К вопросу о математических способностях студентов или как учить переполненный мозг

в 10:31, , рубрики: Без рубрики
К вопросу о математических способностях студентов или как учить переполненный мозг - 1

Я люблю давать простые задачки студентам на лекции. Во-первых, понятно, скольких мы потеряли, во-вторых, это переключение из режима потребления информации в режим выдачи результатов, в третьих — возможность проявить себя для шустрых. Сплошные плюсы!

Одна из простых задач звучит так: «При переводе картинки из цветового пространства RGB в YUV мы выполняем прореживание, то есть выкидываем каждый четный столбец и каждую четную строку в компонентах U и V (все компоненты пикселя по 1 байту). Вопрос: во сколько раз меньше данных у нас стало?» Эта операция называется chroma subsampling и широко используется при сжатии видео, например.

Забавно, что когда-то давно, когда винчестеры были меньше, а дискеты больше, студенты реально отвечали на этот вопрос быстро. А в последние годы регулярно народ в ступор впадает. Приходится разбирать по частям: «Если выкинуть каждую четную строку и каждый четный столбец, во сколько раз меньше данных будет у компоненты?» Почти хором: «В четыре». Начинаю подкалывать: «Отлично! У нас было 3 яблока, первое осталось как есть, а от второго и третьего осталось по четвертинке. Во сколько раз меньше яблок у нас стало?» Народ ржет, но, наконец-то, дает правильный ответ (заметим, не все). 

Это было бы смешно, если бы от способности быстро в уме прикинуть результат не зависела способность быстрее создавать сложные алгоритмы. 

И хорошо видно, как эта способность в широких массах студентов заметно плавно падает. Причем не только в нашей стране. Придуман даже специальный термин: «цифровое слабоумие» ("digital dementia") — снижение когнитивных способностей, достаточно серьезное, чтобы повлиять на повседневную деятельность человека. 

Кому интересно как теряют мозг студенты масштабы бедствия и что с этим делать — добро пожаловать под кат!

Начнем с преданий старины глубокой.

Во второй половине XIX века был такой дворянин, профессор МГУ, член-кор Российской академии наук Сергей Александрович Рачинский. Когда ему еще не было 40 лет, он покинул Москву, вернулся в родное имение и основал там народную школу, где преподавал в том числе математику.

Сам Сергей Александрович описывал процесс так:

«...принялся я за преподавание счета в сельской школе, не подозревая, на что я иду. Не успел я приступить к упражнениям в умственном счете, которые до тех пор в школе не практиковались, как в ней к ним развилась настоящая страсть, не ослабевающая до сих пор. С раннего утра до позднего вечера стала меня преследовать то одна группа учеников, то другая, то все вместе с требованием умственных задач… Очень скоро оказалось, что они опережают меня, что мне нужно готовиться, самому упражняться… вечером же происходили спевки, в которых участвовали все лучшие ученики, я оставался один с непоющими учениками. Этого только и ждали мои мучители. Разом, все они человек тридцать-сорок накидывались на меня: "Сергей Александрович, мне деленьице! — Мне на сотни! —– Мне на единицы! — Мне на миллионы! — Мне на тысячи!"… эта беспрестанная усиленная возня с цифрами нагнала на меня настоящий арифметический кошмар, загнала меня в теорию чисел, заставила меня неоднократно открывать Америку, то есть неизвестные мне теоремы Фермата и Эйлера…» (Фермат — принятое до революции имя Ферма, см. например О трудахъ Н. В. Бугаева по теорiи чиселъ, 1905)

У Рачинского было несколько известных учеников, в частности художник Богданов-Бельский, так изобразил урок своего учителя:

Картина Н.П. Богданова-Бельского «Устный счет. В народной школе С. А. Рачинского. 1895, холст, масло. Третьяковская галерея
Картина Н.П. Богданова-Бельского «Устный счет. В народной школе С. А. Рачинского. 1895, холст, масло. Третьяковская галерея

На доске, если приглядеться, написана задачка:

LARGE{frac{10^2+11^2+12^2+13^2+14^2}{365}}

И видно, как дети где-то на вид из 5–7 класса ее решают, а кто-то даже уже решил. 

А вы, дорогой читатель, можете ее решить в уме, никуда не заглядывая? 

Честно говоря, сегодня я не решился бы дать ее студентам (несмотря на то, что решение у нее относительно простое и целочисленное). Современные студенты со всей свойственной молодежи бескомпромиссностью наведут смартфон на экран проектора и через секунду получат ответ от Google Lens в режиме «Домашнее задание». Они всю школу так делали. Ниже я навел, но решение таки скрыл, чтобы не спойлерить тем, кто реально пытался включить мозг:

Мгновенное решение задачи в приложении Гугл Объектив
Мгновенное решение задачи в приложении Гугл Объектив

Подобное быстрое решение задач, над которыми долго морщили лоб (и формировали извилины) школьники столетней давности, породило сегодня естественную психологическую защитную реакцию: не нужно в сложных вопросах разбираться, что-то держать в голове, не нужно изучать, не нужно (что самое главное!) тренировать свои способности (и напрягать извилины). Сегодня всё есть в интернете! Вот прям ВСЁ! И все, кого не спроси из молодежи, так считают. А миллионы леммингов, как известно, не могут ошибаться.

