, - делается «агентами». Их услуги стоят от 600 евро (это только услуги агента! билет на животное не входит в эту сумму!).

Для перевоза кота потребуется связаться с агентом, собрать документы на вывоз из России (как и для любой другой поездки животного за границу), предоставить документы агенту, который подготовит бумажки на своей стороне и предоставит их вам. Вы же с этими бумажками и животным прилетаете в Малайзию, где агент заберёт животное, отвезёт его в карантин. Но вам потом нужно будет животное посещать, желательно ежедневно, т.к. уборка и кормёжка не входит в обязанности карантина.

Помещение в карантинном центре для содержания кота. С кондиционером!
Помещение в карантинном центре для содержания кота. С кондиционером!

В процессе сбора информации о переезде в Малайзию мы нашли человека в Куала-Лумпуре, который помогал перевозить животных. Его услуги стоили примерно 60 евро. Но это на самом деле полулегально (только тссс), но все получилось.

Сколько нужно денег на переезд

  • Билеты на самолет и такси оплачивала компания, но если платить самим, то самолет стоил 500 евро на человека.

  • Отель на первые 3 недели тоже оплачивала компания, было очень удобно, 10 минут пешком до офиса.

  • Билет для кота - примерно 300 евро ( летел катаром в багаже).

  • Деньги для аренды жилья и на первый месяц проживания - лучше иметь около 4 тысяч евро.

По приезду:

  • берите переходник с английской на европейскую розетку :)

  • лучше сразу купить симку (продают по паспорту) - 6 евро в месяц

Местный Билайн
Местный Билайн

Автор:
samson28

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js