Что в реальности творится на рынке мобильной связи

в 7:50, , рубрики: Блог компании ВымпелКом (Билайн), большая тройка, Мобильные телефоны, рынок, сотовая связь, Телекомы, метки: , , , ,

Выжимка фактов о рынке: почему телефон станет мультипаспортом, где будет сосредоточена конкуренция и сколько людей впадают в стресс без телефона.

Что в реальности творится на рынке мобильной связи
Пираты и потеплениеСравнение цен на хлеб, молоко, бензин, билет в метро и минуту разговора по сотовому.

Вводная

В 2011 году абонентская база в России составила примерно 4,6% от общего числа пользователей мобильной связи в мире. «Большая тройка» контролирует более 82% рынка.

По состоянию на 31 декабря 2010 года, проникновение услуг сотовой связи в России (количество sim-карт на 100 жителей РФ) составило 166,3% по данным Росстата и Минсвязи. Для сравнения, в среднем по Европе этот показатель равен 128%, в СНГ — 122%.

В 2006-м уровень проникновения мобильной связи в России преодолел отметку в 100% (для сравнения — в 2002 году было всего две страны с таким уровнем, в 2010 – больше сотни). После этого начался процесс насыщения рынка мобильной связи, и, как следствие, снижение ежегодного прироста. В период с 2008 по 2011 темпы роста замедлились и составили 7-8% по отношению к предыдущему году. Причём рост определяется малоохваченными регионами и новым подключениям абонентов, уже имеющих одну и более SIM-карт.

Что в реальности творится на рынке мобильной связи

Таким образом, активный рост абонентской базы в 2010 году в России фактически завершился, достигнув при этом значения, опережающего аналогичные показатели в Европейском союзе (128%) и странах СНГ (122%). Большая часть текущих продаж контрактов является следствием перехода абонентов или краткосрочными подключениями (например, на время пребывания абонента за пределами своего «домашнего» региона).

Ожидается, что рынок мобильной связи России окончательно стабилизируется на уровне проникновения 170%-175% (это примерно 244 миллиона SIM в целом и примерно 124 миллиона активных SIM-карт).

Только JPEG, только хардкор!

Для оценки уровня развития мобильной связи используется ещё один показатель — фактическое проникновение — доля граждан, имеющих хотя бы одну SIM-карту. Для России этот показатель, по разным оценкам, составляет от 85% до 90%.

С 2000 по 2010 годы уровень среднего объема потребляемого абонентом минут вырос более чем в три раза с 90 до 300 минут соответственно (источник: MForum analitics).

Согласно годовой отчетности операторов о результатах деятельности в 2010 году в России прибыль распределяется следующим образом: «МТС» — 32%, «МегаФон» – 28.1%, «Вымпелком» – 28%.

Объем рынка мобильных телефонов в 2010г. по сравнению с 1997г. вырос в 205 раз.

Число проданных в рознице телефонов за весь период существования мобильной связи в России составляет около 290 млн. штук.

Что в реальности творится на рынке мобильной связи

Поглощения и слияния постепенно ведут к тому, что появятся универсальные операторы связи, предоставляющих полный спектр инфотелекоммуникационных услуг как для корпоративных, так и для частных абонентов, включающих мобильную и фиксированную связь, ШПД в Интернет, цифровое кабельное ТВ, а также все сопутствующие услуги и сервисы.

Про телефоны

  • Телефон из средства связи становится личным идентификатором и расчётным центром.
  • Телефон сегодня — это полноценные фотоаппарат, навигатор, плеер.
  • Безлимитные тарифы используются для «привязывания» абонента к игроку и вытеснению фиксированной связи. К примеру, в Европе доля домохозяйств без фиксированной связи в принципе составляет около 30%.
  • В перспективе телефон также станет диагностическим центром, обучающим средством, накопителем персональных данных.
  • По оценкам ITU более половины новых пользователей Интернет развивающихся стран впервые вышли в Сеть именно с мобильного телефона, а не с персонального компьютера (которые до сих пор дороги и слишком сложны в использовании для основной части населения развивающихся стран). В нашей стране благодаря бесплатным «нулевым зонам» «Билайн» (вроде 0.vkontakte.ru) мобильным интернетом стало пользоваться до 30% новых пользователей.
  • Развитие абонентских терминалов определяет развитие рынка мобильной связи. В настоящее время более 87% всех мобильных терминалов, находящихся у пользователей России, поддерживают технологию GPRS, 63% технологию EDGE. (Источник: J&P Consulting).
  • Телефоны в среднем дешевеют, что сказывается на их доступности.

