Бюджетно и сурово — мой антикризисный недобайк на базе MX650

в 15:43, , рубрики: bb7, dirt rocket, diy или сделай сам, epic, lifepo4, mx650, old new year's eve, razor, антикризисно, гаджеты, недобайк, транспорт будущего, элетротранспорт

Сей пост, посвященный моему скромному двухколесному поделию навеян несколькими постами об электротранспортных проектах, промелькнувших в конце 2014-го (и начале 2015-го) на просторах хабра-гико-пространства. Хотя скорее, данные посты меня навеяли на переосмысление моего скромного электротранспортного достижения в контексте дефицита временных и финансовых ресурсов под антикризисным ракурсом.

Собственно, под катом вы не найдете созданного с нуля мультикиллобаксового мегапроекта с титановыми пространственными рамами и углепластиковыми кожухами… И пусть с инженерно-технологической точки зрения — мой проект вероятно уныл чуть менее, чем троллейбус из буханки. Но он может быть нагляден и познавателен как живое доказательство возможности достижения некоторого результата в условиях ультракомпактного бюджета и перманентного дефицита времени.

Итак, далее речь пойдет о том что мне удалось сделать за уходящий лошадиный 2014-й год из популярного за океаном полуигрушечного электроминимото Razor Dirt Rocket MX650 и о некоторых творческих планах на 2015-й.

image

Собственно, приобрел сей мегадевайс еще прошлой зимой, ибо прикольный и подвернулся у одного из крупных отечественных реселлеров электроники по распродажному ценнику. На тот момент в переводе на вечнозеленые это чудо электротехники обошлось с доставкой порядка $650. Что в принципе, не фатально выше четырехсотбаксового амазоновского и четырехсотеврового ибеевского ценников, актуальных в то время. Для сравнения — на и без того недешевые серьезные электромото типа Brammo и Zero отечественные ценники обычно в 2-2,5 раза выше европейских и американских.

Относительно категории данного транспортировочного гаджета — тема довольно не однозначная. Посему, дабы не задевать ничьих ранимых моточувств далее буду придерживаться термина «недобайк», поскольку именование сего чуда (даже с приставками мини- и электро- ) кроссбайком/питбайком/диртбайком порой чрезмерно ущемляет хрупкое самолюбие бензиновых мотокамрадов соответствующих внедорожных категорий.

Собственно, официальные ТТХ стокового MX650 особо не блещут:

• Скорость до 17mph (прибл. 27 км/ч)
• Максимальный вес ездюка 220 lbs (около центнера)
• Пробег с одного заряда — 10 miles (примерно 16 км)
• Колеса — переднее 16" (40.5 см) и заднее 14" (35.5 см) грязепокрышки с камерами
• Передняя аммовилка (имхо, уж очень короткоходная) и задний аммортизатор.
• Коллекторный электродвигатель (MY1020 на 36V 650W) с цепной передачей под высокий момент.
• Поворотная рукоятка для управления мощностью
• Высокое передаточное соотношение для uphill и off-road покатушек
• Двухкоронная вилка
• Достоверная диртбайковская геометрия
• Складные пеги для ног
• Свиноаккумы в комплекте
• Зарядник и инструмент для сборки в комплекте
• Габариты — 56" x 24.5" x 36" (примерно 142см x 62см x 92см)
• Вес — 100 lbs (около 45.4 кг)
• Долгоиграющность — до 40 минут интенсивного юзания
• Время зарядки батареи — до 8 часов
• АКБ — 36V (три по 12V) lead acid
• Электромотор — 650w (MY1020 плотно прикручен к заднему маятнику)
• Высота сидушки — 25" (прибл 64см)

Но данные ттх меня особо не смутили, т.к. свой недобайк я сознательно брал с предварительным расчетом на допиливание. Очевидно, что в стоковом виде применимость сего чуда довольно ограничена. Но с учетом ценника — аппарат не так ух и плох.

Итак, сопоставив балланс по плюсам/минусам и попридушив жабу, заказываю сабж. Таким вот нехитрым образом в прошлом феврале я стал счастливым обладателем небольшой коробочки в полцентнера весом. Коробка благополучно пролежала до середины марта, когда удалось выкроить момент на самобытный анбоксинг и досборкинг сего электротранспортного гаджета:

В принципе сборка… точнее досборка — довольно примитивна и особых затруднений не вызвала, благо все необходимые инструменты и инструктажи присутствовали.

Уделяя не последнюю роль безопасности процесса передвижения, первым апгрейдом решил сменить тормоза на Avid BB7 — очень уж они в свое время порадовали на электросамокате после стоковых. Благо, добротные механические тормоза по сравнению с гидравликой относительно недороги — BB7 прошлой весной мне обошлись примерно по $70 за упаковку.

