Как создать тематическое медиа с нуля и без бюджета

в 8:58, , рубрики: Европа, запуск проекта, Медиа, Новости, словакия, сми в интернете

Примерно год назад небольшая компания единомышленников решила разнообразить свою профессиональную деятельность и начать практически на ровном месте эксперимент по созданию с нуля и без бюджета небольшого тематического медиа.

Ряды единомышленников состояли из главного редактора регионального интернет-журнала, его техдира, главы региональной же студии веб-разработки и столичного пиарщика. Все мы были плотно заняты в своих основных проектах и компаниях, но очень хотели: а) попробовать поработать вместе; б) сделать новый проект.

Оба этих желания разрешили нам закрыть глаза на изначальные минусы — отсутствие времени, бюджета и полную авантюрность всей затеи.

Что делать?

Всем нам интересно было сделать именно контент-проект: так или иначе, двое из команды всегда имели дело именно с контентом, а еще двое в полной мере понимали, чем он хорош.

Вопрос был в выборе направления — что за контент. Ведь проекты, делающиеся не на заказ, должны, как минимум, приносить удовольствие от процесса производства.

Кроме отраслевых тематик типа интернета, рекламы и т.д., это конечно же были еда и путешествия (спрашивается, а кому про это неинтересно?).

После отсева выжила тема путешествий, как потенциально трендовая в долгосрочном периоде.

  • Представить в октябре 2013-го, что весь следующий год российских туристический рынок и тема выездного туризма будут валиться, на тот момент мы конечно же, не могли…


Остановившись на путешествиях, стали выбирать узкую тематику — делать сборник «о туризме вообще» в нашем случае было бы бессмысленно.

Можно было пойти по пути географической привязки, можно — тематической, например, все про ту же еду. Даже накидали кучу вариантов названия проекта, типа «Лось и лосось», «Олень и пельмень», «Иван Лазанья», «Барсик и беляш», ну и т.д. Но будучи честными людьми, решили отложить еду на будущее — писать о еде в путешествиях вприглядку нельзя, соответственно, сразу понадобилось бы провести большую работу с привлеченными авторами.

Оставалась география. Наши сердца давно были отданы Европе, как вместилищу множества прекрасных вещей — от архитектурных и культурных до гастрономических и пивных. Вопрос был в том, какая именно из стран должна стать объектом нашего внимания.

Так как половина нашей команды последние 10 лет занималась именно региональным СМИ, именно в этом направлении мы и смотрели. Ибо «сайт для туристов» — хороший жанр, но имеет свою специфику. Вкратце — контент для него надо либо собирать на месте, либо бесконечно рерайтить уже имеющийся в доступе. Рерайтить нам было скучно. Поэтому мы начали искать новостную нишу.

И если сайтов для туристов много, то новостных сайтов о странах на русском языке существует гораздо меньше, если не сказать совсем нет. Оно и понятно — монетизация проблемна, поток читателей будет меньше. Это с одной стороны. С другой стороны, масс-медиа в классическом смысле — потенциально гораздо более долгоиграющая, разнообразная и интересная история, чем просто тематический сайт.

Перебрав все страны, остановились на Словакии. Почему она? Объективное тут наложилось на субъективное.

а) Субъективное — пару лет назад двое из нас побывали в Словакии и остались в полном восторге от страны. Здесь очень доброжелательны по отношению к русскоязычной публике, в ней заинтересованы и для сотрудничества с ней очень открыты. Соответственно, сюда имеет смысл еще и инвестировать. А любому потенциальному инвестору нужно получить достаточное количество информации о стране. Это возможность для нас получить качественную и лояльную аудиторию, которая придет за новостями.

  • Кстати, в Словакии сейчас одно из самых лояльных в Европе законодательств по отношению к бизнесу — там легко открывать предприятия, что и демонстрирует последний рейтинг Doing Business. И если вы будете создавать в стране рабочие места, вас будут очень любить все — от кухарки до государства. Есть, конечно, свои минусы вроде не самого эффективного госсектора, о чем на днях заявили ОЭСР, тем не менее, они же говорят о том, что Словакия ушла дальше других стран ЕС от финансового кризиса 2008 г. А местный автопром в 2016 г. начнет производить Порш Кайены и кроссоверы Бентли.


