Шаблон интерфейса для «умного дома» на Ардуино

в 9:45, , рубрики: diy или сделай сам, умный дом

Здравствуйте. Целью написания данной статьи является желание поделиться с общественностью накопленной информацией и, конечно же, узнать что-то новое. Я опишу, как подключить ардуину к роутеру и как сделать шаблон веб-интерфейса для управления ардуиной, а точнее, для дискретного «дёрганья ножками».

image

Как это выглядит «вживую», можно посмотреть здесь.

Повествование будет вестись на основе популярного нынче роутера TL-MR3020 и Arduino Nano.

image

Подключаться ардуина будет к USB, вариант с UARTом хоть и проще, но всё же трудней. Такая вот суперпозиция )

Я предполагаю что у заинтересованных лиц уже есть роутер прошитый OpenWrt и установлен сервер (Lighttpd), поддерживающий PHP. Ну, или просто компьютер image

Если то — истина, тогда follow my way image

Подключение ардуино

Прошиваем пробный скетч

int led = 13; 
byte descript[5];

void setup()  
{   
  Serial.begin(57600);   
  pinMode(led, OUTPUT);       
}  

void loop()  
{  
 if (Serial.available()>4) // ждём дескриптор и нужный символ
 {
  if (Serial.read()=='Y') // проверяем первый символ, если это 'Y', то продолжаем принимать, если нет, то выходим из цикла чтения 
   {
    for (byte i=0; i < 5; i++)
      {
         descript[i] = Serial.read();  // добавляем символы в массив   
      } 
        
 if((descript[0] =='+') && (descript[1] =='=') && (descript[2] =='Z'))  // проверяем дескриптор
  {
   switch (descript[3])
    {
      case 'A':
      digitalWrite(led, HIGH);
      Serial.println("OK vkl"); // ответ
      break;
      
      case 'a':
      digitalWrite(led, LOW);
      Serial.println("OK otkl"); // ответ
      break;
     }
   }
   
  else // если символ был не 'Y', то очищаем буфер
    {
      for(byte i=0; i < 255; i++)
       {
         Serial.read();    
       } 
    } 
   } // конец if (Serial.read()=='Y')
  } // конец чтение порта 
}

Будем отправлять в ардуину запрос состоящий из дескриптора (Y+=Z) и управляющего символа (например, 'А'- вкл d13). Дескриптор позволит отфильтровать возможный мусор и исключит случайные срабатывания.

Ардуина обрабатывает управляющий символ внутри функции switch (например, включает светодиод) и рапортует о выполнении.

Подключаем ардуину к роутерувключаем в розеткуустанавливаем необходимые пакеты.

Поскольку придётся использовать хаб, то необходимо помнить, что некоторые из них работают некорректно.

Драйвера для всех существующих ардуин, утилиту для настройки порта stty и ser2net (о нём ниже):
Тот, кто разбирается, сам выберет необходимый драйвер.

opkg update

opkg install kmod-usb-serial-ftdi kmod-usb-acm kmod-usb-serial-pl2303 kmod-usb-serial-cp210x kmod-usb-serial-ch341 libftdi coreutils-stty ser2net

Если действия производятся на «большом компьютере», то достаточно:

apt-get install ser2net

Проверим, как подцепилось устройство: Может быть, придётся перегрузить.

ls /dev/tty*

Как-то так...

image

Настроим порт утилитой stty:

stty -F /dev/ttyUSB0 cs8 57600 ignbrk -brkint -icrnl -imaxbel -opost -onlcr -isig -icanon -iexten -echo -echoe -echok -echoctl -echoke noflsh -ixon -crtscts -hupcl

Открываем вторую консоль и пишем в неё:

cat /dev/ttyUSB0

Тут будет ответ.

В первой консоли испытываем:

echo 'Y+=ZA' > /dev/ttyUSB0

D13 загорелась

echo 'Y+=Za' > /dev/ttyUSB0

D13 погасла.

Если при посылке пакета ардуина перегружается (диоды моргают, но D13 не горит), тогда нужно поставить электролитический конденсатор Шаблон интерфейса для «умного дома» на Ардуино - 6 5-10мкФ между Reset и GND.

Не забудьте отключать его, когда заливаете скетч.

Существуют трудности у ардуин с мостом ch341

image
Если всё работает, то идём дальше.

Редактируем файл конфигурации ser2net:

nano /etc/ser2net.conf

Закомментируйте всё строчки в конце и сохраните.

