Как и зачем мы внесли 22 тысячи изменений в дизайн Яндекс.Карт

в 7:38, , рубрики: Без рубрики

Привет, меня зовут Тая Лавриненко, я дизайнер-картограф из команды Яндекс.Карт. Как и всё на свете, карты имеют свойство устаревать, поэтому в течение прошлого года мы проектировали и поэтапно внедряли новый, более сбалансированный стиль Карт. Этот редизайн — одно из самых значимых и заметных обновлений картографического стиля сервиса за последние 5 лет.

Как и зачем мы внесли 22 тысячи изменений в дизайн Яндекс.Карт - 1

Как и зачем мы внесли 22 тысячи изменений в дизайн Яндекс.Карт - 2

Немного предыстории

Яндекс.Карты появились в далёком 2004 году. В то время сервис использовали только на компьютерах. Сценарий, фактически, был один: заранее найти адрес, продумать свой маршрут или распечатать схему проезда.

Как и зачем мы внесли 22 тысячи изменений в дизайн Яндекс.Карт - 3
Как и зачем мы внесли 22 тысячи изменений в дизайн Яндекс.Карт - 4
Когда начали набирать популярность смартфоны, Карты столкнулись с задачей сочетать в себе сценарии как для водителей, так и для пешеходов. Кроме того, водитель может интересоваться пробками на дорогах и оптимальным маршрутом, а может искать место для парковки — два разных сценария, для каждого из которых нужны свой масштаб и детализация. С пешеходами всё ещё сложнее. Найти удобный выход из метро, построить маршрут без лестниц или отыскать работающее кафе рядом — использование карт давно не ограничиваются стандартным «проложить путь из пункта А в пункт Б». И у каждого человека свой набор сценариев взаимодействия с картой и требований к ним. Добавьте к этому сложность внутреннего устройства самих карт: больше 200 слоёв геоданных, логика отображения которых меняется в зависимости от выбранного масштаба с 0 по 21, где 0 масштаб — это карта мира, а 21 — подъезд дома.

При кажущейся простоте, процесс редизайна — это постоянный поиск баланса между пользовательскими сценариями: карта должна быть удобна всем.

Зачем вообще что-то менять

Яндекс.Карты, как мы выяснили в ходе многочисленных экспериментов и тестов, узнают благодаря их «теплоте» и «автомобильности». Теплота создаётся за счёт жёлтых оттенков базовых элементов карты — общего фона, кварталов, зданий, основных магистралей и других объектов. Автомобильность — акцентом на дорожной сети. Использовать карту для других, не автомобильных сценариев было довольно сложно: кроме толстых линий дорог, она была перегружена одинаковыми чёрными подписями и разными иконками. Да и в целом выглядела тяжёлой и устаревшей, хотя неоднократно менялась с момента своего создания:

Как и зачем мы внесли 22 тысячи изменений в дизайн Яндекс.Карт - 5

Как и зачем мы внесли 22 тысячи изменений в дизайн Яндекс.Карт - 6
От автомобильной карты к сбалансированной карте: сместили фокус внимания с дорожной сети на транспорт, метро, иконки достопримечательностей, сетку небольших улиц. Главные магистрали города всё ещё видны, но при этом стали лучше считываться станции метро.

Чтобы упростить и ускорить ориентирование по Картам, нам предстояло спроектировать новый дизайн, перераспределить визуальные акценты, найти баланс между информативностью и хорошей читаемостью на любых устройствах, как в мобильной, так и в десктопной версии. И, конечно же, создать новый гармоничный стиль, сохраняя узнаваемость Яндекс.Карт.

С чего мы начали: проанализировали сценарии использования, настроили логику

Любой редизайн начинается с исследований. С анализа сценариев использования, обращений в поддержку, закрытых UX-исследований, изучения других картографических сервисов.

Картографический дизайн — это работа, в первую очередь, с данными, и только потом со стилем. Поэтому сначала мы спроектировали логику и порядок отображения объектов по масштабам, учитывая сценарии использования.