б) Объективное. На русском языке про Словакию практически нет новостей (и не только новостей). Сейчас вся выдача забита Украиной и реверсом газа, до этого — хоккеем. Более-менее можно найти информацию по их многочисленным бальнеологическим и горнолыжным курортам — но не в новостях. В общем и целом, всего этого крайне немного. Поэтому довольно долгое время проект может работать на новостных переводах — пресс-релизы компаний, информация от всяческих органов, местные и неместные СМИ. Все это — “кормовой” контент, с которого можно будет начать, вникнуть в информационный поток, понять, что и как, постепенно начав дополнять новости статьями, интервью, обзорами и пр. материалами.

в) Словакия раскручена гораздо меньше Чехии (а тема регионального продвижения нам тоже исторически была очень интересна, так как все мы много чего делали в этом направлении по своему региону). Ее путают со Словенией (чему виной еще и словацкий вариант названия страны — Slovensko) Но это тот случай, когда делать что-то с нуля очень любопытно. В то же время, в русскоязычном поле существуют не только жители России, но и Белоруссия и Украина, которые в силу местоположения, о Словакии знают больше, и тоже попадают в число потенциальных потребителей информации.

г) Язык близок настолько, что даже не зная его, можно читать и переводить первоисточники. Плюс пользоваться английскими вариантами той или иной информации.

д) Круг тем. С одной стороны, в Словакии есть полный набор всяких европейских красот типа замков, с другой — она не завязана на туризм так, как например, какая-нибудь Черногория, где все крутится вокруг моря, и соответственно, новостной поток тоже весь будет про недвижимость, курорты и пр. В Словакии есть мощный автопром, сталелитейная промышленность, ИТ, представленный таким гигантом, как ЕSЕТ, культурная жизнь и так далее.

Были видимо, и еще разнообразные факторы, но перечислять их все будет довольно бессмысленно — путь, которым мы шли, в общих чертах понятен.

Практическая реализация

Для того, чтобы от слов все перешло к делу, был разработан план, включавший в себя несколько важных пунктов.

Пункт первый: понять, можем ли мы заручиться некой поддержкой от словацкой стороны. Для этого наш московский член команды перед Новым годом сходила на встречу в посольство Словакии в России. Там мы обозначили существование своей проектной команды, рассказали о том, что планируем делать и показали кое-какую аналитику касаемо интереса к Словакии в русскоязычных интернетах. Потом была еще пара весенних встреч, во время которых мы получили некое количество информации к размышлению и обещание устроить для нас пресс-тур по Словакии в сентябре 2014 г.

Название
После такого вдохновляющего начала, весной мы приступили к собственно разработке.

Определяясь с названием, решили сразу отстроиться от турсайтов, подчеркнуть информационную направленность и подсознательную узнаваемость. Отсюда — The Slovakia Times.

Собственно, само название влияло на другие вещи, например, айдентику — для опять-таки, поддержания традиционного духа, выбрали фрактуру:

image

  • Параллельно кстати, узнали, что «готический шрифт» (как любят называть фрактуру), традиционно связываемый с 3 Рейхом, в нацистской Германии был запрещен в 1941 г.


Вариант, существующий сейчас, не окончательный — со временем будем перерисовывать вручную.

Сайт
Сайт в первом приближении сделали месяца за три, постаравшись учесть в нем все те вещи, с которыми сталкивались на собственном опыте.

Нам, безусловно, очень повезло с высокопрофессиональной командой единомышленников, которая работала с нами на проекте. Кроме нас четверых, в разработке непосредственно были заняты два очень талантливых дизайнера с разными компетенциями и отличный верстальщик.

Изначально ориентировались на адаптивный дизайн, хотелось, чтобы получилось достаточно легко и юзабельно. Но в то же время, обладало привкусом консервативности.

