История провала интернет-магазина

в 18:07, , рубрики: unsuccess story, интернет-магазин, как не надо делать, неуспех, никто теги не читает, управление проектами

Обычно, изучая чужую деятельность, встречаешь только истории успеха. Однако зачастую большую пользу можно получить, изучая, почему та или иная задумка провалилась. На Хабре периодически встречаются подобные истории, и это говорит в пользу Хабра как мегаполезного ресурса, ну и в пользу смелости авторов этих историй.

На них будут показывать пальцем, плевать и топтать ногами. Так, наверно, думает каждый, кто мается сомнениями по поводу — описывать свои неудачи или нет. Да, конечно, легко задним умом судить. Принимать решения, находясь внутри ситуации, гораздо тяжелее.

Я очень долго не решался это сделать, но что-то меня настойчиво подвигало. Я думаю, это было естественное желание помочь другим людям — в данном случае хотя бы советом, как делать не нужно.

2005 год, Москва. Я уже несколько лет работал в молодой и мелкой, но подающей надежды веб-компании, которая умудрилась зацепить парочку очень крупных клиентов для постоянного обслуживания. Неплохой коллектив, толерантное отношение начальства, свободный график и т.п.
До этого вдвоём с партнёром я реализовал успешный стартап, который был удачно продан. Но вскоре после этого мои интересы поменялись, и так как идей для собственного проекта не было, я устроился наёмным работником. Умел сносно писать на perl, понимал, как работает web, более-менее разбирался в javascript.

И вдруг один человек подал идею сделать совместный проект — интернет-магазин. Свой проект всегда интереснее, чем наёмная работа, поэтому я согласился попробовать. Принципиально было решено делать всё с нуля и без инвесторов. Аргумент партнёра: “работа на инвестора ничем не отличается от работы по найму”.

Днями я продолжал работать в офисе, а вечерами и выходными писал магазин на perl. В то время, наверно, уже существовали CMS на php и даже, наверно, готовые магазины — но было принято решение делать своё. Аргументы:
— программировать нравится, чего бы и не накодить
— изучать php, чтобы копаться в чужом коде, не хочу
— в своём всяко лучше разберусь, чем в чужом — если нужно будет делать функционал, не представленный в готовом продукте (а наверняка придётся делать) и исправлять возможные ошибки продукта (наверняка такие есть везде)
— после каждого обновления продукта придётся тестировать, работает ли изменённый и исправленный мною функционал

Дизайн делали своими силами, полагая, что в магазине главное — удобство использования и привлекательные предложения. Долго ли, коротко ли, а за полгода такого режима магазин был сделан в первом приближении. Витрина, система обработки заказов, система редактирования контента и система отчётности. Летом он работал в режиме тестирования, в сентябре открылся “официально”.
Торговать решили по системе “под заказ” — таким образом не нужно было вкладываться в свой склад.
Я изучил рекламные системы Яндекс.Директ и Бегун, и после запуска рекламы пошло настолько приличное количество заказов, что заставило задуматься. Ведь дальше будет только лучше, правильно? Поэтому я принял рискованное решение и уволился с работы.

Курьеров было решено нанимать своих — в то время транспортные компании жировали и предлагали свои услуге по цене в три раза превышающей цену, которую мы платили курьеру за каждую доставку (у компаний курьеры были, как правило, автомобильные, наши же могли развозить заказы на метро).

Итак, у двух партнёров был следующий список обязанности:
— администрирование сервера
— программирование
— наполнение сайта контентом
— поиск и работа с поставщиками
— найм и обучение курьеров
— работа с курьерами, планирование маршрутов доставок
— забор продукции от поставщиков
— сборка заказов
— обзвон покупателей и приём звонков
Удивительно, но два человека с этим справлялись.

