WeChat — сможет ли он выйти на мировой рынок?

в 5:58, , рубрики: китай, мессенджер, мобильные приложения, общение, метки: , , ,

В конце февраля Tencent, компания-разработчик крайне популярных в Китае мессенджеров QQ и WeChat (речь пойдет как раз о последнем) предприняла новый шаг в сторону выхода на международный рынок. На базе одного из подразделений компании формируется группа, которая будет исследовать перспективы продвижения WeChat на американский рынок.

Изначально статья задумывалась исключительно в качестве перевода, однако после просмотра результатов хабрапоиска по запросу WeChat (нашлось всего 3 статьи, и во всех трех случаях упоминание было лишь косвенное) и в процессе написания было решено превратить перевод в более-менее самостоятельную статью

В Китае за два с небольшим года WeChat стало пользоваться почти 300 миллионов человек. Но сможет ли китайский мессенджер добиться подобных успехов и на западном рынке?

Обзор, перевод, анализ и небольшой опрос — под катом.

Введение, или что такое WeChat

Мобильный мессенджер Wechat со своего первого появления в январе 2011 года довольно быстро завоевал популярность среди китайских пользователей. Если проводить параллели, то ближайшим «родственником» WeChat’a можно считать небезызвестный WhatsApp. Однако, в придачу к текстовым сообщениям, китайцы добавили в свою программу множество других «наворотов»:
• голосовые сообщения, функция довольно популярная среди китайских пользователей, по личным наблюдениям, трафик используется довольно экономно. В новых версиях появились видео- (и аудио-) звонки.
• «Моменты» или «Круг друзей», местный Instagram – фото, статусы, «лайки», комментарии. «Фолловить» можно только тех, кто у тебя в контакт-листе. «Лайки» и комментарии от остальных, даже на фото твоих друзей, не отображаются (всё же, не совсем Instagram)
• Поиск людей поблизости, поиск тех, кто одновременно с тобой встряхивает телефон, «послание в бутылке» — свое текстовое или голосовое сообщение можно запустить в «плавание» по «морям» WeChat’a (или же почитать «послания» других, которые каждый раз выбираются случайно).
• Интеграция с QQ, некоторыми другими сервисами того же Tencent (еще один «твиттер-сервис» Tencent Weibo, QQ Mail), а также с Facebook (последнее, учитывая блокировку Facebook в Китае, смотрится довольно забавно). Также с помощью WeChat можно получать оффлайн-сообщения из QQ (хотя, по личному опыту, эта функция пока что работает далеко не идеально).
• Еще множество более мелких дополнительных функций.

Немножко скриншотов (взято с официального сайта программы)

WeChat — сможет ли он выйти на мировой рынок?

(самый правый скриншот — те самые «моменты»)

Изначально программа продвигалась под чисто китайским именем Weixin («микросообщения», китайцы ее и сейчас так называют), в октябре 2011 появился перевод на английский (а также индонезийский, испанский, португальский, тайский, вьетнамский и русский), а с апреля 2012 года «Weixin» было заменено на более понятное для иностранца «WeChat». Доступно все это на платформах Android, iPhone, BlackBerry, Windows Phone и Symbian. Регистрация возможна тремя способами: привязка к номеру телефона, через аккаунт QQ или же с помощью Facebook Connect.

Китай -> Юго-Восточная Азия -> США

Как уже было сказано, в Китае WeChat стал популярен довольно быстро. По некоторым данным, к началу этого года программой пользовались уже 300 миллионов пользователей. Из них порядка 10 миллионов — зарубежные[1]. Однако, несмотря ни на что, широкого распространения на Западе WeChat пока не получил. По словам Ма Хуатэна (основатель Tencent, также известен как «Pony» Ma[2]), на данный момент примеры китайских компаний, успешно сделавших себе имя за рубежом, есть, но интернет-проектов в их рядах нет, в этом соревновании китайский интернет пока что далеко позади.

(стоит сказать, что одним из сдерживающих факторов для продвижения китайских интернет-проектов на Западе является то, что многие из них, такие как Sina Weibo (местный «Твиттер»), Renren (социальная сеть) и т.д., во-первых, до сих пор так и не переведены на английский, и, во-вторых (что гораздо важнее), на китайском публикуется и 99% пользовательского контента в этих сетях. Для WeChat в этом плане ситуация легче, так как перевод интерфейса есть, а в связи со спецификой приложения, вопрос с языком контента не настолько важен, так как общение в большинстве случаев идет со своими же друзьями).

Как видно, возможности и потенциал у WeChat есть. По словам самого Ма, «В Азии рынок исключительно мобильных приложений развивается даже быстрее, чем на Западе» (по его мнению, западные разработчики все же в первую очередь «привязаны» «к PC и Web»). Кроме материкового Китая, на данный момент Wechat потихоньку набирает популярность в Гонконге, на Тайване. Довольно много Tencent вкладывает в продвижение WeChat в Юго-Восточной Азии: через сотрудничество с местными компаниями (и образование совместных предприятий) или же, как это было в Индонезии, организовав телевизионную рекламную кампанию с участием местных знаменитостей. Хотя и в Юго-Восточной Азии WeChat предстоит довольно долгая и сложная конкурентная борьба — из соперников можно назвать корейский KakaoTalk или же японский Line[3]. (ну и те же WhatsApp, Facebook и т.д.)

В США Tencent предстоит в разы больше работы. По сравнению с упомянутыми выше регионами, на американском континенте Tencent сделал только первые шаги. Основная масса американских пользователей программы — постоянно проживающие в США этнические китайцы или же приехавшие на учебу китайские студенты[4]. Ниша, которую стремится занять WeChat, уже занята такими программами, как WhatsApp, Facebook Messenger и т.д. Сам Ма Хуатэн считает главным соперником именно Facebook (как-никак, крупнейшая социальная сеть в мире), еще больше усилившуюся после приобретения Instagram. Сказать, сможет ли в итоге WeChat преуспеть на американском рынке, Ма, разумеется, не может.

Так сможет или нет?

Разумеется, однозначно ответить «да» или «нет» на этот вопрос пока невозможно. Да, у WeChat есть особенности, которых у конкурентов нет — в частности, объединение большого количества функций «под одной крышей». Но понравится ли такой подход западным пользователям? Сказать сложно. Возможно, им будет удобнее использовать отдельное приложение для каждой задачи: для общения — Facebook/WhatsApp, для выкладывания фото — Instagram, для видеозвонков — Skype (или аналоги) и так далее.

Заключение

В заключение хотелось бы задать вам один вопрос. До прочтения этой статьи знали ли вы, что такое WeChat?

  1. http://www.globaltimes.cn/content/758036.shtml
  2. Ма (马) по-китайски — «лошадь», отсюда пошло и прозвище
  3. http://thenextweb.com/
  4. Еще одну немалую долю зарубежных пользователей WeChat составляют и студенты, приехавшие на учебу в Китай

Автор: sempol

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js