«Медиа-Коммуникационный Союз» занялся либеральным регулированием мессенджеров

в 4:47, , рубрики: Вадим Ампелонский, Госвеб, законотворчество, интервью, Медиакоммуникационный союз, мессенджеры, провайдеры, Роскомнадзор, сотовые операторы, Текучка, телеком, метки: , , , , , , , , , ,

Пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский дал интервью телеканалу «Россия 24», где рассказал, как индустрия поможет мессенджерам:

«Речь ни в коем случае не идет о том, что [мессенджеры] должны быть заблокированы, и ни в коем случае речь не идет о том, что спецслужбы или какие-то другое государственные органы должны получить доступ к частной переписке наших граждан», — сказал Ампелонский (мессенджеры обсуждают с 9:20 мин в ролике ниже). Предложения по регулированию мессенджеров в России подготовит «Медиа-Коммуникационный Союз». Позицию МКС внесут в Госдуму или направят в Минкомсвязь (Роскомнадзор находится в ведомости этого министерства).

Среди других тем интервью:

  • Иностранцы в СМИ — 80% из тех, кто обязан отказаться от собственников-иностранцев, уже уведомили Роскомнадзор, что активы переведены на русских собственников.
  • Блокировка RuTracker — эффективна.
  • Пропаганда средств обхода блокировок незаконна. Решения о запрете инструкций примут суды. Предположительно в российских провинциях таких решений вынесут больше.
  • Борьбу с программами обхода в РКН воспринимают как вечный процесс: «Это будет бесконечная гонка, игра в прятки, в которую мы как государственный орган ввязываться не хотим» (РКН — часть исполнительной власти и выполняет задачи вышестоящих органов или законодателей, вне зависимости от собственных желаний).

«Медиа-Коммуникационный Союз» — это отраслевая организация, в которой представлены операторы связи, правообладатели, вещатели и крупные сейлз-хаусы, но не разработчики мессенджеров, даже российские. Учредителями Союза в 2014 году стали: «Национальная Медиа Группа», «Ростелеком», «МегаФон», МТС, ВымпелКом (розничная марка в РФ — «Билайн»), ТрансТелеКом, «ЭР-Телеком Холдинг» (розничная марка Дом.ru), «Газпром-Медиа Холдинг», «Национальная спутниковая компания» и АО «Цифровое телевидение». Теоретически участники Союза выпускают тестовые-мессенджеры, но популярность операторских решений ускользающе мала. По рейтингам россияне предпочитают (в разных регионах РФ свои лидеры): Viber, WhatsApp, Skype, QIP, Facebook, проекты Mail.ru Group («Mail.ru агент», «Одноклассники», ICQ и VK). Число пользователей перечисленных сервисов измеряется миллионами, иногда десятками миллионов пользователей. Для сравнения, к 2016 году сотовые операторы провели лишь эксперименты с собственными мессенджерами. Так приложение лаборатории «Мегафона» «МультиФон» собрало от 100 до 500 тысяч установок по данным из статистики Google Play, эта разработка не обновляется с 2013 года. Создававшийся 2 года мессенджер сотового оператора МТС собрал в Москве и Подмосковье (в других регионах приложение не работает) от 10 до 50 тысяч установок на Android по данным из Google Play.

«Операторы связи задают государству вопрос: если нас лицензируют, если для нас введено достаточно жесткое регулирование, то почему для этих сервисов, которые являются нашими аналогами, работают поверх нашей инфраструктуры, не вкладываясь при этом в ее развитие, существуют определенные преференции?», — рассказал Амелонский.

Неделю назад Роскомнадзор поручил «Медиа-Коммуникационному Союзу» подготовить предложения по регулированию ОТТ-сервисов. «Over the top» — это формат предоставления услуг через интернет, где провайдер даёт обычное интернет-подключение и берёт абонентскую плату за него. Пользователь и выбранный им в интернете OTT-сервис не уведомляют провайдеров о своих отношениях. Никто из них не платит провайдеру дополнительно и за «развитие инфраструктуры», и за то, что интернет-сервисы иногда «являются аналогами» операторских услуг (например SMS). К ОТТ-сервисам относятся и мессенджеры, и неподконтрольные провайдерам интернет-кинотеатры. «Медиа-Коммуникационный Союз» уже готовит предложения по регулированию видеосервиса Netflix. Американский проект в январе объявил о начале работы в РФ, но полноценного присутствия в стране или каталога фильмов на русском у Netflix пока нет. Глава Роскомнадзора Александр Жаров хочет заранее поставить в равные условия и отечественные платформы и западные.