Ошибки:
— работа с полного нуля чревата очень долгим и трудоёмким подъёмом. Конечно, если вам повезло сделать продукт/услугу, который внезапно становится очень популярным — ну, это вам сильно повезло. 1 случай из 10000. А если это, к примеру, торговля — тут начинаются кассовые разрывы, всасывание денег в товар и прочие прелести. Если рост заказов превышает процент прибыли с продаж, то денег не хватает. Ситуация, казалось бы, парадоксальная — продажи растут, а доходов нет. В таких случаях очень нужна подпитка со стороны. Да, конечно, спонсора/инвестора во-первых надо ещё поискать. Во-вторых, придётся советоваться с ним по всем вопросам — как я понимаю, в России с инвесторами типа “ангелы” напряжёнка (а 10 лет назад про них вообще не слышали). А обычно человек с деньгами хочет просто купить как минимум 51% бизнеса и раздавать команды, или просто вскорости продать его подороже. Ну что ж, идеала не бывает. В любом выборе есть плюсы и минусы, их надо взвесить заранее.
— желание всё делать самому и экономить деньги приводит к тому, что ты закапываешься в работу и много чего не успеваешь, да и к тому же качество продукта страдает. Иногда необходимо отдавать на аутсорс специфические вещи типа разработки дизайна или создания рекламной кампании. Да, ты лишаешься части прибыли, зато приобретаешь нечто более ценное — личное время. Которое можно потратить на стратегическое планирование, к примеру. Для примера, когда мы всё-таки решили обратиться к специалистам по контекстной рекламе, их кампания оказалась примерно в полтора раза эффективнее моей (считая по финальной стоимости покупателя). Ну а про разницу дизайна, сделанного самостоятельно и дизайна, сделанного хорошим дизайнером, и говорить нечего.
— не стоит пытаться всё сделать самому с нуля. Хотя бы на первом этапе проще взять готовую систему CMS и подстраиваться под неё — это опять-таки освобождает кучу времени на управленческую деятельность.
— надо было учить php. Сейчас, судя по вакансиям на рынке web-программистов, больше, чем программисты php, пожалуй требуются только специалисты по javascript.
— чем больше отдашь на аутсорс, тем лучше. Работа со своими курьерами явилась источником непрекращающейся головной боли. Найм, тренировка людей, разборки с проблемами по доставке, разработка маршрутов… Проблемы с сезонностью, когда количество заказов резко возрастало. Нужно было самостоятельно балансировать между тем, когда курьеров слишком много и им неинтересно работать, и между тем, когда их слишком мало и они не успевают делать доставки. Многие доставки приходилось делать самостоятельно из-за нехватки курьеров или из-за большого веса заказов. Ну и несение убытков в случае исчезновения курьеров с товаром. К слову, родная милиция в этих случаях продемонстрировала мне настолько конкретный пофигизм, что я навсегда разуверился в этой организации. В общем, курьеры — это то, что в первую очередь надо отдавать сторонней компании. И пусть там стоимость доставки больше — это плата за спокойное обслуживание, когда ты размещаешь заявку на доставку, а всё остальное делает компания, в том числе несёт материальную ответственность
— первая версия магазина была сделана в процедурном стиле. И с годами туда добавлялись, естественно, новые фичи, которые сразу и не предусмотришь. Это обернулось кошмарным спагетти-кодом общим объёмом более 500 кб, в который с каждым разом всё страшнее было залезать. При создании большого проекта уделяйте особое внимание хорошей структуризации (ООП, MVC).
— работать на себя — это круто, это захватывает. Но это ещё и очень сложно, без каких-либо гарантий успеха и очень тяжело. А если не получилось — психологически очень трудно возвращаться к наёмной работе

2006-2008 годы. Продажи растут на 50% каждый год, появляются новые поставщики, всё пучком, цветёт и пахнет. Мы продолжаем работать со своими курьерами. В умную голову приходит гениальная мысль. Зачем нам платить за офис-склад, если мы можем купить квартиру по ипотеке? Это же вложение в недвижимость. Когда мы платим за аренду, эти деньги уходят в никуда. А когда мы оплачиваем ипотеку, мы в финале получаем квартиру. Её всегда можно будет в случае чего продать дороже. Возьмём однушку, разместим там пункт сборки и мини-склад, будем принимать там курьеров.
Напоминаю, что в первой половине 2008 года цены на недвижимость продолжали расти, а доллар продолжал стабильно падать. Конечно, в начале 2008 года стали рушится американские банки, но кто ж знал, что это обрушит всё остальное так сильно? Обычно все рассуждали в стиле “так США и надо”.
Сказано-сделано. Кредит взяли в долларах.