Добавьте stty и ser2net в автозагрузку:

nano /etc/rc.local

Вот так нужно сделать:

stty -F /dev/ttyUSB0 cs8 57600 ignbrk -brkint -icrnl -imaxbel -opost -onlcr -isig -icanon -iexten -echo -echoe -echok -echoctl -echoke noflsh -ixon -crtscts -hupcl

ser2net -C "3002:raw:0:/dev/ttyUSB0:57600 NONE 1STOPBIT 8DATABITS -XONXOFF -LOCAL -RTSCTS"

exit 0

Обратите внимание. Строки инициализации должны быть записаны одной строкой (без переноса).

Перегрузите и проверьте.

echo 'Y+=ZA' > /dev/ttyUSB0
echo 'Y+=Za' > /dev/ttyUSB0

Теперь залейте в ардуину новый скетч:

byte d2 = 0; // флаги
byte d3 = 0;
byte d4 = 0;
byte d5 = 0;
byte d6 = 0;
byte d7 = 0;
byte d8 = 0;
byte d9 = 0;
byte d10 = 0;
byte d11 = 0;
byte d12 = 0;
byte d13 = 0;

byte descript[5]; // массив

void setup() 
{
  Serial.begin(57600);
  pinMode(2, OUTPUT); 
  pinMode(3, OUTPUT);
  pinMode(4, OUTPUT);
  pinMode(5, OUTPUT);
  pinMode(6, OUTPUT);
  pinMode(7, OUTPUT);
  pinMode(8, OUTPUT);
  pinMode(9, OUTPUT);
  pinMode(10, OUTPUT);
  pinMode(11, OUTPUT);
  pinMode(12, OUTPUT);
  pinMode(13, OUTPUT);
}
  
void loop() 
{  
  if (Serial.available()>4) // ждём дескриптор и нужный символ
   {
    if (Serial.read()=='Y') // проверяем первый символ, если это 'Y', то продолжаем принимать, если нет, то выходим из цикла чтения
     {
      for (byte i=0; i < 5; i++)
        {
           descript[i] = Serial.read(); // добавляем символы в массив   
        } 
        
    if((descript[0] =='+') && (descript[1] =='=') && (descript[2] =='Z')) // проверяем дескриптор
     {
      switch (descript[3])
       {
         case 'o': // обновление
         glavnaia(); // отправка ответа
         break;
         
         case 'A': // d2 вкл
         digitalWrite(2, HIGH); // вкл d2
         d2 = 1; // ставим флаг в единицу (вкл)
         glavnaia(); // отправка ответа
         break;
         
         case 'a': // d2 откл
         digitalWrite(2, LOW); // откл d2
         d2 = 0; // ставим флаг в ноль (откл)
         glavnaia(); // отправка ответа
         break; 
 
         case 'B': // d3
         digitalWrite(3, HIGH);
         d3 = 1;
         glavnaia();
         break;
         
         case 'b': // d3
         digitalWrite(3, LOW);
         d3 = 0;
         glavnaia();
         break;          
  
         case 'C': // d4
         digitalWrite(4, HIGH);
         d4 = 1;
         glavnaia();
         break;
         
         case 'c': // d4
         digitalWrite(4, LOW);
         d4 = 0;
         glavnaia();
         break;   
  
         case 'D': // d5
         digitalWrite(5, HIGH);
         d5 = 1;
         glavnaia();
         break;
         
         case 'd': // d5
         digitalWrite(5, LOW);
         d5 = 0;
         glavnaia();
         break;  
  
         case 'E': // d6
         digitalWrite(6, HIGH);
         d6 = 1;
         glavnaia();
         break;
         
         case 'e': // d6
         digitalWrite(6, LOW);
         d6 = 0;
         glavnaia();
         break;   
  
         case 'F': // d7
         digitalWrite(7, HIGH);
         d7 = 1;
         glavnaia();
         break;
         
         case 'f': // d7
         digitalWrite(7, LOW);
         d7 = 0;
         glavnaia();
         break;  
 
         case 'G': // d8
         digitalWrite(8, HIGH);
         d8 = 1;
         glavnaia();
         break;
         
         case 'g': // d8
         digitalWrite(8, LOW);
         d8 = 0;
         glavnaia();
         break;  
 
         case 'H': // d9
         digitalWrite(9, HIGH);
         d9 = 1;
         glavnaia();
         break;
         
         case 'h': // d9
         digitalWrite(9, LOW);
         d9 = 0;
         glavnaia();
         break; 
         
         case 'I': // d10
         digitalWrite(10, HIGH);
         d10 = 1;
         glavnaia();
         break;
         
         case 'i': // d10
         digitalWrite(10, LOW);
         d10 = 0;
         glavnaia();
         break;         
 
         case 'J': // d11
         digitalWrite(11, HIGH);
         d11 = 1;
         glavnaia();
         break;
         
         case 'j': // d11
         digitalWrite(11, LOW);
         d11 = 0;
         glavnaia();
         break;  
        
         case 'K': // d12
         digitalWrite(12, HIGH);
         d12 = 1;
         glavnaia();
         break;
         