Чаще всего люди пользуются картами, чтобы:

  • Ориентироваться, изучать местность
  • Искать объекты (по адресу, названию места, категории объекта или даже названию товара)
  • Планировать маршруты (авто, общественного транспорта, пешеходные, велосипедные, такси)
  • Анализировать тематические слои (пробки, парковки, зеркала и т. д.)

При этом в каждом сценарии человек решает свои задачи, используя разные масштабы:

Как и зачем мы внесли 22 тысячи изменений в дизайн Яндекс.Карт - 7
Так, на обзорных масштабах (с 0 по 8) мы исследуем мир и страны, на средних (8-15) изучаем города, а на крупных ищем нужную улицу, дом (14-21).

Как и зачем мы внесли 22 тысячи изменений в дизайн Яндекс.Карт - 8
Как и зачем мы внесли 22 тысячи изменений в дизайн Яндекс.Карт - 9
На крупных масштабах водителю важно понимать, где парковка/шлагбаум или подъезд, а вот пешеходу интересно совсем другое: где подземный переход, нужная остановка или аптека.

Проанализировав пользовательские сценарии, мы спроектировали логику и порядок отображения объектов и информации о них, отфильтровали ненужное, обновили устаревшую информацию и дополнили карту новыми данными. Например, отметили горы и популярные зоны, добавили инфраструктуру парков, внутренние схемы для аэропортов и торговых центров и многое другое.

Таким образом, можно сказать, что то, каким будет картографический стиль в основном определяют сами пользователи: наборы данных, из которых состоит карта, зависят от выбранного сценария.

Как и зачем мы внесли 22 тысячи изменений в дизайн Яндекс.Карт - 10
Разметка геоданных в Народной карте

Как и зачем мы внесли 22 тысячи изменений в дизайн Яндекс.Карт - 11
Визуализация в Яндекс.Картах

Следующим шагом была настройка визуальных акцентов. Объекты, которые обычно требует выделения — подписи значимых населённых пунктов, главные автомагистрали, аэропорты, станции метро, названия улиц и номера домов, важные ориентиры в городе и на природе. Но когда акцентов много, ориентироваться в них становится сложно, какого сценария использования ни придерживайся. Мы настроили отображение всех объектов так, чтобы пользоваться ими было удобно на каждом масштабе: найти страну и город, куда собираетесь в отпуск, ближайший парк или подземный переход:

Как и зачем мы внесли 22 тысячи изменений в дизайн Яндекс.Карт - 12

Как и зачем мы внесли 22 тысячи изменений в дизайн Яндекс.Карт - 13

Как и зачем мы внесли 22 тысячи изменений в дизайн Яндекс.Карт - 14
Добавили коды аэропортов, платные дороги и новые шильды их названий. Изменили отображение населённых пунктов, чтобы крупный город было легче отличить от небольшого населённого пункта с первого взгляда.

Как и зачем мы внесли 22 тысячи изменений в дизайн Яндекс.Карт - 15
Одно из ключевых изменений: сместили фокус с дорожной сети, чтобы сбалансировать стиль для всех сценариев работы с картой. Автомобильные дороги сделали тоньше и не такими яркими, чтобы они не мешали искать объекты, прокладывать пешеходные маршруты и ориентироваться на местности.

Как и зачем мы внесли 22 тысячи изменений в дизайн Яндекс.Карт - 16
Ввели новую логику отображения метро: теперь расположение входов на карте соответствует их географическому местонахождению, появилась нумерация.

Картографический дизайн

После настройки логики отображения данных мы начали собирать визуальные концепции стиля.

Как и зачем мы внесли 22 тысячи изменений в дизайн Яндекс.Карт - 17
Прототипы стилей в сравнении с продакшен-версией, октябрь 2019

О гармоничности сочетания цветов и типографике с точки зрения вкусовых предпочтений можно спорить бесконечно. Но выбор в пользу одного из вариантов, как правило, преследует вполне прикладную цель: объекты на карте должны легко считываться и быть узнаваемыми. При этом сочетание оттенков критически важно, например, для людей с нарушениями цветового восприятия.

