5 типичных вопросов начинающего ИТ-предпринимателя

в 15:49, , рубрики: Блог компании Smartnut, ит-бизнес, малый бизнес, метки: ,

Все начинающие предприниматели задаются одними и теми же вопросами. Некоторые из тих вопросов довольно простые,  часть вопросов актуальна для новичков, но в дальнейшей работе знание правильного ответа уже не пригодиться. Однако, часто задав вопрос опытному предпринимателю можно избежать некоторых ошибок на первых шагах в бизнесе. К сожалению, не существует правильных ответов на самые сложные вопросов, но и тут могут помочь рекомендации и собственный опыт тех, кто уже сталкивался с аналогичными проблемами. Помогут ли они вам? Вполне возможно. По крайней мере, вы будете знать, что сработало в похожей ситуации.
Около трети участников сообщества Смартсорсинг являются собственниками, совладельцами или руководителями небольших ИТ-компаний. За три года существования сообщества, некоторые постоянные участники успели пройти путь от новичков в бизнесе до вполне успешных ИТ-предпринимателей. У нас достаточно «менторов», готовых обсудить самые разные проблемы и ситуации. Собственно вновь зарегистрировавшиеся участники сообщества ежемесячно задают тот или иной вопрос о первых шагах в ИТ-бизнесе. Формулировки могут отличаться, но смысл остается одним и тем же. За три года у нас накопились десятки подобных обсуждений и сотни ответов.

5 типичных вопросов начинающего ИТ предпринимателя

Мы подвели итоги этих обсуждений в мини-книге «Как начать свой ИТ-бизнес». Мы надеемся, что она даст ответ на множество вопросов, предпринимателей, начинающих бизнес связанный с ИТ-аутсорсингом и сервисным обслуживанием компьютеров. Впрочем, все остальные также найдут в ней немало полезного. А самое главное — у этой книги несколько десятков авторов, т.к. большая часть ответов дана участниками сообщества.

В книге сохранена оригинальная орфография и лексику (ненормативная лексика не используется, хотя иногда напрашивается). Можно было бы переписать эти ответы в «литературной» форме, но «подлинность» этих советов от такого действия пострадает.  
Полный текст мини-книги «Как начать свой ИТ-бизнес» бесплатно доступен в сообществе Смартсорсинг.
А здесь я предлагаю несколько характерных вопросов и ответов из числа тех, которые регулярно задают начинающие ИТ-предприниматели.
1. ИП или ООО?
Наверное, самый популярный вопрос, которым задаются все, кто впервые открывает бизнес. Этот вопрос, как раз из простых. Успешность последующего бизнеса от сделанного решения практически не зависит. Если кратко, то:

  • И ИП, и ООО могут нанимать сотрудников. Вряд ли вы в первый год достигните тут предельных значений для ИП.
  • И ИП, и ООО ведут бухгалтерский и налоговый учёт и сдают отчётность, но у ИП с этим проще.
  • Если вы зарегистрируете ИП сегодня, то вы должны будете внести в Пенсионный Фонд и ФФОМС примерно по 100 рублей за каждый оставшийся день до конца 2013 года. В 2014 году, если ваши доходы будут меньше 300 тысяч рублей, ваши взносы составят 20727,53 руб. Кроме того вы должны будете сделать взнос в 1% от суммы, которая превысит 300 тысяч рублей. У владельцев ООО нет обязательных взносов — нет доходов, нет и платежей.
  • ИП свободно распоряжается всеми заработанными деньгами (минус налоги и фиксированные страховые взносы). В ООО даже единственный собственник формально не может тратить деньги так, как ему хочется, но на практике разница может быть только в необходимости правильного оформления расходов.
  • ИП отвечает за результаты своей деятельности всем своим имуществом. На практике это не так страшно, как звучит, т.к. в статье 446 Гражданского Кодекса РФ дан довольно большой список собственности ИП, на которые взыскание не может быть обращено. Например, если действовать строго по закону, то  у ИП нельзя отобрать единственную квартиру.
  • ООО несёт ответственность только в размере уставного капитала. Однако, на практике тут возможны исключения и разные юридически уловки. Например, иск можно предъявить не к ООО, а лично в вам, как к директору.

2. Выбор системы налогообложение: общая, упрощенка или патент?
Если вы не знаете для чего вам общая система налогообложения, и вы не планируете с первого дня нанимать в штат профессионального бухгалтера, то и не стоит с ней связываться.
Упрощенный режим налогообложения за последние несколько лет потерял часть своей привлекательности для начинающих предпринимателей. Бухучет в минимальном виде вести придётся. Ничего сложного в налоговом и бухгалтерском учёте нет, особенно при небольшом количестве ежемесячных счетов. Рекомендую воспользоваться одними из облачных бухгалтерских сервисов. Впрочем, возможно вам все же потребуются консультации бухгалтера.
2.а 6 или 15%
У упрощенной системы налогообложения есть два варианта:

  • 6% от всех доходов. ИП без работников может уменьшить тот налог на всю сумму страховых взносов в Фонды.  ИП с работниками и ООО за счёт взносов в Фонды могут снизить этот налог не более чем на 50%. Этот вариант удобен для бизнеса связанного с оказанием услуг.
  • 15% доходы минус расходы. Ограниченный список возможных расходов прописан в Налоговом Кодексе. Необходимо строго вести учёт этих расходов. В целом такой подход выгоден для бизнеса связанного с торговлей, а также для компаний, в которых задокументированные расходы(из тех, что включены в список НК) составляют более 60% от доходов.

