Я устал, я ухожу…

в 15:09, , рубрики: Инфосфера - мысли вслух, мысли вслух, сообщество, Социальные сети и сообщества, метки: ,

Когда я говорил, что нужно вкладывать в сообщество и User Groups, вы вкладывали в теннисные столы. Теперь у нас много средненьких теннисистов и нет коммюнити.

Из недавнего

В статье я хочу рассказать о том, почему я хочу закрыть один из своих сайтов — техническое .net сообщество, первичная цель которого — публикация технических статей. В целом, все, о чем здесь пойдет речь, можно легко экстраполировать на многие технические ресурсы и технических блогеров рунета. Я убрал из статьи прямые ссылки, чтобы мой пост не признали рекламным.

Не могу сказать что это решение далось мне легко, да и само решение обдумывалось, наверное, последние полгода. Но нужно признать очевидный факт: сайт в данный момент перестал выполнять функции сообщества. Дальнейшая активность вестись не будет.

Ниже я расскажу что, как и почему.

Немного предыстории

Сайт был создан несколько лет назад как ресурс для освещения деятельности локальной User Group. Поэтому и доменное имя придумали локальное. Через некоторое время таргетинг изменился дважды: сначала – Украина, потом – ру- и уанет. Таким образом мы надеялись на расширение аудитории. И не ошиблись – через некоторое время ресурс получил постоянную аудиторию и авторов.

Нужно отдельно заметить, что основатели как User Group, так и сайта в тот момент были обычными студентами, из-за чего многие решения были не всегда верными. Например, доменное имя можно (нужно) было сменить еще тогда, но кто же тогда смотрел на годы вперед?

За несколько лет поменялось несколько хостеров, а также последний год (чуть меньше) сайт работает на новом движке, написанным с нуля. Идея сего была проста – научиться разрабатывать приложения на новых технологиях, получить опыт разработки реального проекта, возможность поэкспериментировать (например, работает автотегирование с помощью инструментов Named Entity Recognition) и т.д. Новые библиотеки, подходы, компоненты мы всегда внедряли и проверяли на сайте, и лишь потом предлагали использовать нашим заказчикам или слушателям на ИТ ивентах.

В лучшие времена на сайте появлялось до 3-4 уникальных технических статей. За последний год этот показатель упал в разы.

Какие цели мы ставили?

  • создание технического ресурса;
  • создание ресурса – контейнера для всех User Group;
  • развитие ИТ индустрии (ну молодые были и наивные – чего уж лукавить :)

Коммерческую цель мы тоже ставили: реклама на сайте, пресс-релизы за деньги — чтобы выйти на самоокупаемость.

Чем я горжусь

Итак, я горжусь тем, что:

  • многие «активисты» благодаря сайту, а также ивентам, которые мы проводили, нашли высокооплачиваемые работы;
  • многие наши «активисты» смогли посетить бесплатно различные мероприятия как в Украине, так и в странах ближнего зарубежья;
  • многие «активисты» смогли получить престижные международные титулы – MSP, MVP и т.д.;
  • сайт помог и вдохновил других людей создать User Groups и сообщества (жаль, что многие из них сейчас неактивны – см. причины дальше);
  • меня узнавали на международных мероприятиях ребята из США по футболке с логотипом сайта;
  • мы собрали большую коллекцию бесплатных электронных книг и шпаргалок;
  • благодаря сайту многие хорошие люди познакомились со многими другими хорошими людьми;
  • лично я получил обширные знания в области хостинга, DNS, SEO, настройке и развертыванию, поддержке и т.д., что качественно влияло и влияет на мою текущую основную деятельность.

Кроме того, были некоторые правила, которые мы тоже не нарушили (чем я тоже горжусь)

  • мы не блокировали и не удаляли неугодные нам комментарии, аккаунты или статьи (кроме откровенного спама);
  • мы не вводили карму и прочие мерила для пользователей, давая возможность реализовать себя как начинающим разработчикам, так и высокопрофессиональным специалистам;
  • никогда не публиковали ссылки на пиратский контент, кряки и т.д., наоборот, всячески пропагандировали BizSpark, DreamSpark и прочие программы лояльности, позволяющие использовать платный софт легально;
  • мы никогда не сливали базу данных пользователей (более 2000) третьим лицам;
  • мы отбрасывали возможность работать под конкретной компанией, хотя, такое предложение поступала только один раз и давно;
  • мы не злоупотребляли рассылкой (читай – спам), присылая только важные новости и то — очень редко;
  • методику под названием «холивар» мы использовали очень редко (хотя честно скажу, что использовали), в эти дни наплыв был большим, чем когда публиковалась качественная и нужная айтишникам статья.