Мне особенно нравится, когда так рассуждают будущие программисты. Я их, тут же радостно поддерживаю: «Конечно! И вообще любую секретаршу можно посадить программировать на место senior, главное — это научить ее искать решения на StackOverflow!» Гм… В такой постановке даже у самых категоричных начинает возникать подозрение, что с задачами Senior Software Engineer секретарша может-таки не справиться (странно, почему так, ведь у нее весь, весь интернет есть! Вот прям весь!).

К вопросу о математических способностях студентов или как учить переполненный мозг - 5

В любом случае стремление к развитию своих мозгов сегодня явственно кардинально ниже, чем 130 лет назад (еще одна картина того же художника):

Картина Н.П. Богданова-Бельского «У дверей школы». 1897, холст, масло. Русский музей
Картина Н.П. Богданова-Бельского «У дверей школы». 1897, холст, масло. Русский музей

Видно, что у молодого человека крупные проблемы со штанами и курткой (да и лапти на последнем издыхании), но желание учиться ясно читается даже со спины. И поскольку таких жадных до задач учеников в те бедные времена было много, Рачинский к концу жизни основал на свои деньги 18 (восемнадцать!) школ, где училось порядка 1000 детей. Достойнейший человек!

Впрочем, ближе к нашим дням. Как я уже говорил выше — проблемы с деградацией умственных способностей школьников наблюдаются во всех развитых странах. Например, во Франции учеников 6 класса (примерно тот же возраст, что на картине выше) проверяют на одних и тех же тестах по математике с 1987 года. Судя по всему, эти жестокие люди не дают бедным детям использовать смартфон при написании теста, поэтому результаты выглядят так (оригинал на французском, кому интересно):

Минобр Франции: Изменения в успеваемости учащихся CM2 по математике с интервалом в тридцать лет (1987–2017 гг.)
Минобр Франции: Изменения в успеваемости учащихся CM2 по математике с интервалом в тридцать лет (1987–2017 гг.)

Мы видим сдвиг пика «колокольчика» оценок примерно на 30% с 250 до 175 баллов за 30 лет (и то, они себе чутка наиграли округлением, пик был не на 250, а правее). Но для меня лично важнее, что практически пропадает «бугорок» справа. Это наиболее талантливые в математике ребята, которые потом будут двигать науку и современные технологии. На этом графике подтверждение моих субъективных ощущений об уменьшении процента сильных студентов, которые готовы и, главное, в состоянии затаскивать сложные задачи. 

Зарисовка из жизни на тему. Буквально месяц назад студенты заметно хуже прошлых лет сделали задание. Начал с ними по шагам разбирать алгоритм (в общем-то, несложный). В какой-то момент в процессе возникла матрица 8х8 элементов, количество которых надо было поделить на 4. Как обычно спросил: «Сколько получится?» И выпал в осадок, поскольку не ответил никто… А-а-а-а… Это чувство, когда, кажется, вот оно, уже дно… и тут снизу постучали!

Блин, эта задачка решается минимум тремя способами:

  • В лоб (для немногих пока умеющих делить двузначные в уме):

frac{8*8}{4}=frac{64}{4}=16

  • Для продвинутых (умеющих упрощать выражения):

frac{8*8}{4}=8*2=16

  • Для настоящих программистов:

frac{8*8}{4}=2^3*frac{2^3}{2^2}=2^{3+3-2}=2^4=16

Но реально отсутствует практический навык даже такого минимального устного счета. Где мой гугл-объектив? Почему он до сих пор не умеет с голоса задачи подхватывать? 

Забавно, что буквально на следующей неделе после этого случая в Питере проходила конференция, и я там рассказал коллегам из ИТМО и Иннополиса эту историю, на что профессор Иннополиса сразу уверенно спросил: 
— Это был второй курс?
Я с легким удивлением:
— Да, а как вы узнали?

Оказалось, он наблюдает абсолютно ту же самую картину (резкая ступенька снижения способностей). «Дети ковида», — говорит… поколение, готовившееся к ЕГЭ и отучившееся 1 курс на удаленке, которому умные приложения довольно успешно (если судить по тестам) заменили мозг развитие. И все бы ничего, но это в итоге драматически сказывается на способности усваивать и создавать алгоритмы. Да и не только алгоритмы, похоже.

Интересный жестокий эксперимент провели несколько лет назад в США. 548 студентов разделили на 3 группы, у одной отобрали смартфоны на входе в аудиторию, у второй смартфоны были при себе, но лежали в кармане или сумке, а у третьей смартфон лежал на столе, но пользоваться им было нельзя. Результаты были опубликованы в статье названием "Brain Drain: The Mere Presence of One’s Own Smartphone Reduces Available Cognitive Capacity" («Утечка мозгов: Одно лишь присутствие вашего смартфона снижает доступный когнитивный потенциал») и в каком-то смысле ожидаемы — даже наличие смартфона в поле зрения ухудшало прохождение теста (ведь вот оно рядом, решение всех задач!):

Влияние смартфона на память и когнитивные способности, холст, масло
Влияние смартфона на память и когнитивные способности, холст, масло

И эти исследования довольно хорошо согласуются с наблюдаемой многими преподавателями картиной. Вот пишет коллега, преподающий химию:

«В России картина со школьниками и студентами та же самая. Причина очень проста: мозг у них давно заменен на гугл. Студент может прийти на контрольную даже пьяным, но если у него есть телефон, то все в порядке. Он все сделает, решит все задачки и т.д. Но если у него телефона НЕТ... Все! Жопа!!! Свой-то мозг работать разучился. Он не помнит простейших вещей и базовой терминологии.

