Госдума отложила законопроект по сбору биометрии в банках на неопределенный срок

в 10:07, , рубрики: банки РФ, биометрия, Законодательство в IT, информационная безопасность, Россия
Госдума отложила законопроект по сбору биометрии в банках на неопределенный срок - 1

Законопроект об обязательном сборе биометрических данных в банках с передачей их в единую биометрическую систему отложили на неопределенный срок. Этот документ был принят Госдумой в первом чтении в июле 2019 года.

В 2020 году власти РФ не планируют принимать радикальных решений по вопросу использования биометрии, несмотря на то, что Банк России крайне заинтересован в принятии законопроекта. При подготовке его ко второму чтению у силовых структур и представителей бизнеса появилось много вопросов. В частности, банки, согласно документу, обязаны нести расходы на закупку оборудования.

«Мы приостановили принятие законопроекта в связи с тем, что аккуратно стараемся относиться к принятию цифровых законов. Известно, что и финансирование цифрового направления в национальных проектах идет медленнее, чем в других направлениях, и многие законопроекты медленнее принимаются. Это связанно с тем, что тема непростая, прежде всего связана с защитой прав граждан, защитой персональных данных, и с защитой бизнеса тоже», – сказал председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

Сам документ добавляет поправки к закону «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Поправки предусматривают сбор биометрии при открытии счетов вкладчиками в банках и их филиалах. Кроме того, авторы законопроекта считают нужным конкретизировать внутренние подразделения банка, в которых последние обязаны обеспечивать сбор биометрии.

Финансовые организации также смогут использовать информации о биометрических данных клиентов, полученных из единой биометрической системы (ЕБС) для проведения любых банковских операций и сделок с клиентами-физлицами.

К созданию ЕБС власти приступили в 2016 году. Эта система будет использоваться для удаленной идентификации клиентов банков — например, после регистрации на портале государственных услуг и сдачи биометрических данных. Последние представляют собой изображение лица и образец голоса. Как только данные сданы, клиент банка получает возможность пользоваться услугами удаленно, включая открытие счетов, получение кредитов и переводы.

Систему начали тестировать в декабре 2017 года. Создание ее оценили в 247,6 млн рублей, не считая расходов самих банков на оборудование. В РФ система начала работать с 30 июня 2018 года, поскольку для этого требовалось внести поправки в закон о противодействии отмыванию доходов, имеющих отношение к идентификации клиентов в банках. Оператор ЕБС — «Ростелеком».

Для идентификации пользователей, как уже говорилось выше, изначально планировалось использовать изображение лица и образец голоса, добавив в дальнейшем дополнительные показатели. Это может быть рисунок вен, радужной оболочки глаз и т.п. Кроме того, Минкомсвязи предложило еще и дополнительно вносить в систему данные о номере телефона и электронной почте россиян. В сентябре прошлого года эти данные получили статус официальных идентификаторов.

Как оказалось, банки не смогли справиться с требованиями сбора биометрической информации. Их обязали собирать данные с 2018 года, но на данный момент сбором занимается лишь 40% отделений банков России.

Для того, чтобы упростить задачу, регулятор планирует освободить некоторые отделения банков от этой обязанности. ЦБ планирует освободить от сбора биометрических данных операционные кассы вне кассового узла, а также мини-офисы банков, где работает всего один сотрудник. Для проведения операций с биометрическими данными нужно как минимум двое сотрудников. Кроме того, законопроект предусматривает отсрочку обязанности сбора биометрических данных в ЕБС для банков с базовой лицензией.

Проблема со сбором данных еще и в том, что банки не всегда справляются с утечками. Так, в конце октября 2019 года был обнаружен архив, который содержит, кроме персональной информации, еще и записи разговоров клиентов Сбербанка с технической поддержкой. Это, фактически, образцы их голоса.

Автор: marks

Источник


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js