Да, мы пытались хоть как-то монетизировать сайт, но вешать помойные ссылки не хотелось (хотя несколько раз я все же соглашался, но требования рекламодателей были уж совсем какие-то напрядными), ставили Google AdSense (бесполезная при слабом траффике штука), крутили банера компаний (дважды, если я не ошибаюсь, но нервов спалили раз на 200) и т.д. Потом было принято решение вообще не размениваться на эти все штуки, чтобы наш сайт не был перегруженной рекламной елкой.

Собственно, что пошло не так

Первое, и самое важное – необходимость актуального технического контента на русском или украинском языках. Когда у меня было много времени, я часть этого времени тратил на поиск молодых и перспективных авторов – в это время количество статей было более менее стабильным и качество было тоже на уровне. Естественно, это процесс должен быть постоянным – естественно, чем меньше было времени, тем меньше становилось авторов, готовых практически безвозмездно что-то делать для кого-то. Кроме того, раньше украинцы могли принимать участие в программах поддержки авторов, получая некоторые презенты за свой труд – например книги или Xbox. Напомню, что некоторое время назад программа была закрыта для не резидентов России. В это же время оставшиеся авторы практически полностью прекратили свою деятельность. Ведь мотивация была очень туманной, а репутация сайта была не настолько большой, чтобы париться над поддержкой своей авторской колонки на нашем сайте.

Здесь есть несколько важных моментов:

  • за несколько лет количество «попсы» в интернете увеличилось в разы – в частности, это связано с тем, что многие современные компании встали на путь консьюмеризации, что увеличило спрос контента для блондинок, в котором мы принципиально находиться не хотели и не хотим;
  • большой рост социальных сетей, по сути, вытеснил многие привычные каналы доступа информации (подписки, RSS, ежедневных заходов на 5-8 сайтов, как это было раньше). Собственно, незачем теперь заходить на сайты, ведь сайты могут и сами публиковать интересные ссылки в социальных сетях, и лишь «самые залайканные» можно просмотреть. Я уже молчу за среднее время сеанса – оно уменьшилось в разы, ведь нужно еще почитать twitter, linkedin, одноклассники, вконтакте, facebook, заинстаграмиться и зачекиниться и т.д. Извините, но на чтение больших и умных статей времени нет…
  • многие действуют по принципу: «я не хочу много думать, мне нужен хлеб (в размере несколько тыщ уе и зрелищ (холивары, фотожабы, башорг, сопли, слюни, скандалы, расследования)». Мы видели, как многие серьезные оффлайновые издания закрылись – например, Компьютерра, КО, многие издания из топ 10 имеют проблемы с рекламодателями и конверсией, проблемы у RSDN Magazine и т.д… Куда уж маленьким ресурсам…
  • необходимость писать много и сейчас ибо конкуренция. Когда ты работаешь не на фулл тайм над проектом, добиться этого не возможно;
  • хорошую статью нужно писать несколько часов, а то и дней. Большая и хорошая статья – не обязательно много просмотров и отзывов. Холивар – другое дело…

Если же говорить еще более предметно, то всегда нужно искать кому твой труд может быть интересен. Наша целевая аудитория – айтишники, а айтишники нужны всем, думали мы и… ошибались…

Большим онлайновым сторам мы не интересны ввиду небольшой аудитории (по сравнению с их аудиторией).

Компаниям мы оказались не интересны, т.к. в Украине есть ДОУ, в России – хабр, дальше смотреть никто не хочет. Кроме того, многие представители компаний слезно говорили о поддержке, а потом словно пунктуальные англичане уходили, не попрощавшись, и после этого не выходили на связь в течение месяцев. Нет, позитивные моменты иногда случались, но они не оказывали влияние на общую картину.

Microsoft’у в данный момент мы тоже не особо нужны, так как:

  • финансирования на UG и сообщества нет (по крайней мере в Украине, в России, насколько я вижу, ситуация немного лучше, но украинскому ресурсу от этого не легче);
  • нужна любовь консьюмеров, а у нас их нет – у нас (как бы) технический ресурс;
  • у нас лояльные к MS пользователи, а MS важно завоевывать новые горизонты (надо сделать сайт по Android :).

Справедливости ради должен заметить, что MS никогда не диктовала, какой материал и в каких сантиментах должен появиться на сайте, а также всегда предоставляла бонусы активистам по запросу, если такая возможность была. За что в целом спасибо.

Ну и собственно, мы нужны нашим читателям, хотя до критической массы мы не дотянули самую малость.