Долго выбирали между двумя стратегиями — либо подгружаемая лента с крупными иллюстрированными анонсами в духе Look At Me, или более газетная мелкая сетка как у The New York Times. В конце концов, победил первый вариант. Региональную специфику как-то тоже хотелось подчеркнуть, поэтому в качестве фона выбрали тонированную монохромную панораму Братиславы, столицы Словакии. Показываясь в первом экране, далее фон плавно сходит на нет.

Вторая вещь, которую мы начали обсуждать в ходе работы над сайтом, и которая чуть не стала еще одним параллельным нашим проектом — это создание своего веб-редактора. Много работая с контентом, мы уже давно задумывались о некоем конструкторе, который позволил бы облегчить редакторам сложную верстку статей, когда в них есть цитаты, врезки, комментарии, слайдеры и прочая начинка. Нечто подобное делает для себя Look At Me в своем редакторе Article, но, к сожалению, пока они его не продают.

После разнообразных прикидок — есть ли смысл параллельно одной истории влипать в другую, гораздо более затратную и неочевидную — проект вебредактора мы пока отложили.

Для автоматизации работы удалось обойтись малой кровью. Наш технический директор нашел решение: оказалось, что в редакторе (CKEditor) есть штатная возможность написания плагинов для вставки готовых блоков в страницу. Ей мы и воспользовались, подготовив типовые “врезки” на разные случаи жизни.

image
Подобную же вещь мы потом реализовали и на другом проекте — оказалось очень удобно.

Конечно, у нас есть список того, что еще будет дорабатываться — очень важные для нас возможности по формату спецпроектов, лонгридов и т.д. Да и к теме специализированного веб редактора все-таки хочется вернуться. Потому как нам кажется, что для контентщиков подобные инструменты будут становиться все более востребованными, вопрос только в грамотных продажах и первоначальных — хоть и невеликих, но… — инвестициях в разработку.

Тем временем, в июле сайт в первом приближении запустился.

Контент
Определяясь с тем, какая информация должна быть на ресурсе, мы исходили из нескольких вещей.

Первая: мы отказались от политической тематики и происшествий. Издание ориентировано на деловую и туристическую тематику. Строго говоря, это та информация, которую вы хотели бы знать о стране, если планируете ехать туда отдыхать, лечиться, учиться, работать, делать бизнес, хотите вложить некое количество денег в предприятие или хотите понять, с кем и как там можно посотрудничать. Отсюда — поток из новостей, посвященных бизнесу, инвестициям, ИТ, недвижимости, достопримечательностям, еде, городам и т.д.

То, что не планировалось первоначально, и то, что все-таки решили сделать после некоторых раздумий — английская версия. Так как на английском информационных проектов о Словакии тоже раз-два и обчелся — The Slovak Spectator, thedaily.sk, вот собственно, и все. Остальное либо умерло, либо является неким тематическим подразделом на проекте “обо всем”. Поэтому решили, что английский вариант иметь в перспективе тоже неплохо.

Надо сказать, словацкие СМИ обладают некой отличительной особенностью. Часть их материалов, у того же The Slovak Spectator скрыта за пейволлом. Потому что именно Словакия оказалась родиной слонов, а именно компании Piano, которая сейчас активно раскручивает тему платной подписки во всемирном интернете.

  • Забегая вперед, скажу, что в гостях у Piano, равно как и в гостях у ESET, мы побывали в сентябре, и об этом мы обязательно напишем очень скоро и здесь, и на The Slovakia Times.


image

Соответственно, эта тема дополнительно ограничивает количество доступных материалов о Словакии в англоязычном вебе. С одной стороны, подписчики, приученные платить — это здорово, и если мы когда-нибудь будем делать словацкую версию проекта, мы обязательно опробуем пейволл. Но в том, что касается англоязычных материалов, отсутствие закрытой части у нас — это пока скорее плюс, с точки зрения получения доп. трафика.

Что же касается контента в принципе, то здесь мы сейчас решаем несколько проблем роста.

Первая проблема — поиск даже новостного контента занимает очень много времени. Это два неродных языка — словацкий и английский, которыми оперировать дольше, особенно журналисту, накрепко привязанному к русскому языку и не дружащему с английским. Тем не менее, спасибо онлайн-переводчикам, процесс идет, плюс на днях мы планируем начать учить словацкий с преподавателем.

