в 11:37, , рубрики: C. kunmingensis, Научно-популярное, ракообразные, эволюция, экология, метки:

На уникальной окаменелости возрастом 0,5 млрд лет видна даже нервная система животного - 1

Наша планета частенько преподносит ученым сюрпризы. Палеонтологи вообще больше похожи на кладоискателей, и несмотря на то, что поиски давно вымерших животных ведутся строго по науке, некоторые находки подобны сокровищам. Именно это можно сказать об окаменелости, найденной совсем недавно в Китае. Возраст ее — 520 миллионов лет, а само животное (Chengjiangocaris kunmingensis) является родственником современных ракообразных.

Удивительным является то, что на породе отпечатался не только хитиновый панцирь со всеми деталями, но и нервная система животного. Это почти невероятная удача, и уж точно лучший экземпляр сохранившейся структуры нервной системы вымершего миллионы лет назад животного. Обычно сохраняются только твердые части тела, вроде зубов, костей, хитиновых оболочек. Ткани минерализуются чрезвычайно редко, а «цветная» окаменелость такого типа вообще уникальна. По центру всей окаменелости видна четкая линия фиолетового цвета, это так называемый нервный тяж (древний «спинной мозг»). На линии видны утолщения — это ганглии, располагавшиеся между каждой из пар ног животного.

По словам Хавьера Ортега-Эрнандеса, руководителя группы исследователей, нашедших окаменелость, эти ганглии являлись чем-то вроде мини-мозга для каждой из пар ног древнего ракообразного. После детального обследования находки были обнаружены и десятки более мелких вспомогательных нервных окончаний, которые располагались веерообразно по всей длине тяжа.

На уникальной окаменелости возрастом 0,5 млрд лет видна даже нервная система животного - 2

Изучение окаменелой нервной системы животного показало наличие многих десятков нервных волокон длиной около 0,005 мм. Сейчас ученые хотят выяснить, состояли ли эти волокна из той же ткани, что и ганглии нервного тяжа. «Используя флюоресцентную микроскопию мы выяснили, что эти волокна, на самом деле — индивидуальные нервные окончания, которые окаменели в виде углеродных пленок, с необычно четкой детализацией. Это ископаемое значительно улучшило наше понимание эволюции нервной системы», — говорит Хавьер Ортега-Эрнандес.

Дальнейший анализ показал, что структура нервной системы C. kummingensis схожа (в некоторых деталях) со структурой нервной системы современных Приапулид и онихофор. Интересно то, что у потомков C. kummingensis нервная система была уже гораздо более простой, так что налицо процесс дегенерации.

В целом, нервная система C. kunmingensis уникальна, у современных организмов есть некоторые схожие черты строения, о чем говорилось выше, но аналогов нет. Ученые продолжают изучать C. kunmingensis, получая новую информацию об эволюции животных Кембрия.

Автор: marks