При проектировании стиля важно учиться не только на своём опыте, но и на чужом, находить лучшие решения среди уже существующих. К примеру, карта «2ГИС» выделяется хорошим контрастом, OpenStreetMap — детализацией данных, а у Google Maps на сером фоне лучше считываются цветные иконки организаций.

Как и зачем мы внесли 22 тысячи изменений в дизайн Яндекс.Карт - 18
Как и зачем мы внесли 22 тысячи изменений в дизайн Яндекс.Карт - 19
Сравнение картографических стилей разных картографических сервисов

Подбирая цветовое решение, мы стремились сохранить баланс между эстетикой и информативностью: карта должна быть понятной, достаточно контрастной для ориентирования и навигации. Одновременно — не чересчур яркой, чтобы быть хорошей подложкой для тематических данных: результатов поиска, пробок или линий маршрутов автобусов.

Как и зачем мы внесли 22 тысячи изменений в дизайн Яндекс.Карт - 20

Чтобы сохранить узнаваемость, важно было придерживаться тёплой палитры, как бы мы ни меняли сочетания оттенков:

Как и зачем мы внесли 22 тысячи изменений в дизайн Яндекс.Карт - 21

Как и зачем мы внесли 22 тысячи изменений в дизайн Яндекс.Карт - 22

Стилевая и смысловая преемственность

Карта — это динамическое изображение, поэтому при проектировании нового дизайна было важно учитывать стилевую и смысловую преемственность. Это значит, что по мере увеличения карты появление различных типов данных должно быть предсказуемо и понятно. Одновременно важно выдержать единый стиль и сохранить целостность продукта на всех масштабах, создать непрерывный пользовательский опыт:

Как и зачем мы внесли 22 тысячи изменений в дизайн Яндекс.Карт - 23
По мере приближения к центру города на карте появляется более подробная сетка улиц и транспортные хабы

Как и зачем мы внесли 22 тысячи изменений в дизайн Яндекс.Карт - 24
Так, при увеличении масштаба в парке Горького появляются сначала дорожки, достопримечательности, а потом все остальные объекты инфраструктуры. При сильном приближении можно понять, где есть лужайки для пикника, что, например, на масштабе города было бы не так важно.

Как и зачем мы внесли 22 тысячи изменений в дизайн Яндекс.Карт - 25
Чем ближе, тем детальнее прорисованы здания

Ещё один важный фактор проектирования стиля — локализация объектов. Мы настраиваем карту для всего мира, поэтому стиль дорог и зданий должен хорошо считываться и на территории с плотной застройкой, и в маленькой деревне, и в другой стране, где инфраструктура и плотность данных существенно отличаются от российской.

Как и зачем мы внесли 22 тысячи изменений в дизайн Яндекс.Карт - 26
Дорожная сеть в разных городах

Как и зачем мы внесли 22 тысячи изменений в дизайн Яндекс.Карт - 27
Плотность застройки

Учитывая все эти факторы, мы подобрали чистые и свежие цвета, настроили плавные переходы стиля между масштабами, перерисовали иконки и шильды, настроили типографику и добавили цветные подписи на карте. Тем самым получилось разгрузить карту и убрать визуальный шум. Карта стала удобнее для всех пользовательских сценариев. Еще немного картинок:

Как и зачем мы внесли 22 тысячи изменений в дизайн Яндекс.Карт - 28
Сделали контрастные границы стран и дорожную сеть

Как и зачем мы внесли 22 тысячи изменений в дизайн Яндекс.Карт - 29
Систематизировали подписи для населенных пунктов

Как и зачем мы внесли 22 тысячи изменений в дизайн Яндекс.Карт - 30
Для водителей добавили платные дороги, новые шильды дорог

Как и зачем мы внесли 22 тысячи изменений в дизайн Яндекс.Карт - 31
Сделали редизайн иконок и настроили цветные подписи для каждой категории объектов (магазины, аптеки, общепит), чтобы их было легче находить и различать.

Как и зачем мы внесли 22 тысячи изменений в дизайн Яндекс.Карт - 32
Настроили контрастные силуэты зданий

Как и зачем мы внесли 22 тысячи изменений в дизайн Яндекс.Карт - 33
Добавили новую категорию иконок-иллюстраций для главных ориентиров в городе — SuperPOI. Они помогают не только туристам, но и тем, кому нужно быстро сориентироваться на местности: крупные и легко узнаваемые.