Есть и технические моменты вроде того, что мониторинг Google News не всегда эффективен в ситуации, когда Google News Slovakia в природе отсутствует, а остальная региональная выдача носит весьма специфический характер (все те же перекосы то в газ, то в хоккей, то бессмысленные упоминания в списочных перечислениях европейских стран). Для того, чтобы набрать пул подписок на новостные источники вроде организаций, учреждений, компаний и прочих ньюсмейкеров, требуется время.

Ну и когда хочется создавать уникальный контент, создавать его удаленно и с носителями другого языка конечно же, сложнее, чем выходя на улицу своего города. Спасает то, что в ситуации, когда по стране просто нет сформированного информпотока, можно начать и на пресс-релизах-новостях-переводах.

Перспективы

Обещанный нам весной пресс-тур перенесся на весну 2015 г., тем не менее, мы решили съездить в Словакию сами — чтобы понюхать воздух, набрать некоторое количество контента для постепенной переработки и выкладки и завести какие-то знакомства. Это мы и сделали в сентябре 2014-го:

image

В том, что мы двигаемся в правильном направлении и то, что мы делаем, востребовано, мы убедились, но в то же время, финансовые перспективы проекта пока продолжают оставаться туманными. У нас есть некие планы на этот счет, которые мы хотели бы озвучить по факту — когда уже получится/не получится.

Задачи на ближайшее время — наращивать количество материалов, посещаемость, узнаваемость — в общем, много рутинной долгоиграющей работы, которая позволит заложить прочную основу под всю эту конструкцию. Следующий момент — после некоторых колебаний, мы решили зарегистрировать СМИ, что решает вопрос статуса представителей издания. Ну и по нашему опыту — любой хороший проект такого плана — живой организм, в который нужно вливать силы, смотреть за отдачей и корректировать курс/форму/содержание в зависимости от ситуации.

Про деньги и перспективы отдаленные
Так как эти вопросы все равно так или иначе будут заданы.

На что делается проект? На личные средства участников, включая их личное время. В силу того, что свободных финансов выделить много нельзя, выделяются силы. Их не так много, и проект двигается достаточно медленно.

С другой стороны, перед нами не стоит задачи вывести “за три месяца что-то куда-то”, мы знаем, что органический рост — штука медленная, и тут надо “стричь и поливать”. Быстрее можно в случае, если появится инвестор.

Появится ли инвестор? Думаем, что нет, по крайней мере, пока. Проект достаточно локальный, его аудитория будет исчисляться, в лучшем случае, десятками тысяч. Тем не менее, как рекламная площадка узкой направленности он, скорее всего, состоится — в части тех же b2b услуг.

В этом качестве он в перспективе, может быть продан кому-то, кто уже владеет медиа-проектами и захочет расширить свой пакет. Еще один вариант развития событий — это сетевое развитие проекта. То есть, создание локальных площадок по другим странам Европы. Но оба эти варианта будут сильно зависеть от геополитической и экономической ситуаций.

Для чего мы делаем этот проект?
Начавшись с желания “поработать вместе”, проект показал нам, чем именно мы хотим в дальнейшем заниматься, и куда развиваться. Это направление — создание заказных контент-проектов либо создание проектов на продажу, либо комплексные проекты на стыке веба, контента, PR и маркетинга. Сейчас мы пробуем варианты взаимодействия, разные инструменты, разные площадки, нарабатываем опыт совместной работы и прикидываем варианты превращения всего этого в проектное бюро.

***
Сейчас, спустя год после начала движений и подводя своеобразные итоги, мы решились рассказать о проекте здесь. Потому что несмотря на всю медийную привязку, мы, наверное, в большей степени, айтишная команда. И мнение коллег по цеху для нас важно, интересно и очень востребовано.

Есть много всяких вещей, которые нельзя упихнуть в один текст, и конечно же, очень многое из всяких околопроектных размышлений и прикидок здесь остается за кадром. Поэтому если этот пост покажется вам интересным — пишите в комментариях, о чем еще вам хотелось бы узнать.

Автор: pr_fea

Источник


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js