Основные тенденции

  • Проникновение растёт за счёт лиц пожилого возраста и молодёжи: средний возрастной сегмент охвачен почти полностью (98%).
  • Рост доходов в отрасли идёт за счёт роста выручки на абонента, это примерно по 2% за квартал в 2010-2011 году.
  • Рост «среднего чека» на абонента обсуловлен доступностью мобильного интернета и дополнительных услуг, при этом доля голосового трафика в выручке падает.
  • В 2011 общий объем переданных данных через мобильный интернет увеличился по сравнению с 2010 более чем в 2,5 раза и составил 95 Пбайт. (ComNews Research)
  • За 570 рублей можно было купить тарифный план на 1 Мбит/с в 2010 году, через год за эти же деньги — на 7 Мбит/с. Уровень проникновения мобильного широкополосного доступа к 2015 году составит до 41% (прогноз).
  • Главная тенденция техническая — готовность перейти на новое поколение пакетной связи — LTE. Согласно данным J'son & Partners Consulting, первый год эксплуатации LTE-сетей в России принесет до 300 тысяч абонентов, а к концу 2015 года их станет уже 9 миллионов. По оценкам Informa Telecoms & Media, к 2015 г. будет насчитываться 273 миллионов абонентов LTE, при этом доля mobile WiMAX составит чуть более 1%.
  • Конкурентная борьба операторов сконцентрирована на развитии дополнительных услуг. В последние годы доля мобильного интернета в структуре выручки от VAS услуг существенно увеличилась, оттеснив на второй план доходы от SMS, которые на 2009 год составляли порядка 49%.
  • Перспективно направление FMC (конвергенция фиксированной и мобильной связи, вот топик).
  • По данным iKS-Consulting объем рынка контент-услуг в 2002 году составлял всего 20 миллионов долларов, а к 2011 году вырос более чем 70 раз и составил 1,5 миллиардов долларов.
  • Очень активно развивается технология М2М (machine-to-machine), с широким спектром приложений, начиная от телеметрии и телематики в различных отраслях (передача данных измерений, каких-либо параметров с определенной периодичностью, с промышленных, транспортных и других объектов, мониторинг погоды, съем данных с коммунальных счетчиков), до использования М2М в сегменте населения — для контроля здоровья, в системах защиты и мониторинга жилища. До появления мобильной связи технологии сбора телеметрической информации были очень затратными для стационарных объектов (из–за необходимости прокладки отдельной линии до каждого датчика) и невозможными для движущихся объектов. Про M2M и особенности реализации будет отдельный топик.
  • Объем рынка мобильной рекламы в 2011 году составит порядка 12 миллионов долларов, в 2012 году этот показатель увеличится на 70% (источник: J’son & Partners Consulting).

Цены на связь

В период с 1998 год по 2011 стоимость наиболее массовых товаров и услуг выросла следующим образом:

  • Хлеб – цена увеличилась в 8 раз;
  • Молоко – цена увеличилось в 6 раз;
  • 92-й бензин – цена увеличилась в 9 раз;
  • Проезд в Метро – цена увеличилась в 11 раз.

При этом стоимость средней минуты разговора по мобильному телефону уменьшилась в 17 раз.

Лояльность

Что в реальности творится на рынке мобильной связи

Из опросов:

  • Когда-то телефон был признаком статуса. Сейчас эмоциональная мотивация находится на уровне 15%, то есть мобильная связь перестала быть способом выделения индивидуума в обществе. Высоко значение телефона для ведения бизнеса – более 50%. Высказывание «быть на связи всегда и везде» выступает как функциональная мотивация и имеет самый высокий процент положительных ответов – боле 90%. В
  • «Лояльные» пользователи ( один оператор всю жизнь) по сравнению с «нелояльными» на 40% меньше общаются в социальных сетях, в два раза реже оплачивают услуги и товары, на 40% меньше используют информационные сервисы, на 30% меньше используют телефон для развлечений. Им на 40% меньше нужен доступ в мобильный интернет, они на 45% меньше используют мобильную связь в бизнес-целях.
  • Таким образом, «лояльные» пользователи, всю жизнь имеющие одного оператора (имеющие только одну SIM-карту), являются более консервативными, для их менее важна функциональность мобильной связи, они потребляют меньше услуг, но при этом они более эмоциональны. При этом можно сделать парадоксальный вывод, что привязанность пользователя и его эмоциональность не приносят оператору прибыли. Те, кто перешел от другого оператора, будут более циничны и функциональны, требовать от оператора больше, но и больше платить.
  • Пользователи с несколькими SIM-картами на 60% выше, чем в среднем по выборке, придают значение имиджу и престижу телефона, по сравнению с пользователями с одной SIM-картой.
  • Только 15% считают важным иметь «красивый» номер телефона,
  • Лишь 12% считают важным пользоваться услугами того же оператора, что и друзья и знакомые из их круга общения. Для 45% безразлично, услугами какого оператора пользоваться.

Что в реальности творится на рынке мобильной связи

Владельцы смартфонов в сравнении с владельцами обычных «трубок»

  • На 30% больше (28% и 18%) общаются в социальных сетях.
  • В два раза чаще (48% и 27%) используют смартфон для развлечений.
  • В 2,2 раза чаще (55% и 23%) пользуются информационными сервисами.
  • В 2,3 раза чаще (60% и 26%) выходят в Интернет.
  • На 30% активнее (72% и 58%) применяют в бизнес-целях.

Гендерные факторы

  • Отсутствуют значимые различия в потреблении услуг мужчинами и женщинами в большинстве услуг. Отмечается более высокая активность потребления навигационных сервисов мужчинами. Мужчины на 10% реже, чем женщины, отправляют SMS, на 20% реже посылают MMS и картинки, но почти в два раза чаще пользуются навигационными сервисами и на 30% больше информационными, на 50% чаще оплачивают услуги и товары.
  • Имеются значительные в потреблении по возрастным группам. Уровень потребления технологичных услуг в группе «старше 50» почти по всем сервисам не превышает 10%. Например, по услуге доступ в Интернет он составляет всего 9%, тогда как среди группы 15-25 уровень проникновения мобильного Интернета достигает 70%.
  • Группа 15-25 лет является самой активной с долей 50% по отправке MMS. Мужчины в этой группе в два раза чаще, чем женщины, пользуются навигационными сервисами (что, по всей видимости, отражает гендерную структуру водителей автомобилей).

Привязанность к телефону

Что делать, если вы забыли телефон дома? Варианты ответов четко разделились: треть пользователей вернется домой за телефоном, треть будет нервничать и найдет альтернативное решение. Лишь 34% считают, что ничего не случится, и смогут обойтись в течении дня без телефона. При этом 50% считают, что они стали зависимыми от телефона, но не видят в этом ничего плохого.

Автор: EkaterinaTurtseva


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js