Я с завистью смотрю на stackoverflow.com, dotnetrocks.com, codeproject.com, windowsphonegeek.com и другие. И понимаю, что в России и Украине нет такого рода и уровня ресурсов (и вряд ли будет в ближайшее время, хотя хочу ошибиться). По активным техническим блоггерам замечаю, что писать они стали намного реже и намного меньше, многие пересели на англоязычные ресурсы или пишут на английском.

Второй момент – технический, а это хостинг, домен, разработка движка, устранение багов, поддержка, ответы на вопросы, помощь авторам (странно, но 90% айтишников не смогли в полной мере освоить markdown, а что уже говорить тогда за TEX или XSLT???), да и простой банальный сапорт.

Так как мы ведем еще один технический сайт, где работы не меньше, а дальше больше, выступаем около 4-5 раз в месяц по всему СНГ, а еще и работаем, поэтому еще один ресурс, который так и не вышел на самоокупаемость, это лишняя работа, которую, как мы уже убедились, никто не хочет делать. Побочный эффект – SEO, т.е. разделение PR, тИЦ, а также других параметров, что плохо влияет на поисковую выдачу.

Третий момент – профессиональный. Мне почему-то казалось, что если человек ведет свой блог, пишет нормальные статьи и т.д., то рано или поздно он должен оказаться в поле зрения более известных изданий, которые должны быть заинтересованы в такого рода людях. Я ошибался. За 4 года ни один известный ресурс по своей инициативе не предложил мне или другим авторам поработать внештатным корреспондентом. Причем это одинаково не работает как для нашего ресурса, так и для хабра и других известных ресурсов.

Зато предлагали зарубежные журналы писать статьи для них. Отказывался, так как нужно было время, которое уходило на free content, а также из-за необходимости ждать некоторое время от момента написания статьи до ее выхода и, собственно, получения фидбека.

Компании, ведя блоги на хабре, все время уходили в минуса, вместо того, чтобы попросить (нанять) человека из того же хабра, который это мог бы сделать быстрее, лучше, продуктивней. Компании, загоревшись идеей создания своего «элитного» сообщества, прогорали на нулевой-второй-третьей встрече, не посоветовавшись даже с теми, кто в «теме». Даже после предложения о помощи, даже после предложения о бесплатной помощи…

Очень показательный пример msdeveloper.ru, который издавал технический (бесплатный) журнал, а также, по сути, был аналогом нашего ресурса. Пока тоже, к сожалению, не взлетел, а автор недавно вышел из игры, продав журнал нынешнему владельцу.

Разногласия по поводу таргетинга – пятый момент — кто-то советовал делать ресурс узконаправленным, кто-то – общим. В итоге, как ни крути, какая-то часть «совета директоров» была не довольной. Так мы потеряли еще некоторых хороших авторов.

Вместо заключения

Если у вас сложилось впечатление, что предыдущая часть статьи написана от лица д’Артаньяна – возможно, вы в чем-то и правы. Для исправления этой ситуации хочу добавить несколько слов.

Если судить о проекте как о стартапе – то я тоже наделал много ошибок. Отсутствие бизнес-плана, стратегии развития, наличие запасной стратегии развития и т.д. – все это помешало развить ресурс до нормального масштаба.

Но самой главной моей ошибкой было привлечение друзей к проекту, из-за чего было много микса личного и профессионального. Многие умеют воспринимать такие ситуации нормально, но иногда ситуации выходили на межличностный уровень. Да, иногда и я сам мог вспылить и сказать что-то лишнее. В любом случае, это тоже не прибавляло конструктива. Но, как и везде, без сложностей и ошибок не бывает и благодаря таким ситуациям все мы получали некий экспириенс.

Наши возможные дальнейшие действия: мы перенесем контент на другой ресурс, сделав один большой ресурс, при этом некоторые разделы уйдут в прошлое. Мы не закроем ресурс завтра, это произойдет, может через неделю, может через месяц — как только освободиться немного времени. Возможно, сделаем даже какие-то оффлайн бекапы. В общем, это вопрос к обсуждению.

Возможно, я бы продал ресурс кому-то, но, сомневаюсь, что в нынешней ситуации он кому-то нужен.

В любом случае хочу сказать, что иногда чтобы двигаться вперед — нужно отказываться от чего-то. А опыт, как говориться, не пропьешь :)

Очень хочется, чтобы в СНГ появились дейсвительно технические ресурсы уровня codeproject или stackoverflow, а ИТ специалиты и компании с радостью поддерживали подобные инициативы.

Спасибо за внимание!

Автор: sashaeve

* - обязательные к заполнению поля