Доходило до смешного. Студентка (у которой сел телефон) сидит и ждет, пока ее подруга даст ей свой. "Зачем?" — спрашиваю. "Мне таблицу Менделеева посмотреть." Дело полезное. Без нее решать задачи по химии трудновато. Я показываю пальцем на стену, на которой висит бумажная таблица. Студентка в шоке. В ее глазах немой вопрос: "А что, так можно было???" Она в аудитории не в первый раз, она видела этот плакат, но... шаблон мышления работает: информацию она ищет ТОЛЬКО в интернете и ТОЛЬКО в готовом виде. Другие варианты даже не рассматриваются. Обработать имеющуюся информацию? Нет, это сложно.

Исключения есть, но на потоке их можно пересчитать по пальцам и на одной руке пальцев хватит».

Обратите внимание — на потоке по пальцам одной руки! И ведь завтра все будет еще хуже...

Интересную популярную книгу о влиянии информационных потоков на умственную деятельность (в первую очередь у детей) написал немецкий нейробиолог и психиатр Манфред Шпитцер. Книга вышла на русском под названием «Антимозг: цифровые технологии и мозг» и довольно легко находится в электронном виде:

К вопросу о математических способностях студентов или как учить переполненный мозг - 12

Написана она 10 лет назад и там есть забавные примеры эпохи развития интернета тех времен:

«Я каждый день получаю от школьников и студентов электронные письма примерно такого содержания:

Дорогой господин профессор,
я / мы работаю/ем
над рефератом [домашним заданием / работой для получения звания бакалавра / магистра / диссертацией] по теме “Головной мозг и x” [для переменной х подставьте любое содержание]. Не могли бы Вы мне / нам ответить на такие вопросы: 1) Как работает головной мозг? 2) …»

Явление подтверждаю! Подобные письма — живые свидетельства нежелания думать головой — я раньше тоже получал (особенно перед сессией). Но область у меня все-таки не про мозг, поэтому выглядело не так эпично. Шпитцер пытается максимально доходчиво объяснить, что мозг, натренированный в режиме обработки информации, и мозг в режиме синтеза новой информации — это не одно и то же. И второй режим крайне актуально сознательно тренировать, с чем сегодня, в век легкой доступности готовой информации и готовых ответов (на любой вопрос любого учебника!) стало совсем печально… И хороша его книжка тем, что она легко читается даже старшеклассниками. Кстати, сам он отец пятерых детей, причем старший весьма успешен как раз в креативной области. Впрочем, большинство людей его рекомендации проигнорирует и книга сия — глас вопиющего в пустыне…

Можно шутить на тему:

К вопросу о математических способностях студентов или как учить переполненный мозг - 13

Тупость, как оказалось, вызывается и усугубляется избытком информации и ситуация с этим абсолютно запредельная:

Слайд презентации А.Курпатова «Трансформация человека в цифровую эпоху» в Совете Федерации РФ
Слайд презентации А.Курпатова «Трансформация человека в цифровую эпоху» в Совете Федерации РФ

Недавно мы с женой были в одной южной стране, и нас там поразила одна семья. Папа, мама и двое детей примерно 5 и 10 лет каждый раз приходили кушать с двумя планшетами. Дальше дети садились за стол, утыкались в планшет, а родители приносили им еду со шведского стола. Дети ели, не приходя в сознание не отрываясь от просмотра. И так каждый раз… каждый день… При этом вокруг было солнце, пальмы, теплое море, но для детей, очевидно, существовали только мультсериалы и игры. Почему-то этот абсолютно рядовой случай из серии «планшет-бебиситтер» впечатление произвел. Особенно когда ребенок плохо ел и у него грозили отобрать планшет. И ребенок начинал (не отрываясь от экрана) двигать ложкой активнее! Родители точно решили свои проблемы (чем занять детей, низкий аппетит и плохое поведение), но что-то подсказывает, что они много других проблем породили. Гаджетозависимость будет запредельной. Включать свой мозг? А как это? И, главное, зачем? 

В популярной статье «Цифровое слабоумие: Темная сторона технологий» рекомендуется побольше двигаться, чаще менять позу и выключать Wi-Fi на ночь. Но, очевидно, что это из разряда больше есть полезной пищи и меньше вредной. Эффект рекомендаций будет примерно нулевой.

