Мета-гейминг и условности отыгрыша

в 13:03, , рубрики: игры, настольные игры

Такое явление как tabletop-games медленно, но верно добирается и до России, отчасти благодаря планшетам и любительским переносам инструментария для игры с бумаги на экран вашего 7-дюймового любимца, отчасти благодаря тем энтузиастам игрового ритейла, что сейчас превратились в крупные торговые сети. Но, несомненно, каждый из любителей cRPG не раз прикасался к известным настольным системам, в таких играх как Baldur's Gate, Fallout(SPECIAL которой можно назвать частным случаем GURPS), Masquerade: Bloodlines и многие другие. Несомненно, каждая из этих игр является своего рода шедевром, но смена игрового пространства с полностью воображаемого на цифровое, несколько ограничивающего полёт фантазии, не могла пройти незаметно.

Перенос механики DnD в cRPG имеет как свои плюсы, так и минусы и оба они, на мой взгляд, связаны с понятием метагейминга. Чтобы разобраться, что же это за зверь такой, и почему от него столько проблем, стоит задаться вопросом: почему люди играют в ролевые игры, особенно в tabletop ролевые игры. Если несколько отодвинуть в сторону то, что во многих из этих игр восхитительный сюжет, прекрасно продуманный мир, богатая мифология, можно вспомнить что само название жанра происходит от термина «role-playing», отыгрывание некой роли, обычно(да что там обычно, практически всегда) не совсем соответствующей тому, что из себя представляет сам игрок.

Кубики, серьёзно?

Само собой, мир, в котором мы отыгрываем роль, существует по определённым правилам (за исключением т.н. без-системных ролевых игр) и их приходится выполнять. Само собой, паладин, машущий щитом направо и налево, не станет бросать кубики, чтобы высчитать, попал он по мерзкому гоблину или нет, и это то самое место, где cRPG оказались ближе к настоящему отыгрышу, чем настолки. Некоторые из вас могут вспомнить, что в Baldur's Gate или NwN, например, можно было включить показ результата бросков виртуальных кубиков (вероятно для удовлетворения нужд буквоедов и манчкинов), тем самым избавляясь от главного преимущества cRPG перед настольной, где каждый удар, каждая проверка, каждое действие сопровождались небольшим арифметическим заданием. В определённый момент эти расчёты перестают отвлекать от отыгрыша и собственно течения модуля, но, как говорится, «осадок остался». Что уж говорить о спорах между игроками и DM'ом, если не дай бог они восприняли одно и то же правило по разному…
image

Тьюр тестинга

С другой стороны, даже в игре, наиболее полно воплотившей в себе механику D&D 3.5, Temple of Elemental Evil, было допущено другое упрощение(как впрочем и в любой другой подобной) — система общения персонажей с NPC была превращена в «выбери вариант», хотя и с отдельным применением каждой из «разговорных» механик, вроде угрозы, обмана и прочих. Во время традиционной игровой сессии, каждого из неигровых персонажей отыгрывает DM, так что многое зависит ещё и от его актёрского мастерства и находчивости (с небольшим добавлением готовых материалов модуля), что открывает воистину безграничные (в границах разумного) возможности. Вовсе необязательно тыкать врага мечом, в него можно швырнуть сопартийца размером поменьше или уронить на его голову стул, стоящий поблизости, а то и вовсе, выброситься из окна высокого замка, крепко ухватив вражину за шкирку. Прекрасно понятно почему, даже при современном уровне проработки игрового движка(всем уже надоело, но не могу не упомянуть молнии и воду из Divinity: Original Sin), и развёрнутой диалоговой системы (что уж говорить о миллионах строк диалогов, большую часть из которых мы попросту не видим), разработчики неспособны обеспечить того уровня свободы, что может сделать самый обыкновенный Dungeon Master.

В следующей статье я попробую рассмотреть отдельно пути решения проблемы метагейминга для настольных систем и их компьютерных воплощений. Само собой, хотелось бы получить некоторый фидбэк и комментарии. Как по поднятой теме, так и по формату подобных мини-постов.

Автор: NSko

Источник


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js