О «Цифровой крепости» и журналистах

в 16:32, , рубрики: Дэн Браун, журналисты, информационная безопасность, книги, Медиа

В журналистах часто удивляет их поверхностность. Они вроде знают много, но как-то неглубоко. Они готовы рассказывать про науку, про политику, про заговоры тамплиеров и во всем какая-то мешанина, ошибки и нелепицы. Вот, скажем, Дэн Браун, известен своими книгами про исторические события, физику и компьютерные технологии. И все это выглядит до ужаса плоско. А иногда смешно. Конечно, писатель может выдумать что-то такое, чего в жизни не бывает, или бывает, но наоборот. Но в хорошей истории—это всегда видно и вокруг этого строится сюжет. Скажем, в мультфильме «Стимбой» они придумали устройство, которое держит гигантское давление на маленькой площади, за счет чего получили волшебные паровые технологии. И это элемент фантастики, а вокруг правда. Или роман Кларка «Лунная пыль». Мол, на луне очень много пыли и люди, наконец, освоили это небесное тело. А дальше — все правда (в той или иной степени). Но в книжках Брауна вы видите странные места и явно это не авторская задумка. Я попробовал прочесть книжку «Цифровая крепость» и выписать все, что мне показалось сомнительным. Те, кто хочет познакомиться и, может быть, улыбнуться, прошу под кат. Возможны спойлеры.


«АНБ пригласило Беккера, потому что имелось подозрение, что оригинал был написан на мандаринском диалекте китайского языка, и ему предстояло переводить иероглифы по мере их дешифровки».

А вы умеете писать на диалекте мандарин? Не уверен, что есть большая разница между разными типами диалектов при письме иероглифами, хотя не слишком разбираюсь в китайском.

«Ключ, как правило, был довольно длинным и сложным и содержал всю необходимую информацию
об алгоритме кодирования, задействуя математические операции, необходимые для воссоздания исходного текста».

Не уверен, что такими ключами и шифрами стоит пользоваться. На самом деле в нашем мире, алгоритм кодирования для большинства шифров не является секретом, или не до конца является секретом. А вот я в детстве, прочитав книгу «Жангада» Жюля Верна, увлекся шифрами и действительно придумал такой шифр, в котором надо было указывать в ключе информацию о том, какие приемы кодирования применяются и в каком порядке.

«АНБ сразу же осознало, что возникла кризисная ситуация. Коды, с которыми столкнулось агентство, больше не были шифрами, что разгадывают с помощью карандаша и листка бумаги в клетку, — теперь это были компьютеризированные функции запутывания, основанные на теории хаоса и использующие множественные символические алфавиты, чтобы преобразовать сообщение в абсолютно хаотичный набор знаков».

Ну, со времен второй мировой шифры не разгадываются на бумаге. Собственно, даже упомянутый мной шифр из Жюля Верна (шифр Вижинераа), вряд ли расшифруется вручную при достаточной длине ключа. Шифр Вижинера долго считали невзламываемым, а ведь был изобретен в 17-ом веке.

«Сьюзан посмотрела на него и едва не рассмеялась. Невозможно? Что это должно означать? Такого понятия, как шифр, не поддающийся взлому, не существует: на некоторые из них требуется больше времени, но любой шифр можно вскрыть. Есть математическая гарантия, что рано или поздно «ТРАНСТЕКСТ» отыщет нужный пароль».

Вообще-то математика, гарантирует существование невзламываемых (теоретически) шифров. Известный мне пример — это одноразовый блокнот. Но в данном случае, это может быть как раз той центральной идеей книги, вокруг которой все и строится. Там даже есть выдуманная теорема имени Бергхофского.

«Сьюзан не могла не восхититься умом Танкадо. Не открыв своего алгоритма, он доказал АНБ, что тот не поддается дешифровке».

Если вы не читали книги, я расскажу. Там история о том, что АНБ научилось взламывать все шифры с помощью суперкомпьютера «ТРАНСТЕКСТ» и было счастливо. Но умный японский ученый поссорился с ними и решил создать шифр «Цифровая крепость», который нельзя взломать. Он пообещал, что отправит всем программу для зашифровки этим алгоритмом, если АНБ не откажутся от своего коварства. Тогда все пропало и люди смогут шифроваться, и никто не сможет прочитать их сообщения. Но, чтобы доказать, что у него и правда есть такой шифр, он отослал им … зашифрованный этим шифром файл. Ученого ясное дело убили, правда, неизвестно кто.
Ну, вот представьте, вам прислали какой-то файл, а ваша супермашина не может его расшифровать, о чем вы подумаете? Я бы подумал, что это просто бессмыслица и там нет никакого текста. И в книжке герои и должны были так подумать, ведь у них есть теорема, которая доказывает, что любой шифр можно взломать! Но они сразу верят японцу, а не математике!