Вообще, сам термин цифрового слабоумия популярен в Южной Корее, где дети очень рано и очень массово получают планшет и смартфон в руки и где эти проблемы стали заметны раньше. Помню в Гонконге меня удивили подростки в школьной форме, которые почти поголовно были очень сутулыми. Особенно мальчики. Прямое следствие компьютера и, видимо, игр с раннего детства. Причем плакаты с популяризацией темы, которые пугают ростом депрессии, агрессии и социальной дезадаптации, делают, но, очевидно, что эффективность их мала:

К вопросу о математических способностях студентов или как учить переполненный мозг - 15

Для тех, кому Шпитцер слишком популярен, более серьезную книгу по той же теме написал шведский нейробиолог профессор Каролинского института в Стокгольме Торкель Клингберг:

К вопросу о математических способностях студентов или как учить переполненный мозг - 16

Там приведено огромное количество ссылок на современные исследования, при этом даются понятные объяснения для совершенно бытовых ситуаций:

«Представим себе такую ситуацию: Вы только что зашли в комнату, вероятно затем, чтобы кое-что взять. Но почему-то замешкались, уставились на стену и пытаетесь вспомнить, что именно вы собирались сделать.

Ваш мозг просто-напросто позабыл, какая команда ему была адресована. Но по какой причине это произошло? [...] А в результате переизбыток информации в мозге привел к тому, что вы просто уставились на стену и не можете ничего вспомнить. Наш мозг имеет определенные пределы хранения и обработки информации».

В книге разбирается способность к концентрации (и рассеянность), способность запоминать информацию (и забывчивость), увеличение своего IQ (и инфостресс). Тем, кому интересны глубокие исследования, книга поможет соблюдать информационную гигиену и сделает более планомерными ваши тренировки мозговой активности (от беспорядочного питания и информационного ожирения к здоровому питанию и регулярному мозговому фитнесу). Четко по полочкам, со 149 ссылками на источники от профессионала. Господа! Читайте умные книги, морщите лоб, формируйте извилины!

К вопросу о математических способностях студентов или как учить переполненный мозг - 17

Ну и раз мы тут по книжкам пошли, пожалуй, порекомендую еще одну, это Дейв Эспри «Биохакинг мозга»:

Книга о том, как хакнуть мозг… или нет…
Книга о том, как хакнуть мозг… или нет…

Сразу скажу, что с точки зрения научности подхода — книга самая поверхностная из всех приведенных, и черри-пикинга там хватает, впрочем подзаголовок «Проверенный план максимальной прокачки вашего мозга за две недели» на это прозрачно намекает (легких быстрых путей в прокачке мозга на самом деле нет). Интересна эта книга в первую очередь эпичной историей автора. Он заработал 6 миллионов долларов в 26 лет, продав свою первую IT компанию. Потом за год продолбал все деньги. Дальше создал следующую компанию, которую продал уже за 400+ миллионов. В общем — это была бы типично американская история успеха, если бы не один нюанс. Когда Дейв создавал первую компанию, он весил 70 с гаком килограммов и был шустрым молодым человеком. А когда продавал вторую, весил почти 140 килограммов, имел никакие нервы, срывался на сотрудников, не мог сосредоточиться на простых документах и засыпал на совещаниях, как старик. При том, что был молод. В какой-то момент ему, чтобы подстегивать мозг, стало не хватать кофеина, и он подсел на ноотропы, сидел на них долгие 8 лет и с трудом слез. В общем, если читать его книгу как исповедь «наркомана мозга», она читается очень по-другому и становится крайне полезна. Причем полезна в первую очередь тем, кто ищет простых «двухнедельных» путей (и поэтому клюнет на название). 

Вообще, ноотропы — отдельная большая тема, поскольку они становятся крайне популярны среди молодежи. Погуглите «экзамен на спидах» или еще лучше «егэ на спидах», почитайте комментарии к постам. Можно еще подготовку к экзаменам «под феном» поискать. У вас появится понимание суровой реальности прекрасного нового мира, по сравнению со старыми добрыми временами вашей учебы. 

Причем удивительно, что сегодня даже родители от большого ума начинают искать ноотропы для своих детей, чтобы те лучше сдавали ОГЭ и ЕГЭ, на что частота запросов в гугл как бы намекает:

К вопросу о математических способностях студентов или как учить переполненный мозг - 19

История Дейва Эспри прямым текстом говорит, с чем придется столкнуться этим детям после 30 лет. А может и раньше. Причем миллионов долларов, как у Дейва, для эффективного восстановления у них может и не оказаться. В прошлом году двое третьекурсников, которых я знал лично, ушли в академ на почве активного приема антидепрессантов (логичная следующая таблеточка для изнасилованных ноотропами мозгов). Знакомый психолог в шутку (черный медицинский юмор), радостно потирая руки, говорит, что у них в профессиональной среде считается, что начавшие рано принимать антидепрессанты становятся их клиентами очень надолго, и это сильно расширит емкость его рынка в ближайшие годы. Такое у них с коллегами эмпирическое наблюдение. Он, конечно же, не может быть прав. Напишите об этом в комментариях!

Когда будете гуглить «спиды», вам попадется много постов в ВК (что логично, там много экспериментирующих с новыми стимуляторами школьников). Тем символичнее, что создатель ВК Павел Дуров еще 5 лет назад в свой 33-й день рождения опубликовал очень категоричный пост со своими правилами:  

К вопросу о математических способностях студентов или как учить переполненный мозг - 20

По сути это жесткая декларация гигиены мозга (6 пунктов из 7 имеют к гигиене мозга прямейшее отношение), причем намного более сильная, чем у того же Эспри, который даже от кофе на итог отказаться не смог. Очень показательны обсуждения этого поста (в стиле «пил, пью и буду пить!!!»). Даже были выпущены подарочные наборы:

К вопросу о математических способностях студентов или как учить переполненный мозг - 21

Очевидно, что они рассчитаны на мозг тех, кто не понимает разницы между НЕ МОЖЕТ (ибо Дуров давно миллионер и может позволить себе на-а-а-амного более интересные вещи) и НЕ ХОЧЕТ. Разница в целых трех буквах из семи, не каждый осилит. Вспоминается средневековое:

«Когда б не пьянство, то вовек

Не знал бы рабства человек!»