Тем, кто перемещается пешком, пригодятся не только типично городские ориентиры — улицы, достопримечательности и иконки организаций, но и детальная инфраструктура парков:

Как и зачем мы внесли 22 тысячи изменений в дизайн Яндекс.Карт - 34
Добавили тропинки и лужайки, чтобы вы могли спланировать прогулку

За городом тоже стало легче ориентироваться: теперь на Картах больше тропинок, гор, водопадов и родников — мы добавили новые иконки, чтобы их было проще найти.

Как и зачем мы внесли 22 тысячи изменений в дизайн Яндекс.Карт - 35
А у горнолыжных курортов появился свой стиль

С 2019 мы стали показывать внутренние планы для крупных торговых центров, вокзалов и аэропортов. Мы регулярно обновляем и актуализируем их, в том числе благодаря вам — спасибо участникам Народных карт!

Как и зачем мы внесли 22 тысячи изменений в дизайн Яндекс.Карт - 36

Как и зачем мы внесли 22 тысячи изменений в дизайн Яндекс.Карт - 37

А вот так теперь выглядит ночная версия Карт (справа — новый вариант):

Как и зачем мы внесли 22 тысячи изменений в дизайн Яндекс.Карт - 38

Как и зачем мы внесли 22 тысячи изменений в дизайн Яндекс.Карт - 39
Тонкие линии, более спокойные цвета — карта не будет ослеплять водителя ночью

К чему пришли

Мир меняется, меняются и карты. Редизайн был нужен, чтобы адаптировать картографический стиль к текущим реалиям, сделать карты более практичными, функциональными и современными, одновременно сохранив фирменный стиль Яндекса.

Текущий дизайн Карт — это результат около 22 000 изменений, которые мы выкатывали шаг за шагом, чтобы обеспечить пользователям плавный и безболезненный переход от старого стиля карты к новому.

Как и зачем мы внесли 22 тысячи изменений в дизайн Яндекс.Карт - 40

Как и зачем мы внесли 22 тысячи изменений в дизайн Яндекс.Карт - 41

Базовая карта стала сбалансированной, ещё более информативной и удобной для всех сценариев пользователя: навигации, поиска, прокладывания маршрута, просмотра пробок или просмотра маршрута автобуса.

Как и зачем мы внесли 22 тысячи изменений в дизайн Яндекс.Карт - 42

Недавно мы зарелизили новый стиль пробок. Подобрали более насыщенные и контрастные цвета и перенастроили логику отображения. Теперь толщина линии пробки зависит от класса дороги: на МКАДе линия будет шире, чем на обычной улице. Фокус сместился на проблемные участки дорог и развязки. А чтобы люди с нарушением цветового восприятия могли лучше ориентироваться в дорожной ситуации, мы добавили зависимость длины линии пробки от степени загруженности: чем сильнее пробка, тем короче линия паттерна.

Как и зачем мы внесли 22 тысячи изменений в дизайн Яндекс.Карт - 43

Как и зачем мы внесли 22 тысячи изменений в дизайн Яндекс.Карт - 44

Для режима навигатора мы спроектировали специальный стиль с акцентом на дорожную сеть:

Как и зачем мы внесли 22 тысячи изменений в дизайн Яндекс.Карт - 45

И у нас большие планы на следующий год. Уже отрисованы более 200 новых иконок с популярными ориентирами для 14 городов:

Как и зачем мы внесли 22 тысячи изменений в дизайн Яндекс.Карт - 46

Мы продолжаем работать над стилем, улучшать данные и, конечно, мониторить отзывы, чтобы Карты оставались удобными для вас, а благодаря бдительным участникам Народных Карт — ещё и актуальными. Всегда рады обратной связи и вашим предложениям. Спасибо!

Два интерактивных примера (отступы такие больше из-за интеграции с Хабром; полноэкранные версии тут и тут):

Автор: Taya Lavrinenko

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js