Как НСПК готовила инфраструктуру для перехода на удаленку

в 17:10, , рубрики: Блог компании НСПК (Национальная система платежных карт), мир, НСПК, удаленная работа

Хорошо известные всем события не обошли стороной и нас — 16 марта большая часть команды Национальной системы платежных карт (НСПК) – порядка тысячи сотрудников – перешла на удаленную работу. Конечно, для любой крупной компании такой переход – это очень большой вызов, и вы уже наверняка читали много кейсов на эту тему. Но многие компании могут позволить себе взять хотя бы небольшую паузу, чтобы перестроиться. А как это сделать операционному процессинговому и клиринговому центру (ОПКЦ) всех внутрироссийских межбанковских операций, который обрабатывает десятки миллионов транзакций в день и, разумеется, не может остановиться ни на мгновение? Что делать в первую очередь? Как решать вопросы с оборудованием и отстройкой рабочих процессов для самых разных подразделений? В итоге мы перевели большинство сотрудников на дистанционную работу, ни на секунду не останавливая процессы в ОПКЦ — и сейчас расскажем, как.

Как перевести на удалёнку 1000 человек меньше, чем за неделю

Готовиться к переходу на удалёнку мы начали в среду, 11 марта. Тогда мы понимали, что вероятность сценария, при котором сотрудникам придется работать из дома, высока, но предполагали, что у нас есть хотя бы неделя. В итоге все сложилось иначе, и уже в понедельник 16 марта большая часть сотрудников начала работать дистанционно.

В офисе остались те, от кого зависит принятие оперативных решений, и дежурные службы — например, в ОПКЦ, которые в принципе работают в любое время года, контролируя бесперебойность обработки всех операций. Но для ОПКЦ у нас есть системы мониторинга, которые позволяют контролировать процессы и гарантировать, что все идет в штатном режиме. Поэтому все процессы по обработке транзакций идут в абсолютно штатном режиме, и непринципиально, тысяча человек находится в офисе или десять. Для тех, кто остается в офисе, компания закупила «продвинутые» медицинские маски, постоянно обрабатываются все поверхности и принимаются другие профилактические меры.

Как НСПК готовила инфраструктуру для перехода на удаленку - 1
Юрий Мищенко, начальник управления инфраструктуры Департамента ИТ (ДИТ)

«Из примерно 1000 человек, работающих в компании, к удалёнке технически было полностью готово около 150 айтишников. Еще около 150 человек – это департаменты маркетинга и развития бизнеса – тоже могли работать удаленно довольно комфортно, т.к. основные инструменты для них – это почта и телефон. Таким образом, нам нужно было организовать удаленку для оставшихся примерно 600 человек».

В сжатые сроки наша команда должна была решить несколько ключевых вопросов, и первый из них – выдержат ли такую нагрузку наши внешние каналы и оборудование? Ведь в обычное время основной объем данных замкнут на внутреннюю офисную сеть, а при дистанционной работе каналов связи офисной сети с высокой вероятностью бы не хватило. Всего у нас четыре таких канала от разных операторов, и в штатном режиме процесс расширения занимает 2-3 недели. В текущих условиях первый канал мы расширили еще до решения о переходе на удаленку, в пятницу, остальные – уже во вторник.

Как НСПК готовила инфраструктуру для перехода на удаленку - 2
Юрий Мищенко

«Следующий челлендж — стало понятно, что лицензий на VPN нам не хватит, у нас была лицензия на 200 удаленных подключений (в обычное время в среднем использовалось около 50), а теперь нужно минимум 600. К счастью, вендор позволил нам организовать безлимитные подключения. Мы также задумались о том, выдержит ли VPN десятикратный рост подключений и существенное изменение профиля трафика на периметре? Поэтому в пятницу и на выходных начали готовить инфраструктуру, добавили VPN-шлюзы, подготовили оборудование для обслуживания интернет-трафика».