В этом плане чеховское «выдавливать из себя раба по капле» в новой реальности превращается не только в избавление от зависимостей от разных веществ, но и в избавление от цифровых наркотиков, коллективный иммунитет к которым пока слаб. 

Главная проблема в том, что цифровое ожирение (как и обычное, впрочем) — ОЧЕНЬ ПРИЯТНО! Ты просто чаще позволяешь побаловать себя сладким (или жирным) и реже заставляешь себя двигаться. Очевидно, скоро индустрия заметит бизнес-нишу и пропиарит какой-нибудь «цифровой холестерин», с которым миллиарды леммингов будут дружно и решительно бороться. Ведь это намного проще, чем заставлять себя ходить на тренировки. И можно продолжать потреблять, потреблять, потреблять (пропиаренное менее вредное). А дальше «Перегруженный мозг» и все такое в строгом соответствии с последними исследованиями. Ловушка в том, что чем меньше мы двигаемся, тем легче набираем лишний вес, а чем больше вес, тем больше ломает двигаться. И с мозгами все один в один.

Постепенно все идет к тому, что общество разделится на тех, кто не будет ценить свой мозг (и доведет ситуацию до проявления дегенеративных процессов в довольно раннем возрасте — относительно алкоголя, например, тема исследована очень хорошо, статистика по ноотропам копится прямо сейчас), и тех немногих, кто будет свой мозг ценить. Речь не идет о категоричной позиции, как у Павла Дурова. Речь о включении мозга о формировании трезвого отношения к цифровой наркоте, стимуляции и гигиене мозга (вместо текущего пофигистического). Хотя бы потому, что это окупается финансово! Я уже сейчас хорошо вижу, как компании натурально дерутся за тех, у кого голова пока еще работает.

Сегодня все напоминает ситуацию середины прошлого века в США. Когда общество достигло такого состояния изобилия, что заработать на еду перестало быть проблемой. И народ довольно массово начал переедать:

К вопросу о математических способностях студентов или как учить переполненный мозг - 22

Сейчас все очень похоже, но с едой для мозга. Еще 40 лет назад кино по выбору можно было посмотреть только в кинотеатре на другом конце города. Посмотреть фильм — было гурманство, как сходить в ресторан. Сегодня можно смотреть любые фильмы нон стоп (круглосуточный «ресторан для мозга» на дому). Естественно большую популярность набрал разнообразный фастфуд (разомните мозг, подставьте сюда свой пример).

В общем очень интересно ситуация развивается, параллелей масса!

К вопросу о математических способностях студентов или как учить переполненный мозг - 23

У людей, страдающих мозговым ожирением, в первую очередь снижается так называемое критическое мышление. Я был в шоке, когда в моем пусть довольно обширном круге знакомых обнаружились сравнительно молодые люди, на полном серьезе верящие в плоскую землю (здесь должен быть смайлик закрывающий лицо рукой). Это поколение черпает сведения об устройстве мира из соцсетей (ведь в YouTube ролике с 15 миллионами просмотров не может быть неправды, согласитесь), что резко поднимает их важность и влияние. Показательно, что в топ соцсетей мира с недавних пор входят целых 6 компаний из Китая:

К вопросу о математических способностях студентов или как учить переполненный мозг - 24

Это очень серьезная заявка с точки зрения влияния на аудиторию. При этом интересно, что Douyin — это китайская версия TikTok (технически платформа одна). Но в китайском Douyin существует верификация возраста, и для не достигших 14 лет можно смотреть котиков и выступления k-pop групп всего 40 минут в день. А ночью подросткам смотреть Douyin нельзя вообще. О том, какой в Китае лютый фашизм по отношению к детям, пожалуйста, пишите в комментариях, но совершенно очевидно, что зависания в Tiktok для подростков — это экспортный продукт Китая. 

Вообще, люди в массе своей, увы, слабы. И если государство не ограничивает (через акцизы, рекламу и прямые запреты) спиртное, курево, азартные игры или наркотики, то количество людей, спускающих на этом деньги, здоровье и жизнь резко возрастает. Желающие могут поинтересоваться, как ограничивает алкоголь Финляндия или как называют разрешение открывать казино в резервациях индейцев США и т. д. Там очень много интересного и поучительного.

В Китае у 98% детей и подростков с 9 до 19 лет за сравнительно короткий срок появились смартфоны, и игромания приобрела характер эпидемии, которая резко усилилась во время ковида. В итоге с 1 сентября 2021 года в Китае ввели следующие ограничения:

  • Дни с понедельника по четверг объявили свободными от игр для не достигших 18 лет

  • В пятницу, субботу и воскресенье (и по праздникам) для игр выделили час в день в одно и то же время с 20 до 21 (чтобы никому не было обидно — все играют одновременно).

