Успех не без чужой помощи: как «вырастить» готовый проект для рынка через преакселератор

в 13:51, , рубрики: Блог компании Цифровой прорыв, информационные технологии, ИТ-конкурсы, продуктовые команды, Развитие стартапа, Хакатоны

В своих постах мы неоднократно говорили о том, что после финала конкурса «Цифровой прорыв» успешные команды смогут доработать проекты в рамках преакселератора и сделать продукты уже для рынка. Программа стартанула 30 сентября, и мы уже можем подвести первые итоги. Но сначала расскажем, в чем вообще ее смысл и зачем преакселератор необходим компаниям, инвесторам и самим командам.

Успех не без чужой помощи: как «вырастить» готовый проект для рынка через преакселератор - 1

При помощи экспертов проекты, созданные на хакатоне (на региональном или финальном этапах) максимально прокачиваются и готовятся к выходу на рынок. Их знакомят с представителями компаний, инвесторами и будущими наставниками, которые как хорошие фитнес-тренеры выжимают из них возможный максимум. Кстати, вся работа проходит под строгим надзором 20 трекеров — людей, которые в свое время вырастили ни один успешный стартап и уж точно знают все подводные камни в становлении будущих единорогов (и мы не про мифических коняшек) :)

Главная цель трекеров — это не хвастаться портфелем выращенных ими проектов. Они становятся наставниками и в индивидуальном порядке регулярно общаются с командами, дают им вижн проекта со стороны и указывают на очевидные «баги» в реализации идеи. Также с участниками работают представители компаний — поставщиков задач на хакатоне. По итогам совместной работы сырая разработка превратится в настоящий пилот. И сможет действительно взлететь на рынке.

Мы спросили двух трекеров о том, как сейчас проходит преакселерация.

Чижов Никита, трекер

«Все участники по-разному подходят к своей основной миссии. Например, основная цель одной из команд — это дальнейшее трудоустройство в крупную корпорацию и развитие своего проекта уже внутри. В то же время другая хочет получить грант и обзавестись связями в государственных органах, а третья — построить большой, масштабный продукт для всего рынка и привлечь инвестиции от бизнес-ангела. Сейчас команды находятся на стадии валидации своей основной идеи, и чтобы им в этом помочь мы используем технику customers development, которая помогает выявить проблему потенциальных клиентов и понять насколько решения подходят для их задачи.

Один из инструментов, который позволяет стратегически продумать, проработать их идеи — инструмент business canvas. Он дает возможность описать все бизнес-процессы и сегмент потребителя, ключевое предложение, необходимые ресурсы, инфраструктуру, партнеров. Это поможет команде изначально продумать более детально, что необходимо для достижения их задач».

Своими целями с нами поделился Денис Пошехонтов, участник питерской команды Continuous Disintegration (победителей в номинации Госкорпорации Росатом):
«Для преакселератора мы выбрали прототип финала и немного расширили его гипотезу. Наша главная миссия —привлечь финансирование в проект и вывод его на рынок. Помимо этого, нам интересно, как выглядит стартап-кухня изнутри. Кто знает — может быть в будущем мы тоже станем полноценным стартапом с действительно конкурентным решением».

Марат Набиуллин из команды goAI (победители в номинации МТС) отметил цели своей команды, которые оказались очень обширными:

  1. Разработать стратегию развития на 3 года
  2. Подписать NDA и соглашения о намерениях с корпоративным клиентом, государственным заказчиком и еще 2мя крупными корпоративными заказчиками.
  3. Получить данные для анализа трудоемкости работ и создания расчетов стоимости контрактов.
  4. Подготовить и согласовать коммерческие предложения с определением форм контрактов, этапов, сроков, стоимости, параметров тестирования и условий сдачи-приемки, условий изменения стоимости разработки, параметров ежемесячного обслуживания, уровней SLA и безопасности, соблюдение требований по GDPR и нормативной документации, требований по передачи прав и лицензированию, создания инструкций по пользованию системой и параметров обучения персонала.
  5. Подписать 1 контракт по определенным параметрам».

О ходе преакселерационной программы также рассказала Оксана Погодаева, трекер и предприниматель:

«Ключевую роль в реализации любого проекта всегда играет трекер. Он помогает проектам в целеполагании, в формулировании гипотез и их проработке. Также фокусирует команды на реализации их целей, для этого движение проходит недельными HADI циклами (гипотеза-действие-получение данных-вывод), что позволяет быстро получать полезные знания с рынка и понимать, что действительно необходимо ему и конечному потребителю.

На старте преакселерационной программы проводилась диагностика проектов, что позволило понять, в каком состоянии они находятся на текущий момент, а также помогло определить сильные и слабые стороны команд.

Ещё важно отметить, что трекер не является экспертом и не раздает советы как поступать команде в той или иной ситуации. Он наводящими вопросами подводит ее к пониманию проблемы и поиску путей решения».

