
Основные причины необходимости изменений системы налогообложения малых форм предпринимательства.
Пересмотр режима налога на профессиональный доход (НПД) назрел, особенно в контексте окончания эксперимента по НПД в 2028 году. Причин несколько.
Режим НПД вывел из тени миллионы граждан: с 2019 года число самозанятых выросло с нуля до 14+ млн, налоговые поступления выросли, но возник дисбаланс с другими режимами. Например, ИП на упрощенной системе (УСН) при доходе до 60 млн руб. могут платить 1% в некоторых регионах, лимит для НПД 2,4 млн руб. при налоговой ставке 4–6%. То есть, налоговая ставка для ИП бывает ниже, чем для самозанятых.
Фискальные диспропорции вызывают не только вопросы, но стимулируют дробление бизнеса для минимизации налогов. Кроме того, в условиях инфляции (кумулятивно примерно 38% с 2019 по 2024 год) лимит дохода устарел, логично многие предприниматели вынуждены переходить на более сложные режимы.
НПД не обеспечивает полноценной социальной защиты – самозанятые не получают ни пенсионных баллов, ни пособий по больничному. При болезни, старости или потере дохода, фрилансеры и репетиторы несут риски остаться без средств к существованию.
Главный вызов – злоупотребления в трудовых отношениях. А именно, компании оформляют сотрудников как самозанятых надеясь избежать 30% страховых взносов и 13% НДФЛ, такой ход приводит к потере работниками соцгарантий и недополучению фондами взносов. По подсчетам ФНС, соцзащиты лишены 182 тыс. самозанятых – это 1,25% из зарегистрированных налогоплательщиков. Под проверку подобных нарушений попало 170 предприятий, у 84% они подтвердились.
Как самозанятые поведут себя, если условия для них изменятся.
Налоговики считают, что НПД применяет около 50% самозанятых, то есть, 6,9 млн. Плательщики ПНД могут по-разному реагировать на изменения. Как могут развиваться события.
50–60% самозанятых останется на ПНД: те, кто ценит автоматизацию («Мой налог») и отсутствие отчетности. Если лимит НПД вырастет, 1–6% перейдут на ИП с УСН или ПНС.
20–30% перейдут на другие налоговые режимы, в частности, откроют ИП на НПД или УСН – удобно для укрупнения бизнеса.
В случае резких изменений и без переходного периода, 15–25% вернутся в тень, к «серым» схемам, как то было до 2019 года.
5–10% самозанятых прекратят предпринимательскую деятельность, а именно те, у кого низкий доход и и для кого бизнес подработка.
Наиболее чувствительны репетиторы и фрилансеры в области IT, дизайна, бытовые мастера, включая парикмахеров, мастеров маникюра, ремонтников, водителей такси, доставки.
Менее чувствительны операторы коммерческой, жилой недвижимости и представители творческих профессий.
ФНС уже зафиксировала: при «неприемлемых» условиях 25% самозанятых выберут вернуться в тень, 30% – найм. То есть, риска только налогоплательщиков, а вместе с ними и поступлений в бюджет, очень высок.
Какие риски несёт слишком резкое изменение правил.
Резкие изменения, например, преждевременное отмена НПД или повышение ставки до 10% без переходного периода, несут системные риски, аналогичные тем, что отмечены в постановлении Совфеда (8 октября 2025): подрыв доверия государству и реформам, взлет теневой экономики, потеря казной налоговых поступлений, снижение потребления, занятости – рост безработицы и цен.
Также не стоит недооценивать социальные риски: резкие изменения для такой массовой категории повлекут рост недовольств социума.
Для экономики в целом есть риск спада ВВП в 2026–2027 на 0,5–1%. Дефицит кадров усилится: рынок уже перегрет, существует риск роста безработицы, снижение темпов декларации доходов. Но в долгосрочной перспективе есть вероятность дополнительных 200–300 млрд руб. поступлениц в соцфонды.
Существует риск снижения регистраций новых регистраций на 30–40%. Прием сотрудников без должного оформления усугубится. Затраты и цены МСП вырастут на 10–15%, так как 20% поставщиков – это плательщики НПД.
Порог «справедливой ставки», при которой большинство самозанятых сохранят бизнес и останутся в правовом поле.
Текущие 4–6% идеальны, приемлемо повышение до 5–7%. Рост 7–8% только в случае, если компенсировать увеличением лимита дохода (до 3 млн руб.) и соцвычетами. При такой ставке на другие налоговые режимы с ПНД перейдет менее 10%, вести деятельность и платить налоги продолжат 80–90%.
Повышение ставки с 6% до 8% будет низким риском, 10–15% самозанятых сменят режим, в тень спрячется 5%.
При увеличении ставки до 9–10%, 20–25% самозанятых, вероятно перейдут с НПД на УСН, в серую зону выйдут 15%.
Повышение ставки до 13% выльется в то, что 30–40% самозанятых оформят ИП, 25% вернутся в тень, закроются 10%. В этом случае микробизнес ожидает спад на 20–30%.
Влияние пересмотра НПД на рынок труда.
Пересмотр НПД усилит напряженность на рынке труда уже и без того перегретом. Дефицит составляет 2-3 миллиона вакансий, безработица 2,3% с перспективой роста.
Введение добровольных взносов в соцфонды, переход на трудовые договоры – ГПХ повысит социальную защищенность самозанятых, послужит мотивации для продолжения легальной деятельности.
Если ставка НПД станет выше 10%, 30% самозанятых (по опросу ФНС) могут перейти из самозанятости в наемную работу (например, по трудовым договорам или ГПХ).
Ужесточение режима создаст нагрузку на работодателей по выплате зарплаты и отчислениям в фонды.
Последствия для бизнеса в смене режима для НПД
Если бизнесу придется переводить самозанятых в штат, его затраты вырастут.
Если бизнес примет самозанятых в штат, он защитит себя от штрафов за неу уклонение от трудовых отношений.
Рост ставки НПД повлечёт рост цен на услуги самозанятых, что ударит по марже.
Оксана Клиницкая
Автор: scioksana
