5 советов разработчику перед стартом своего стартапа. Опыт после 750 000 рублей

в 13:15, , рубрики: telegram, Веб-разработка, маркетинг, стартап

Всем привет! Меня зовут Ростислав, я full-stack разработчик. Последние 3 года у меня есть хобби - доведение пет-проектов до стадии финансово рентабельных IT продуктов. Сейчас я хочу поделиться своими советами о запуске проекта, исходя из своего опыта.

Если имеет значение: раньше я разрабатывал на React и NestJS, сейчас перешёл на React и FastAPI (Python).

Сейчас у меня есть два проекта, приносящих прибыль:

  1. Telegram чат для сайта (Telegram Feedback) - ~40 000 руб / мес.

  2. Доступ к ChatGPT (ChatGPT Me) - ~70 000 руб / мес.

P.S. Если интересно посмотреть - ссылки в закрепленном комментарии.

Суммарно они принесли мне ~750к выручки за последние полтора года (но практически всё ушло в реинвест):

Минутка пруфов

Минутка пруфов

Следовательно, что-то у меня получилось. Пусть и немного, но заставить проекты работать не в минус - довольно большое достижение.

Еще штук 5 проектов я похоронил на разных этапах развития, поэтому негативного опыта у меня тоже достаточно (и он в чем-то даже более ценный).

Перейдём к сути: допустим, вы разработчик, выбрали идею и решили воплотить её в продукт с целью заработать. Вот мои советы:

1. Не думайте, что разработка - это всё, что нужно для успеха

Несколько лет назад я думал: сейчас сделаю классный полезный продукт и у меня буду пользователи! Но нет. Так не работает.

Разработка - это не самая большая сложность. Как правило, что-то разработать вообще не проблема, это только решаемая задача (тем более для программиста).

Проблема в другом.

Какой бы классный у вас продукт не был, никто им не будет пользоваться, если не узнает о нем.

Если пользователь узнает о продукте - может не зарегистрироваться. Если зарегистрируется - может не оплатить. Если оплатил - может уйти.

Заставить аудиторию узнать о продукте во время такого информационного шума сложно и дорого. Удержать внимание попроще, но тоже тяжело. Все компании сейчас борются за внимание аудитории.

И именно эта задача будет у вас основной и самой сложной. Заранее приготовьтесь к тому, что основная борьба за успех продукта будет не на поле разработки.

Но это не означает, что разработкой не нужно заниматься. Она будет занимать очень большое количество времени, просто это не будет самым сложным.

Разумеется, есть исключение: если вы придумали прорывную технологию по типу ChatGPT. Но для этого вам нужны хотя бы сотни миллионов долларов, так что такой вариант не рассматриваем.

2. Концентрируйтесь на маркетинге и постоянно учитесь новому. Это самое важное

Если вы решили заниматься продуктом самостоятельно, продвигать вам его тоже самостоятельно. Придется научиться. Я вот до конца так и не научился, но активно пытаюсь.

Какие-то источники продвижения у вас будут основными, какие-то желательно просто держать в голове.

Вот мой субъективный "начальный" список тем, которые нужно знать хотя бы поверхностно перед запуском своего продукта. Уточню: везде своя специфика, я говорю только про свой опыт.

1) Что такое SEO и как с ним работать

SEO - самый дешёвый источник регистраций, если вы смогли добиться каких-то позиций в поиске. Но обычно это игра или в долгосрочную, или для нового рынка (на какое-то время у меня сработало с ChatGPT).

Разберитесь как:

  • делать правильную структуру сайта;

  • попадать в хорошие показатели Google Page Speed;

  • как закупать ссылки (и мой совет: покупайте только вечные).

Полезные ссылки:

  • Для проверки производительности сайта - https://pagespeed.web.dev/.

  • Базовый чек-лист - https://backlinko.com/seo-checklist.

  • Любые другие материалы по SEO, их тонны.

Бонус для разработчиков: если вы умеете в вёрстку и SSR - вам будет легче с SEO.

2) Как изучать ЦА и выявлять боли

IT продукт - это не про функции, а про решение болей конечного пользователя

Полезные ресурсы:

  • "Интернет-маркетинг – настольная книга digital-маркетолога.

В целом книг по маркетингу и продажам много, все не вспомню, но я читал и изучал очень многое. Чем больше изучите, тем лучше. Умение понять свою ЦА - это база.

Важный момент: маркетинг - это всё-таки практический навык. Поэтому нужно практиковаться и пробовать, иначе ваши знания не пригодятся.

3) Навык настраивать Яндекс Директ

По моему опыту, через этот источник легче всего привлекать первых пользователей. Реклама легко настраивается, стоит не очень дорого, научиться достаточно легко.

Правда слить бюджет тоже очень легко.

Полезные ресурсы:

  • любое видео на YouTube на 1-2 часа (например, вот);

  • официальная документация.

Главное: старайтесь всегда настраивать рекламу через конверсии.

4) Минимальный навык настройки аналитики

Яндекс Метрика вам в помощь.