«Хейл достаточно понимал язык программирования Лимбо, чтобы знать, что он очень похож на языки Си и Паскаль, которые были его стихией»

Ну… не знаю, насколько Лимбо похож на Паскаль, знаю, только что он используется в ОС Инферно и по своим задачам сильно отличается и от Си и от Паскаля. Еще меня смущает это расположение в одной строчке Си и Паскаля.

«К тому же Сьюзан написала свой маячок на новом гибридном языке, именуемом LIMBO, поэтому не приходилось удивляться, что Стратмор с ним не справился».

Маячок это такая хитрая программа, которая каким-то образом узнает, откуда было направлено письмо. Если я правильно понял книгу—это что-то вроде трояна, но все равно непонятно как именно он там работает и, кроме того, у них в той вселенной, что у всех ОС Инферно?

«Теперь Сьюзан поняла, почему сотрудник систем безопасности так взволнован. Цепная мутация. Она знала, что цепная мутация представляет собой последовательность программирования, которая сложнейшим образом искажает данные. Это обычное явление для компьютерных вирусов, особенно таких, которые поражают крупные блоки информации».

Я слышал то-то про полиморфные вирусы. Может это то, что имел в виду Браун? Впрочем, фраза все равно полна тумана.

«В обычных условиях такое действие считалось бы недопустимым. Но в сложившейся ситуации никакой опасности в загрузке в «ТРАНСТЕКСТ» этой программы не было, потому что коммандер точно знал, что это за файл и откуда он появился».

Объясняю, им прислали неизвестный файл (человек с которым они поссорились), и они его загрузили в свою суперсекретную систему, где к тому же хранятся суперважные данные. Молодцы.

«— Если бы я получил ключ, то смог бы взломать наш экземпляр «Цифровой крепости» и внести нужные изменения…»

Тут такой момент. Ученый выкладывает свою невзламываемую «Цифровую крепость» на сайте, а АНБ потом планирует подменять его на свою взламываемую версию. Но… дело в том, что «Цифровая крепость» была зашифрована «Цифровой крепостью». Это и был, собственно, то не взламываемый файл, который они хотели взломать, но не могли.

«Она вспомнила свою первую реакцию на рассказ Стратмора об алгоритме, не поддающемся взлому. Сьюзан была убеждена, что это невозможно. Угрожающий потенциал всей этой ситуации подавил ее. Какие вообще у них есть доказательства, что Танкадо действительно создал «Цифровую крепость»? Только его собственные утверждения в электронных посланиях».

Они додумались до этого!
А дальше спойлер!

«Файл, который Танкадо разместил в Интернете, представлял собой зашифрованный вирус, вероятно, встроенный в шифровальный алгоритм массового использования, достаточно сильный, чтобы он не смог причинить вреда никому — никому, кроме АНБ. «ТРАНСТЕКСТ» вскрыл защитную оболочку и выпустил вирус на волю».

Я не буду комментировать.

«Сьюзан равнодушно смотрела на «ТРАНСТЕКСТ». Она понимала, что огненный шар, заточенный в керамическую клетку, скоро вырвется наружу и поглотит их. Она почти физически ощущала, как этот шар поднимается вверх все быстрее, пожирая кислород, высвобождаемый горящими чипами. Еще немного — и купол шифровалки превратится в огненный ад».

Без взрыва невиданной мощи, какая же это история? Брр… хорошо, что я не работаю в дата-центре, а то огненный шар вырывается через пол…

«Увы, у этой программы такого тщеславия нет, у нее нет инстинкта продолжения рода. Она бесхитростна и целеустремлена, и когда достигнет своей цели, то скорее всего совершит цифровое самоубийство. — Джабба театральным жестом указал на громадный экран. — Дамы и господа, — он опять тяжело вздохнул, — перед вами компьютерный агрессор-камикадзе… червь».

Просто смешно. А Джабба это у них главный спец по компьютерам.

«Директор понимающе кивнул. ЭНИГМА, это двенадцатитонное чудовище нацистов, была самой известной в истории шифровальной машиной. Там тоже были группы из четырех знаков».

Кстати, я так понял, что Браун не знает, что компьютерные шифры применяются не к буквам алфавита, а к единицам и нулям.
И напоследок. Гении в компьютерных науках и математике ведут обсуждение.

«— Чем отличаются изотопы? — спросил Фонтейн. — Это должно быть что-то фундаментальное».

Всем хорошего дня.

Автор: Sychuan

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js