Ошибки:
— офис действительно редко когда нужен. Но только потому, что большинство операций ИМ можно и нужно отдать на аутсорс. Операторы — кол-центр. Курьеры — транспортная компания. В идеале — снять уголок на складе транспортной компании и собирать там заказы.
— ипотеку брать нельзя
— вообще ипотеку нельзя брать!
— вообще, кредиты — зло. Кредит берётся потому, что “я хочу что-то сейчас, ну а оплачу потом, ведь дальше всё будет только лучше”. Это опасное заблуждение. Вы не можете знать, что будет завтра. Принцип должен быть простой: накопил — купил. Есть вариант взятия бизнес-кредита в банке, но это тоже не сахарный расклад, и во многом напоминает наличие частного инвестора. Только с банком ещё труднее договориться.
— не стоит смешивать бизнес и ивестиции. Доходы от бизнеса лучше вкладывать непосредственно в него
— это только СССР не зависел от финансового краха в США

2009 год. Стало хуже. Впервые с начала работы количество и сумма заказов пошли вниз. Пришлось затягивать пояса. Доллар рос, а кредит отдавать было нужно. Ну ничего, кризис рано или поздно кончится — рассуждали мы…

Ошибки:
— мировой финансовый кризис быстро не заканчивается

2010 год. На фоне кризиса транспортные компании поумерили свои аппетиты, и начали снижать цены. Одна из начинающих ТК вышла на нас через холодные звонки и предложила нам такую же стоимость доставки, какая у нас была на тот момент со своими курьерами. Мы, конечно, согласились.
Продажи продолжали падать. Денег становилось всё меньше, а кредит надо было отдавать. После попыток передоговориться с банком и занять денег стало ясно, что делать нечего. Пришлось продавать “вложение в недвижимость”. А к тому времени цены упали настолько, что квартиру удалось продать за сумму даже меньшую, чем задолженность перед банком. И мы оказались в ситуации, когда мы должны банку денег за квартиру, которой уже нет.

Хотя наше положение кардинально ухудшилось — ужасно не хотелось бросать дело, которому было отдано столько сил.

Ошибки:
— мне кажется, лучше заранее определить время, по истечению которого вы пообещаете себе бросить чемодан без ручки и заняться чем-то другим. Чем больше времени терпишь, тем обиднее потом бросить. А время-то уходит.

2011-2013. В середине 2011 пошёл первый робкий рост продаж. По сравнению с сытным 2008 годом продажи в 2 раза меньше, но всё-таки рост есть. А когда есть рост, бросать дело ещё более обидно.
Однако, рост был порядка 5% в год, что и с докризисным ростом несравнимо, и само по себе слишком мало. Рост количества заказов был больше, но средняя сумма заказа сильно уменьшилась. Но уже выработалась настолько сильная привычка и привязанность к делу, что бросать его стало очень тяжело.

2014. Продажи опять начали падать. Многие предприниматели сейчас отмечают падение — и в торговле, и в услугах. Уж не знаю, с чем это связано — у аналитиков, как всегда, готово огромное количество вариантов, на выбор. Но скорее всего рынок близок к хаосу — незначительные изменения приводят к серьёзным колебаниям, и просчитать, что именно послужило причиной падения или роста, невозможно. К тому же, это не так важно. Важно, что пришлось собрать мужество в кулак и признаться себе в провале предприятия. Или, по крайней мере, в том, что ожидания не оправдались.

Ошибки в целом по проекту
:
— определите заранее ваши ожидания от проекта и сроки по этим ожиданиям. Для разных проектов они будут разными, но они должны быть разумными. Пообещайте себе, что оставите проект, если он в заданный срок не вышел на заданный уровень. Лучше быстрее займитесь чем-то другим
— следите за новыми тенденциями в отрасли, и старайтесь всё время обучаться новому. Планируйте свою занятость так, чтобы у вас было время овладеть запасным инструментом.

Желаю вам успеха и успешного обучения на чужих ошибках.

Автор: SLY_G

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js