  • Ответственность за все эти ограничения возложили на компании (то есть все ограничения за их счет не только в плане недополученной прибыли, но и в плане дополнительных организационных затрат на верификацию).

  • В китайских версиях игр кровь зеленая, а убитые встают на колени, машут рукой и растворяются (что ближе к происходящему в реальности повторному входу в игру).

  • Также в китайской версии Steam всего около 100 игр… Понятно, что многие китайцы играют через обычный Steam через интернет, но реально VPN — это задержки, и сдерживающим фактором это является.

В сентябре прошлого года в сети было полно панических постов о том, как сильно провалились акции Tencent (одного из крупнейших производителей игр в Китае) и как все будет плохо. По факту проседание очень небольшое, т. е. производители перестроились и нашли способ зарабатывать на студентах на старшем поколении (ибо и до ввода ограничений школьники приносили менее 5% дохода их геймдева) и на внешних рынках. Та же Tencent купила «нашу» 1C Entertainment и еще несколько известных студий геймдева, так что китайцы активно расширяются и внутри, и вовне.

Но ограничения у китайских школьников не только со стороны производителей игр, но и со стороны школы, ибо школьная нагрузка у них иногда совершенно зверская. Если вы не знакомы с китайским образованием, рекомендую посмотреть короткий ролик (15 минут, 730 тысяч просмотров), в котором китаянка, учившаяся в России, на неплохом русском и с юмором рассказывает, чем китайское образование отличается от русского:

Если кратко — в Китае выстроена мощная и крайне жесткая иерархическая система подготовки школьников, где если не тянешь — свободен. Иди на завод, тупой неудачник! Как следствие, существуют специальные школы для подтягивания отстающих, в которых для школьников вводится жесточайшая дисциплина (дословно «с 5 утра до 10 вечера ни одной свободной минуты в распоряжении школьников»). И они реально учатся и затаскивают. Как одержимые. Кого это закономерно пугает — держите следующее видео, заголовок которого Одержимый Китай // Русский пофигизм нас спасет, где китаянка считает, что китайцам неплохо бы быть немного более пофигистичными (и это правда!). А то они фигачат, фигачат и еще раз фигачат.

С моими личными впечатлениями это весьма соотносится. Помню в университете Аризоны (который по числу студентов, на секундочку, в 2 раза больше МГУ) в лаборатории компьютерной графики в 9 вечера тамошний профессор мне с гордостью демонстрировал китайских аспирантов, которые фигачили. У них в лаборатории была своя большая кухня и диваны, на которых можно было заночевать. Идеальные условия для китайских аспирантов. И они регулярно там ночевали.

На конференции крупной китайской компании в Питере месяц назад, когда в конце всех повели в понтовый китайский ресторан, я попал за один столик с менеджером-переводчицей, которая 7 лет отучилась в Китае (год подготовки + бакалавриат + магистратура). Мне были очень интересны ее впечатления. Она училась в университете второго-третьего эшелона, но условия были по сравнению с нашими вузами и их общагами строжайшие. Всех строили и нагружали учебой от и до. Преподаватели требовали очень серьезно, а несправляющихся отчисляли быстро и легко. Через некоторое время мы будем наблюдать результаты огромной разницы «у них» и «у нас». 

Впрочем, пора плавно вернуться к нашим школьникам. Среди моих знакомых есть молодая девушка, которая сейчас учится в вузе. В каком-то смысле ей «не повезло», она очень любит читать (и даже немножко пишет), в итоге она пошла в педагогический и недавно попала на практику в обычную школу. Впечатления были сильнейшие. Говорит, это какой-то кошмар. Ни учителям, ни детям учеба нафиг не сдалась. Учителя замучены дебильной отчетностью и постоянной сменой учебников (которые становятся все хуже и хуже). А школьники озабочены чем угодно, но точно не своим образованием. Их мозг УЖЕ ПЕРЕПОЛНЕН. Учителям крайне сложно что-то долить в переполненную чашу. Причем массовый переход к разного рода тестированиям сильно усугубляет ситуацию, поскольку стимулирует натаскивание, а не реальные знания. Конечно, есть заметное количество учителей (завучей, директоров), которые героически сопротивляются деградации системы, но силы явно неравны.

Например, большая проблема школ сегодня — это то, как внедряется цифровизация. Когда учителя натурально дерутся кому достанется проектор на урок (ибо работающих проекторов катастрофически не хватает), но при этом у школы есть профинансированный федеральной программой закрытый на ключ класс с VR-шлемами. На сайте Минпроса в нацпроекте «Цифровая образовательная среда» декларируются такие цифры показателей к концу 2024 года:

К вопросу о математических способностях студентов или как учить переполненный мозг - 25

Обратите внимание — именно 29586 школ, не 29 тысяч, не 30 тысяч, а ровно 29586. Именно достижение такого высочайшего уровня планирования (намного более точного, чем в большинстве компаний) позволяет ожидать, что цифровизация школ в отчетах будет на недосягаемой высоте, а считать в уме школьники гарантированно разучатся. Даже наша самая государственная Российская газета в статье «Эксперт рассказал, почему простаивает VR-техника в школе» пишет, что у четверти школ просто нет админов, чтобы эту технику включать и обслуживать (админ нынче дорог). Но кого и когда это останавливало? Ведь главное — отчитаться. Забавно, что на ютубе есть снятый ~35 лет назад ролик «Цифровизация образования», рассказывающий в юмористической форме о том же самом — установке в школах дорогой в обслуживании техники, которая фактически снижает реальный уровень образования, зато позволяет красиво отчитаться. Посмотрите, не пожалеете (4 минуты)! Пожилые учителя утверждают, что процесс идет уже больше 50 лет и нет никакой надежды, что ситуация изменится. 

