в 13:28, , рубрики: астероиды, астрономия, инопланетяне, научная фантастика, Научно-популярное

«Учёные не стесняются публиковать нелепые идеи»

Онлайн-СМИ предсказуемо сорвались с цепи по поводу Оумуамуа и гарвардских учёных - 1
Как художник представляет себе межзвёздный астероид странной формы 1I/Оумуамуа

Несколько дней назад в сети появился препринт исследовательской работы, предназначенной для публикации в журнале Astrophysical Journal. В работе описывается необычный объект, известный, как Оумуамуа, найденный в конце 2017 года – первый из обнаруженных в Солнечной системе межзвёздных объектов.

Учёные до сих пор не уверены, что представляет собой сигарообразный объект странной формы, и они ещё больше удивились, узнав, что он ускоряется при своём движении от Солнца. На основе анализа данных с нескольких телескопов, направленных на этот объект, учёные выяснили, что Оумуамуа ускоряется при движении от Солнца гораздо сильнее, чем это можно объяснить воздействием одной лишь гравитации. К сожалению, у учёных не появилось хорошего объяснения этого ускорения.

В новой работе изучается возможность давления, вызванного излучением солнца, или передачи импульса от фотонов, ударяющихся об объект. Это давление излучения – основа идеи «солнечного паруса», который когда-нибудь, возможно, станет двигателем космического корабля, изучающего Солнечную систему или отправляющегося за её пределы.

Большая часть исследования, проведённого Шмюэлем Байэли и Абрахамом Лоубом из Гарвардского университета, посвящена обсуждению формы и массы объекта, на который давление излучение может оказать достаточное влияние для того, чтобы объяснить движение Оумуамуа, и природе связанных с этим естественных процессов. Но в конце своей работы авторы предложили «более экзотический сценарий», по которому Оумуамуа может быть «работающим зондом, специально отправленным в окрестности Земли инопланетной цивилизацией».

Кошачья мята

И некоторые СМИ ухватились за эту последнюю строчку из статьи. Заявления подобного рода, особенно исходящие из такого источника, как гарвардские учёные, притягивают редакторов онлайн-изданий, как кошачья мята, своей возможностью использовать в одном заголовке такие слова, как «загадочный сигарообразный объект», «инопланетяне» и «гарвардские учёные».

В результате мы сталкиваемся с огромным количеством гипертрофированных статей. NBC News сообщает: «Учёные говорят, что загадочный объект Оумуамуа может быть космическим кораблём инопланетян». Fox News: «Загадочный межзвёздный объект может быть солнечным парусом, отправленным другой цивилизацией». CNN: «В работе гарвардских учёных утверждается, что сигарообразный межзвёздный объект мог быть инопланетным зондом». Достаточно погуглить "'Oumuamua", чтобы оценить происходящее.

Это, естественно, достаточно неряшливое освещение событий. Но в данном случае большинство статей пишут не тренированные авторы, специализирующиеся на науке, а онлайн-репортёры, заметившие потенциал яркого заголовка. И хотя это не «ложные новости», это всё же классическая ловушка для кликов.

Но тут есть и ещё кое-что. Кэйти Мэк, астрофизик и любитель комментировать действия учёных и СМИ, отметила у себя в Твиттере, что гарвардские учёные прекрасно понимали, что делают. «Вам надо понять, что учёные не стесняются публиковать нелепые идеи, если есть хоть толика вероятности, что они окажутся правы, — пишет она. – Но до тех пор, пока все остальные возможности не будут исчерпаны по многу раз, даже сами авторы, вероятно, не поверят в это».

«Некоторые учёные более консервативны, чем другие, — продолжает она. – И всё зависит от области исследований. Но в моей области (астрофизика и космология) обычно нет никаких препятствий к тому, чтобы публиковать нечто а) достаточно интересное и б) не полностью исключённое за невозможностью, вне зависимости от того, будет ли это в итоге „правильным ответом“, или нет».

Иначе говоря, исследователь, желающий породить волну статей в СМИ, может сыграть карту «Я, конечно, не утверждаю, что это инопланетяне…»