Дальше встал вопрос в обеспечении железом сотрудников, которые удаленно никогда не работали

Как НСПК готовила инфраструктуру для перехода на удаленку - 3
Ольга Масленникова, начальник управления внедрения и сопровождения ИТ-решений Департамента ИТ (ДИТ)

«К счастью, НСПК довольно хорошо оснащена технически, и примерно четверть сотрудников уже была готова к удаленке, даже не готовясь к этому – поэтому еще в понедельник они смогли просто встать посреди рабочего дня, уйти из офиса и продолжить работать из дома. Еще у некоторых были рабочие ноуты, но не были настроены сервисы для удаленной работы – этот вопрос мы решили довольно оперативно».

Но что делать с остальными? У нас был запас лэптопов на складе под планируемое расширение штата, но их нужно было готовить с нуля — поставить винду, софт, VPN-клиент. Мы сумели автоматизировать этот процесс, и никаких сложностей не возникло – нужны были только две пары рук, которые приносили технику со склада, распаковывали, заливали ПО и отдавали в руки запросившим. Небольшой дефицит лэптопов все равно, к сожалению, возник. Тут помогли хорошие отношения с поставщиками и производителями техники, и буквально за полтора дня мы нашли подрядчиков, у которых на складе был запас ноутбуков.

Как НСПК готовила инфраструктуру для перехода на удаленку - 4
Юрий Мищенко

«Хотел бы поблагодарить наших поставщиков и партнеров – без их помощи все эти изменения было бы сложно так быстро и эффективно реализовать. В текущих условиях мы с ними работали на «честном слове», иногда в обход регламента и без необходимых бумаг – и это круто, что коллеги нам доверяют».

Сейчас, к концу недели, большая часть технических и операционных вопросов решена и поставлена на поток, идет «тюнинг».

Как НСПК готовила инфраструктуру для перехода на удаленку - 5
Ольга Масленникова

«Мы со своей стороны стараемся оптимизировать процессы прямо на ходу. Например, некоторым группам сотрудников, которым требуются сложные технические доступы, приходилось заводить по три заявки. Мы быстро сориентировались и реализовали комплексный сервис. Дело пошло быстрее. Я сама поражена, как быстро мы реагируем и насколько готовы к любым неожиданностям».

Учимся работать из дома

Вызов теперь заключается, скорее, в том, чтобы научить людей, которые не привыкли работать удаленно, отстраивать процессы в текущих реалиях. С этим очень помогают коллеги из HR и внутренних коммуникаций, которые оперативно делятся всей необходимой информацией, и руководство компании, которое оперативно принимает решение, чтобы бизнес-процессы не останавливались даже в таких условиях.

Нужно было объяснить людям из не-айтишных подразделений, как в принципе жить на дистанционке, что такое VPN и RDP. Учитывая достаточно большое количество организационных и технических мер, связанных с обеспечением информационной безопасности, это весьма непросто. Мы сделали инструкции, усилили поддержку на телефоне — и в итоге за два дня научили коллег пользоваться инструментами, которыми они не пользовались, находясь в офисе. Например, у нас на всех компах был предустановлен Skype для бизнеса — а многие об этом узнали только в день, когда анонсировали решение о дистанционной работе.

Сегодня рабочие встречи, включая разные комитеты, оперативные совещания, выступления топ-менеджмента у нас проводятся по скайпу или другим каналам. Еще, например, у нас есть чат-бот в Telegram, через который мы обычно решаем мелкие IT и бытовые вопросы в офисе – вчера вывели в прод новое обновление, которое поможет оперативно и без привлечения сотрудников решать вопросы, связанные с удаленкой.

Как НСПК готовила инфраструктуру для перехода на удаленку - 6
Юрий Мищенко

«В итоге, за пару дней сотрудники научились полностью функционально работать удаленно. Уверен, что после завершения истории с самоизоляцией и возвращения в офис, ландшафт офисной работы изменится, и подходы к организации работы тоже – случаи бывают разные, а компания должна продолжать работать».

Автор: nspk

Источник


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js