Из хорошего: деградация школы вызвала заметный спрос на нормальное образование. Помимо большого количества частных школ с ценником от 30 до 200 тысяч в месяц за ученика, есть и большое количество «инициатив снизу» в обычных школах. Например, можно выделить Русскую Классическую Школу — очень интересный проект, в котором участвует более 100 школ. Они заметили, что если школьники изучают предмет на спешно подготовленных учебниках с рисунками в диснеевском стиле (кстати, а в этом их надо срочно менять на что-то ультра патриотическое ибо кто-то зарабатывает с их замены) с огромным количеством ошибок и методически непродуманном подходе, то эффект в плане знаний школьников получается намного хуже, чем при обучении на основе учебников 100-летней давности с черно-белыми картинками, но без ошибок и с глубоко выверенной подачей материала. Да-да-да. Старые методики, которые использовал еще Рачинский, я уж молчу про Ушинского и прочих классиков — таки реально работают до сих пор. Особенно если начинать с дошкольного возраста, а у РКШ подготовлены великолепные методические материалы, последовательно развивающие детей с 4 лет и далее.

Очевидно, подобные поползновения должны быть как серпом по пальцам для МинПроса, и министерство будет решительно бороться с подобным вольнодумством. Нелишне вспомнить, что и Ушинского в свое время обвиняли в вольнодумстве и непочтительном отношении к начальству (какой ужас!), а психология наших бюрократов совершенно не изменилась со времен Салтыкова-Щедрина. Впрочем, для нас главное — знать, что альтернатива глубоко цифровизованной школе есть, и максимально поддерживать подобные здравые инициативы, параллельно с грустью наблюдая, как производные ChatGPT превращают в тыкву заточенное на тесты образование.

Еще раз подчеркну: проблема не в ослаблении математики. Математические задачи — это просто способ сравнительно легко измерить и сравнить школьников или студентов. Проблема в общем снижении способностей к абстрактному мышлению вообще и к созданию алгоритмов в частности.

После очередной лекции, где я помянул современные тенденции, ко мне подошел студент, ощущающий симптомы «цифрового ожирения», и спросил, как ему быть? Я дал советы (цифровая гигиена, все дела), но прямо по глазам было видно, что следовать советам ему будет тяжело. Можно ли что-то с этим сделать? Безусловно! Есть такая книжка «Сила воли / Как развить и укрепить»:

К вопросу о математических способностях студентов или как учить переполненный мозг - 26

Ее автор — профессор Стэнфордского университета Келли Макгонигал. Характерно, что, когда она начала читать этот курс в университете в рамках программы дополнительного образования, ей пришлось 4 раза заказывать аудитории все большего и большего размера. Ибо прибывающие желающие просто не помещались. Причем шли послушать не только студенты, но и учителя, спортсмены, врачи, предприниматели. Причем профессор Макгонигал не только читала лекции и давала домашние задания, но также активно собирала обратную связь о том, какие стратегии реально работают у аудитории, а какие не очень. Соответственно, у меня для вас две новости: хорошая и плохая. Плохая в том, что универсальной стратегии не существует (ибо люди разные, у каждого есть какие-то свои сильные и слабые стороны). А хорошая в том, что для подавляющего большинства людей можно подобрать персональную стратегию. Ибо сила воли — это мышца (да-да, снова, как и у предыдущих авторов книг про мозг!), и если эту мышцу качать — она таки прокачивается. Интересно, что читая книгу несложно заметить, как популярные у молодежи темы (типа «забей на все и люби себя таким, какой ты есть») являются идеальными стратегиями, ведущими к полной атрофии этой самой «волевой мышцы». Зато как популярны рекламирующие эти стратегии паблики! Но для думающих людей осознание этих моментов — реальный шанс. Благо примеров слабой воли вокруг сегодня много. Используйте этот шанс!

Набросаем краткие выводы из вышесказанного:

  1. Господа! Не надо агитировать людей вокруг против цифрового ожирения (как и против обычного). Вы только столкнетесь с агрессией. Да, мы, умеющие внимательно читать, помним, что агрессия — это один из признаков цифровой деменции, но это не повод вызывать огонь на себя. Самое главное (и сложное) изменить СВОЮ жизнь и СВОИ привычки. Ибо кто предупрежден, тот вооружен. Продолжительность жизни растет. И да накроет вас деменция позже!

  2. В ближайшие годы процент людей с хорошими способностями к абстрактному мышлению (например, ученых или software architect) у нас заметно упадет. Тревожные голоса об этом раздаются уже давно, но система управления нашим образованием, к великому сожалению, устроена таким образом, что эти сигналы до мозга динозавра центров принятия решений не доходят и в ближайшие годы не дойдут. Это не повод опускать руки. Наоборот, это значит, что и семьям, и компаниям, и каждому думающему нужно, не теряя времени, разрабатывать и воплощать собственные стратегии, которые будут способствовать вашей большей успешности. Начните использовать мозг по назначению прямо сейчас! Станьте теми единицами (с потока), у кого гугл мозг не заменил!