Роскомнадзор спросил у медиаиндустрии, как нужно регулировать работу Netflix

О планах по регулированию мессенджеров глава Роскомнадзора Александр Жаров заявил в декабре 2015 года. Чиновник примерил к мессенджерам нормы Закона «О связи». В Законе и приказах Министерства связи есть обязательства, которые исполняют сотовые компании и не исполняют мессенджеры. Например:

«Операторы связи обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи, а также иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами».

31 июля 2014 года Дмитрий Медведев уже подписал постановление по которому онлайновые «организаторы распространения информации» обязаны поставить и подключить оборудование и ПО для спецслужб.

Идея о том, что государственные органы РФ в будущем останутся без доступа к переписке в мессенджерах, взысканная пресс-секретарём Роскомнадзора 16 февраля по телевидению, не вполне подпадает под требования к сотовым операторам, которые по мнению главы РКН Жарова гипотетически могут стать модельными для норм регулирования мессенджеров.

15 декабря 2015: Роскомнадзор придумал, что мессенджерам нужны 7000 договоров с операторами связи и законодательный гос-антиспам → Roem.ru

На мобильных телефонах за внимание пользователей сегодня спорят мессенджеры и соцсети. Провайдер в чьей сети будет плохо работать тот же ВКонтакте моментально заработает себе дурной имидж самого «тормозного» продавца интернета в городе. Поэтому операторы связи охотно платят символические деньги за гарантированно быстрое подключение своего оборудования к соцсети. Провайдеры не заикаются о блокировке ВК. Продавцы интернет-доступа не жалуются, что ВКонтакте не даёт им ни копейки на «развитие инфраструктуры», а сами покупают интернет-канал и предоставляют его конечным пользователям.

Трафик ВКонтакте одновременно подорожает и подешевеет для провайдеров

Аудитория независимых от операторов мессенджеров сопоставима с соцсетями — приложения для связи объединяют больше собеседников, чем крупнейшие сотовые операторы. 700 миллионов абонентов в China Mobile — это заметно меньше, чем ежедневный миллиард пользователей одного лишь WhatsApp. 20 млрд отправленных каждый день во всём мире SMS (где существенную часть составляют сообщения от интернет-сервисов) — вдвое меньше, чем 42 миллиарда ежедневных сообщений в WhatsApp.

Разница между мессенджерами и соцсетями, с точки зрения операторов, может заключаться в том, что у соцсетей масса разного контента. Мультимедийное потребление выталкивает пользователей на чуть более дорогие тарифные планы и высокоскоростные подключения. Нападать на соцсети — глупо. Полезнее даже доплачивать соцсетям, как за возможность «развития собственной инфраструктуры» в будущем, вслед за растущим спросом абонентов на широкополосные подключения. Мессенджеры же делают глупыми традиционные SMS, а иногда и звонки. У операторов нет оснований ждать ренесанса SMS — одно сообщение такого формата сегодня стоит, как месяц общения через мессенджер.

Из статистики редакторов Роема известно, что установленный у нас Slack требует ~ 17 Мб данных в месяц, а WhatsApp — ~ 11 Мб за три месяца. По действующим тарифам сотовых операторов — такой объём данных стоит несколько рублей. Дорогое интернет-подключение никому из абонентов мессенджеров не нужно. Объём передаваемых данных слишком маленький чтобы скорость имела значение, операторская инфраструктура для передачи подобных объёмов данных развёрнута ещё с десяток лет назад.

Пользователь мессенджера пошлёт SMS лишь в крайнем случае, когда не сможет связаться через приложение. Роскомнадзор не взял во внимание ресентимент сотовиков и передал разработку законодательства о мессенджерах Союзу операторов. Это здравая идея. Ведомство обязано подвести программы для связи под законодательство РФ, как говорил Александр Жаров. Малоизвестное широкой аудитории название «Медиа-коммуникационный союз» позволит сотовикам спокойно писать нужные им нормы (именно им, так как разработчиков-мессенджеров или абонентов в Союзе нет). При этом в СМИ не будет пугающих для абонентов заголовков из серии:

«Билайн», «Мегафон», МТС и Tele2 хотят зарезать Viber и WhatsApp; Правительство подготовило подключение прослушки в мессенджеры.

В страшных для абонентов заголовках будет виноват абстрактный Союз. Причём его деятельность, скорее всего, не сможет заинтересовать даже Федеральную антимонопольную службу. Так как у самого Союза, консультационного органа и площадки для общения профессионалов, нет никаких коммерческих интересов в области связи.

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js