Думал заменить калиперы и роторы, но пришлось ограничиться лишь калиперами. Роторы хоть и с шестивинтовым крепежем, но в обоих случаях крепежные отверстия отличаются расстоянием до центра. Калиперы устанавливались на стоковые роторы — задний установился без проблем, а на переднем пришлось притирать колодки, поскольку передний ротор отличался несколько большей толщиной и диаметром.

Остальное пришлось отложить до осени, прокатавшись лето в таком виде:

Первая аутдор-поездка на данном агрегате по Щелчку:

Первая оффроад поездка через Измайловский парк:

Первая поездка в сложных городских условиях от Семеновской до Преображенки:

По ощущениям, после электросамоката оказалось довольно комфортно, но уж очень медленно. Этакий «черепаший экстрим». (Для сравнения — самокат в моей текущей конфигурации на асфальте практически в полтора раза быстрее). Ну и по габаритам всё-же мелковато получается для заметности на проезжей части, что есть не лучший фактор по части безопасности. Соответственно, в качестве средства передвижения для крупных автомагистралей в стоке он практически непригоден. Но по лесопарку прокатиться или в офисе порассекать довольно забавно.

К сожалению, по реальному бездорожью или дирт-трассам лично у меня опыта пока особого нет, соответственно по лесопарку мне пока и с его скорости адреналина достаточно. Ну а что касается езды по асфальтовым дорогам, он скорее не торт.

Относительно эргономики езды — MX650 после электросамоката практически сказочен. Посадка удобнее, руль не колбасит на каждой мелкой ямке/кочке, вибрация от дорожного покрытия гораздо менее заметна, положение рук естественнее. Для коротких поездок это конечно не критично, но когда проезжаешь около 30 км за день — разница весьма впечатляет.

Далее, в ноябре удалось сменить стоковые свинцовые аккумы на 36V LiFePo4 сборку из headway-ячеек:

Собственно сам новый аккум на 36v10Ah был заблаговременно приобретен еще летом в московской рознице и обошелся примерно в $450 с двумя зарядками:

Демонтаж кожуха особых затруднений не вызвал, хотя с учетом того, что аккумы не вечные, конструктора могли бы реализовать и более удобный констуктив:

При замене АКБ не хотелось заморачиваться с высокоамперными коннекторами, но и колхозить со скрутками не вариант, посему решил прибегнуть к самозажимным wago-клеммникам:

Насколько я понял, толстые разрядные провода в черной оплетке и тонкие зарядные провода в желтой оплетке запараллелены — соответственно для минимизации количества соединений и заряд и разряд подключил на толстые провода. Тонкие провода пока оставил как задел на будущее — пригодятся если буду второй аккум в параллель или последовательность ставить.

Аккум в рамное пространство утрамбовался впритык и монтаж кожуха обратно оказался уже не столь тривиален. Но к счастью, немного напилинга дреммелем меня выручило:

После перехода со свинца на лифер, мой недобайк полегчал примерно на 7-8 кило и приобрел сверхспособность зимней езды, которую удалось испытать в начале декабря эпичным рейсингом по тротуарной снежной каше:

Погодка конечно выдалась специфичная, и за неимением зимнерейсинговых скиллов плелся аки арктический черепах, но окончание зимы еще нескоро — авось наверстаю еще по части сугрободрифтинга.

Достигнутым результатом пока еще не горжусь, но уже доволен. Суммарно на данное транспортное средство ушло примерно 1250 вечнозеленых енотов. В качестве киллерфич можно отметить компактность, малый вес, всепогодность, возможность тратуарного перемещения и отсутствие необходимости в каких либо категориях прав. Последний пункт возможно небесспорен… Но сабж формально относится к категории игрушек и гаджетов, что по идее приравнивает райдера к пешеходу и делает абсурдным требование прав.

А далее планирую допиливать для реального использования — в ближайших планах высокий руль, высокий полноценный амморт, световые приборы, замок. Возможно, еще (временно) зимняя резина и другие крылья. В отдаленной перспективе планируется замена или модернизация вилки, переход на бесколлекторник, контроллер Mini-E и второй АКБ в последовательность до 72v, смена кожуха, пластика, седла. В общем, творческие планы наполеоновские, надеюсь и технические возможности не подведут.

ps: и в канун старого-нового:

С наступающим, Камрады!
Чтоб акум держал заряды,
Чтоб не подводили рамы,
И не в тягость киллограммы.

Не скучать всем в межсезонье…
Или в климате бизоньем —
Чтоб зима была ездата,
Всем ЛиФеррумоФосфата!

Автор: t3l3p4th

Источник


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js