  3. Китайцы захватят мир. Я с большим интересом слежу, как китайцы первыми в мире начали регулировать область цифровых наркотиков. Учитывая, что и образование, и наука у них управляются заметно мудрее, чем у нас (отдельный большой вопрос — почему), можно уверенно прогнозировать большой успех китайских технологических компаний в ближайшие годы. В науке, кстати, у них большие успехи уже сейчас.

Резюмируем также упомянутые книги:

  1. Манфред Шпитцер «Антимозг. Цифровые технологии и мозг, что нам мешает быть умнее» — очень мотивационная книга, где профессор Шпитцер пытается спасти вас и ваших детей. Если вам не хватает мотивации — начните с нее. Кстати, хорошо видно, что за 10 лет с момента ее написания ситуация существенно усугубилась.

  2. Торкель Клингберг «Перегруженный мозг. Информационный поток и пределы рабочей памяти» — самая научная из рекомендованных книг. Концептуально профессор Клингберг говорит о том же, о чем и предыдущий автор, но более научно, четче раскладывая все по полочкам, с похожими выводами и рекомендациями. Всем прокачавшим мозг выше среднего.

  3. Дэйв Эспри «Биохакинг мозга. Проверенный план максимальной прокачки вашего мозга за две недели» — единственная книга в этом коротком списке не от профессора, а от предпринимателя-миллионера. Поэтому он будет по привычке продавать вам не только свою историю, но свой особый кофе. Но если читать как исповедь наркомана (долго сидевшего на ноотропах), то прям местами пробирает.

  4. Келли Макгонигал «Сила воли. Как развить и укрепить» — крайне полезная и практичная книга, которая непосредственно к прокачке мозга не имеет отношения, но которая очень четко показывает, почему люди приобретают лишний вес. Ее советы точно помогут в успешном практическом применении рекомендаций по борьбе с цифровым ожирением предыдущих авторов.

Все эти книги легко находятся в электронном виде, но я рекомендую их купить. Это опять психология. То, за что вы отдали пусть даже эквивалент пары чашек кофе, имеет больше шансов на применение, чем то, что получено с торрента/флибусты. Считайте это потенциально крайне успешной инвестицией в себя. И своими руками (с головой) сделайте эту инвестицию реально успешной.

К вопросу о математических способностях студентов или как учить переполненный мозг - 27

Всем успешного обновления прошивки! 

Ибо это очень актуально сегодня. Я постепенно прихожу к выводу, что подавляющее большинство проблем человека происходят от неспособности своевременно понять причинно-следственные связи. Усугубляет ситуацию то, что наша психика склонна находить причины вовне, обвиняя друзей, родителей, начальство, систему и лично Пу... Пу… Пу… (простите!) Пушкина с Байденом во всем. Суровая правда в том, что большинство проблем человек создает себе сам. И люди живут со своими проблемами годами, не только не решая, но и своими действиями усугубляя ситуацию. Знакомый врач говорит, что если бы люди видели последствия своих поступков, то многих болезней (типа, сахарного диабета) не существовало бы в принципе, а продажи чипсов с колой курева с алкоголем сильно бы упали. Но люди таковы, каковы они есть. И грядущее массовое цифровое ожирение не только увеличит число сторонников Теории Плоской Земли, но и заметно усугубит способность людей осознавать и решать свои проблемы. А способность явно видеть причинно-следственные связи решение проблем упростит. Берегите свой важнейший орган (подсказка: под шапкой между ушами). Он вам еще пригодится!

Недавно в коридоре встретился с профессором кафедры ММП (самой нейросетевой кафедры нашего факультета). Посетовал ему, что совсем плохо с уровнем студентов стало. А он и говорит:
— Дмитрий! Воспримите ситуацию, как знак свыше!
Я такой:
— Что вы имеете ввиду?
Он:
— Это потерянное поколение. Не набирайте никого. И напишите, наконец, докторскую.

Хожу теперь… Думаю… Так знак свыше это был или не знак? 

Пожелаю всем дочитавшим умных коллег и начальников, сообразительных детей, талантливых подчиненных и самое главное — чтобы ваш мозг не был перегружен информацией и эффективно работал в режиме генерации и воплощения классного нового!

Stay tuned!)

Благодарности

Хотелось бы сердечно поблагодарить:

  • родной МГУ за великолепную школу научной работы,

  • отдельно за ценнейшую обратную связь хотелось бы поблагодарить Александра Дьяконова, Антона Конушина, Ярослава Холодова, Владимира Фролова, Александра и Михаила Черных и Анастасию Анциферову, которые сделали очень много для того, чтобы эта статья стала лучше,

  • и, наконец, огромное спасибо Константину Кожемякову, Алексею Брынцеву, Дарье Церех, Егору Кашкарову, Андрею Акифьеву, Федору Притуле, Максиму Великанову, Антону Конушину и Егору Чистову за большое количество дельных замечаний и правок, сделавших этот текст намного лучше!

Автор: Dmitriy Vatolin

Источник


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js