Что нужно уметь понимать:

  • сколько человек к вам заходят;

  • из каких источников;

  • сколько регистраций;

  • сколько реальных пользователей;

  • сколько платящих пользователей;

  • на каких этапах пользователи отваливаются.

Аналогично советую посмотреть вводные видео на YouTube длиной от часа. И изучайте официальную документацию.

5) Базовые навыки дизайна

Продукт должен быть удобным и понятным. В идеале, красивым, но этот пункт в самом начале точно можно опустить.

Поэтому нужно понимать, как структурировать информацию на сайте, на текущем экране и максимально понятно доносить до пользователя полезность.

Полезные ресурсы:

  • большое кол-во бесплатных и платных курсов - https://www.uprock.ru/;

  • насмотренность на Behance и Dripple.

Желательно пройти курсы по UX'y. Но я не проходил и посоветовать не могу. До этого момента я просто смотрел в аналитику по конверсиям и думал "как улучшить этот шаг".

6) Умение работать с конструктором сайтов

В самом начале нужно будет очень много тестировать гипотезы продаж. На каждый чих верстать сайт долго.

Поэтому нужно уметь быстро собирать сайты на каком-нибудь конструкторе.

Для себя я выбрал Tilda, т.к. это достаточно простой конструктор и выдает достаточно быстрые SEO-совместимые сайты (с некоторыми оговорками). Говорят, Creatium тоже неплохой.

3. В самом начале - попытайтесь продать макет продукта

Этот момент для меня был довольно неочевидным. Я сначала брался за разработку и пытался показать пользователям хотя бы MVP. Иногда в MVP была даже интегрирована платежная система!

Оказалось, это частенько было лишним.

Для понимания, что разработку не стоит даже начинать и продукт никому не интересен (или вы выбрали не ту ЦА) достаточно следующего:

  1. Сделать лендинг на конструкторе, который будет вести на форму регистрации.

  2. Сделать форму регистрации.

  3. Пустить рекламу на сайт через Яндекс Директ или закупить на подходящем ресурсе (Telegram, YouTube и т.д.).

  4. Посчитать стоимость регистрации.

    И умножить эту стоимость на 3, чтобы приблизить её к теоретически реальной. Регистрация - это ещё не конечный пользователь, который будет пользоваться вашим продуктом и, тем более, платить.

  5. Посмотреть, готовы ли вы продолжать с такой стоимостью пользователя.

Минус для разработчиков: из разработки тут только форма регистрации. Всё остальное - это маркетинг.

4. Делайте максимально просто и быстро

Опять из своего опыта: перед запуском и в первое время после запуска проектов я старался добавить всевозможные функции, которые могут пригодиться пользователям.

Делал качественно, периодически покрывал тестами и продумывал все наперед (а как это будет работать, если будет 100 000 пользователей).

И... так делать не нужно до тех пор, пока продукт не станет рентабельным. Просто потому, что 80% функций вы или выкинете, или ими не будут пользоваться.

Самая выгодная стратегия: сделать максимально просто, лишь бы работало. Умеренно забить на качество и расширяемость. И идти дальше добавлять функции, которые просят пользователи.

Качеством и масштабированием займетесь, когда продукт будет окупаться и когда у вас появится время на "стабилизацию" ситуации. Или вообще не займётесь, потому что это не нужно.

Это тот случай, когда "недобдеть" экономически более целесообразно, чем "перебдеть".

5. Привыкните к синдрому самозванца

Когда вы занимаетесь разработкой своего проекта, вы неизбежно сталкиваетесь с очень широким спектром задач:

  • от верстки лендинга до установки даундетектора;

  • от оптимизации конверсии в регистрацию до резервного копирования БД;

  • от сбора обратной связи до интеграции с платежными системами.

Тут вы должны быть фуллстеком, тут скорее программисто-маркетолого-продактом придется быть.

Примерно половину своих задач вы будете делать в лучшем случае не совсем плохо или, если повезёт, нормально. Просто потому, что на всё нет времени и нельзя быть сильным специалистом во всем.

Это абсолютно нормально. Так и нужно делать. Пусть не везде качественно, пусть не везде хорошо, но лучше работающий хоть как-то продукт, который приносит пользу, чем идеально продуманная идея

По мере необходимости будете улучшать стабильность и дорабатывать функционал, дизайн и продажи. Или звать людей в команду для этих задач

Но до стабильной прибыли разрабатывайте необходимый минимум, максимально просто и не парьтесь о будущем (которого может и не быть, хе-хе).

Вывод

Процесс создания своего IT продукта - это долгий процесс, который требует широкого спектра знаний и навыков.

С первой попытки ничего не получится, со второй выйдет плохо. Но по мере попыток - может и выйдет действительно полезный продукт, который найдет свою аудиторию.

Напомню, что у меня есть серия статей про развитие своего проекта - "Стартап в соло. Часть 1: текущие показатели"

---

И поставьте лайк, пожалуйста. Мне это действительно важно ❤

Автор: Rostislav Dugin

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js