Патентная система, которая пришла на смену ЕНВД с 2013 года, не очень удобна для ИТ-бизнеса. Большинство вариантов ИТ-бизнеса плохо укладывается в те виды деятельности, которые предполагает патентная система. Например, для ИТ-бизнеса подходит такой пункт, как «прочие услуги производственного характера». Смущает только предполагаемый доход в 900 тысяч рублей и наличие в разъясняющем списке таких услуг, как обдирка круп и копчение колбас, куда уж тут с компьютерами.  В большинстве других вариантов патента установлены такие же лимиты доходов, так что проще и дешевле воспользоваться обычной упрощенкой для ИП.
3. Нужен ли офис?
Хотелось бы прежде всего вернуть вам тот вопрос — для чего вам нужен офис? Потешить ЧСВ? Есть много менее затратных вариантов. В первое время вам точно не потребуется офис для того, чтобы показывать его клиентам. В крайнем случае, если вам требуется «пустить пыль в глаза», найдите бизнес-центр в котором можно арендовать переговорку на 1-2 часа.
В небольшом сервисном ИТ-бизнесе вам необходим не офис, а отдельное помещение для работы. То, в которое вы можете привезти компьютер от клиента, то где вы сможете спокойно с ним работать и т.д. Вы можете все это делать дома, в «гараже» или в сарае — отлично. Нет, выбирайте достаточно дешёвый и удобный вариант. Поскольку к вам не будут каждый день ходить толпы клиентов, вы можете рассмотреть вариант с арендой квартиры — скорее всего это будет дешевле, чем «классический» офис.
Вот, что вам потребуется точно — рабочий мобильник с безлимитным тарифом.

5 типичных вопросов начинающего ИТ предпринимателя

4. Можно ли на этом заработать? Приносит ли сервисное обслуживание ПК достаточную прибыль?
Огромное количество ИТ-компаний самим фактом своего существования доказывают — это направление бизнеса может быть прибыльным. Тем не менее, начинающие предприниматели регулярно сталкиваются с тем, что заработать они могут только на «доширак». Почему так происходит?

  • Ошибка №1 — предприниматели пытаются привлечь клиентов низкими ценами и ввязываются в демпинговые войны в самом дешёвом сегменте рынка. В результате, сколько бы они не работали, выйти на прибыльный бизнес не получается. Это путь к провалу бизнеса. Не стоит начинать бизнес с клиентов, которые не готовы платить. Лучше потратить время и силы на поиск того клиента, который согласится на минимально приемлемую для вас ставку.
  • Ошибка №2 — ставка на разовые услуги. В сервисном обслуживании хорошо работают постоянные договора с корпоративными клиентами (малый и средний бизнес, гос.организации и т.д.), и продажа им дополнительных услуг сверх включённого в абонентскую плату. Разовая работа с физическими лицами намного более тяжёлый и менее прибыльный бизнес. Есть «предприниматели», которые специализируются на «разводе» физических лиц за счёт «настройки и ремонта компьютеров». Только к ИТ-бизнесу это уже не имеет отношения.

Участники сообщества Смартсорсинг рекомендуют изначально определиться с минимальными необходимыми доходами, и уже на их основе определять ставки и диапазоны цен. Подобная ставка позволит вам нормально расти и развивать бизнес. Если она окажется больше, чем в среднем по рынку — вам будет сложнее искать клиентов. Но ваши усилия вполне окупятся.
5. По какой ставке предлагать свои услуги?
Тут есть два основных подхода, исходя из стоимости 1 ПК и из стоимости 1 часа работы:
Опросы участников сообщества последние несколько лет дают практически неизменные ставки на стоимость обслуживания 1 ПК:

  • «Доширак» — менее 500 рублей
  • «Дешёвые услуги» — от 500 до 700 рублей
  • «Среднее предложение» — от 700 до 1000 рублей
  • «Премиальное предложение» — свыше 1000 рублей

При этом в небольших городах стоимость услуг обычно  ниже, чем в мегаполисах. Так в опросе 2013 года в «премиальном» сегменте работали только компании из городов-миллионников.
Второй подход — почасовая ставка. Допустим, начинающий ИП (6%)  хочет получать, по меньшей мере 30000 рублей в месяц «чистыми». Ему потребуется 3000 рублей (упрощённо) ежемесячных вносов в Фонды. В нормальной ситуации ФОТ составит не более 60% от доходов. Т.е. за месяц необходимо заработать 55000 рублей.
Вам вряд ли удастся работать более 30-40% рабочего времени в месяц (и это ещё много). Приготовьтесь, что основное рабочее  время будет приходиться на выходные и вечерние часы. Основное внимание, по крайней-мере пока у вас не появится достаточно постоянных клиентов, придётся уделять внимание продажам, маркетингу, переговорам и т.п.
Т.е. вы сможете получить оплату не  более, чем за 55-65 часов в месяц. Итого ваша почасовая ставка составит 850-1000 рублей. Вполне укладывается в среднюю величину на обслуживание 1 ПК, вот только не всегда работы по обслуживанию ПК можно завершить за 1 час. 
6 и далее… Более подробные ответы на эти вопросы в нашей мини-книге «Как начать свой ИТ-бизнес». Кроме того там затронуты вопросы первых продаж, переговоров с клиентами, маркетинга для маленькой компании, совмещения бизнеса и работы по найму, набор персонала и многое другое.

Автор: vbychkov

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js