Для участия в преакселерационной программе были отобраны 60 команд, которые уже второй месяц работают над прокачкой своих проектов и скиллов. После защиты, которая пройдет с 20 по 22 ноября в Мастерской управления «Сенеж», доработанные прототипы инновационных решений уже без наставников отправятся в «свободное плавание» на рынок. Некоторые смогут сделать это при помощи инвесторов, которые также следят за работой и в процессе общаются с командами.

Другие же участники, которые не преследовали цели провести свой проект на рынок, смогут устроиться на работу в компанию и заниматься его развитием уже внутри.

Марат Набиуллин рассказал о том, как для них проходит этап преакселерации:

«В рамках преакселератора мы работаем с проектом, задача с финала конкурса, и разрабатываем сервис переквалификации персонала «АДЕПТ» на основе искусственного интеллекта. Это сервис, который решает вопрос «дообучения» специалистов внутри компании на открытые вакансии и способствует карьерному росту с одной стороны, с другой же он позволяет адаптировать сотрудников исчезающих профессий из-за цифровой трансформации бизнеса и дает возможность предложить им новые позиции». Также Марат поделился фидбеком по работе с наставниками: «В рамках преакселерации мы получаем очень ценную обратную связь от трекеров. Они позволяют нам по-новому взглянуть на продукт и серьезно доработать его. Помимо этого, они делятся полезными контактами, которые в будущем помогут нам вывести разработку на рынок. Спасибо большое нашему трекеру, Виктору Степанову, который держит нас в фокусе».

Зачем вообще компаниям преакселератор?

Во-первых, преакселератор помогает организациям хантить перспективных технологических специалистов. Таких резюме не найти на Head Hunter или Super Jobs — как правило эти специалисты уже работают в компаниях или владеют собственным делом. На протяжении всего конкурса мы видим тенденцию среди компаний, которые хотят нанимать себе в штат не отдельных специалистов, а целую мультидисциплинарную команду, которая сможет свежим взглядом оценить деятельность компании и придумать новые решения для ее инновационного развития.

Помимо ИТ-кадров организации охотятся за технологическими решениями, разработанными под конкретные задачи их бизнеса. В этом им как раз отлично помогают хакатоны, где они получают десятки вариантов прототипов для последующей интеграции в компанию.

Отдельные преимущества при работе с проектами в преакселераторе получают инвесторы. Мы все прекрасно понимаем, что выгоднее всего инвестировать в человеческий и интеллектуальный капитал. А такого богатства по итогам хакатонов у нас набралось много. Поэтому инвесторы, представители фондов и бизнес-ангелы пристально наблюдают за ростом проектов, общаются с командами и принимают решение, кому они дадут деньги.

Насколько прокаченные проекты пришли в преакселатор после финала?

На этот вопрос нам ответили трекеры, которые уже четвертую неделю находятся на поле боя и следят за развитием команд:

Оксана Погодаева:

«Очень ощутимый разброс по уровню проектов, у кого-то уже годами сформировавшиеся команды, а кто-то познакомился впервые только на региональном туре, какие-то команды имеют достаточно хороший опыт в создании продуктов, а кто-то делает это впервые. В целом, уже сейчас можно сказать, что нас ожидает немало приятных сюрпризов в виде очень интересных, уникальных и в чем-то даже изящных решений.

Сейчас команды всё больше погружаются в контекст специфики работы в рамках преакселератора, узнают много нового из образовательного блока и активно используют полученные знания в реализации своих стартапов».

Кстати, забыли рассказать о том, что в рамках преакселерации предусмотрена образовательная программа. Она делится на два этапа — дистанционный и очный.

«На удаленке» команды под чутким руководством трекеров работают над улучшением продукта, получают экспертные консультации и регулярную обратную связь по разработке. Параллельно проходит онлайн-курс по запуску ИТ-стартапов и внедрению решений в бизнес-процессы компаний.

На очном этапе проводятся мастер-классы по ораторскому искусству, тренинги профессиональных и личных компетенций и лекции от партнеров конкурса.

И, конечно же, в финале все самое сложное — по завершении программы командам предстоит защита проектов перед инвесторами, фондами и представителями компаний, которые смогут оценить прогресс участников на протяжении всей работы (уже скоро мы опубликуем пост о том, как сделать идеальную презентацию без дизайнера ). По итогам будет решена судьба каждого проекта и позже конкурсанты пойдут отмечать или работать над ошибками— тут все зависит от того, как активно шла работа на этапе преакселерации.

Мы надеемся, что после этого все участники смогут достигнуть поставленных целей и показать, что «Цифровой прорыв» — это скорее не про инновации, а про людей, которые их творят. Поэтому мы и решили создать преакселерационную программу, призванную объединить все слагаемые для успешного свершения технологического прогресса — компании, инвесторы и, конечно же, продуктовые команды.

Успех не без чужой помощи: как «вырастить» готовый проект для рынка через преакселератор - 2

Автор: leadersofdigital

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js