         case 'k': // d12
         digitalWrite(12, LOW);
         d12 = 0;
         glavnaia();
         break;         
      
         case 'M': // d13
         digitalWrite(13, HIGH);
         d13 = 1;
         glavnaia();
         break;
         
         case 'm': // d13
         digitalWrite(13, LOW);
         d13 = 0;
         glavnaia();
         break;
 
         default:
         glavnaia();
       }
     }
   
    else // если символ был не 'Y', то всё, что есть в буфере, делим на ноль )
      {
        for(byte i=0; i < 255; i++) 
         {
           Serial.read();    
         } 
      } 
     }    // конец if (Serial.read()=='Y')
   }    // конец чтение порта
 
} // конец loop


void glavnaia() // отправка данных
 {
      Serial.print(d2);//0
      Serial.print(","); // по запятой будем парсить 
      Serial.print(d3);//1
      Serial.print(",");
      Serial.print(d4);//2
      Serial.print(",");
      Serial.print(d5);//3
      Serial.print(",");
      Serial.print(d6);//4
      Serial.print(",");
      Serial.print(d7);//5
      Serial.print(",");
      Serial.print(d8);//6
      Serial.print(",");
      Serial.print(d9);//7 
      Serial.print(",");
      Serial.print(d10);//8
      Serial.print(",");
      Serial.print(d11);//9
      Serial.print(",");
      Serial.print(d12);//10
      Serial.print(",");
      Serial.println(d13);//11 // отсылается 12 значений разделённых запятой
 }

Роутер отправляет в ардуину запрос от клиента состоящий из дескриптора (Y+=Z) и управляющего символа (например 'А'- вкл d2).Ардуина обрабатывает управляющий символ и отправляет ответ роутеру, который в свою очередь отдаст его клиенту. Работа с клиентом описана ниже.

Скачайте архив и распакуйте его в рабочую папку сервера (по умолчанию это /var/www), вот так – /var/www/knopki (у вас может быть своя папка).

В браузере зайдите по адресу ваш_роутер/knopki/. Если связь установлена, то вы увидите это:

image

Нажмите на D13 — загорится светодиод на ардуине и кнопка подсветится.

Суть работы

Обновление страницы:

index.html раз в три секунды (интервал можно изменить) запрашивает данные у ардуины (отправляя ей символ о) с помощью функции ajax (ajax позволяет не перегружать страницу).

/*обновление*/
show();
setInterval(show,3000);  /* частота обновления в миллисекундах */

function show(){  /* функция обновления */
 
            $.ajax({ 
                type: "GET",
                url: "box2.php?df=o", /* отправка символа о */
                timeout:300,           
                cache: false,       
                success: function(data){ 
...

Запрос передаётся php-файлу (box2.php) находящемуся на сервере, который в свою очередь обращается к ардуине через сокет ser2net.

ser2net

ser2net — это крохотный прокси-серверок создающий соединение между сокетом и устройством (/dev/tty*).

Как показала практика, через сокет php-файл работает лучше, нежели обращаясь к устройству напрямую.

То есть, если пхп-файл открывает устройство вот так ( fopen('/dev/tty*', ...) ), то через некоторое время (несколько часов) всё зависает, а если так ( fsockopen(«localhost», 3002, $errno, $errstr, 1); ), то никаких проблем.

Мне кажется, что это как-то связано с переполнением буфера. И исходя из вышесказанного, хотелось бы услышать на этот счёт мнение Умных людей.

<?php
if($fp = fsockopen("localhost", 3002, $errno, $errstr, 1)) // открываем порт, в качестве посредника между роутером и ардуиной выступает ser2net
   { 
      fwrite($fp, 'Y+=Z'); // отправляем в порт дескриптор Y+=Z
      fwrite($fp, $_GET['df']); // отправляем в порт символ, полученный от html-странички
      $bufft = fgets($fp); // получаем ответ от ардуины
      fclose($fp); // закрываем порт
      echo $bufft; // отправляем ответ клиенту 
   }  
?> 

Ардуина получает команду, обрабатывает её и отправляет ответ, который по той же цепочке возвращается html-страничке (index.html).

...
 switch (descript[3])
       {
         case 'o': // обновление
         glavnaia(); // отправка ответа
         break;
...
void glavnaia() // отправка данных
 {
      Serial.print(d2);//0
      Serial.print(",");
      Serial.print(d3);//1
...

Html-страничка разбирает ответ и выводит на экран нужную кнопку.


...
 success: function(data){   
                                          
                           var vars = data.split(","); /* разбор строки принятой от ардуино */
                           if(vars.length == dlina){ /* проверка длины данных (количество блоков разделённых запятой) */
                               
                               /*d2*/
                               if(vars[0] == 1) { $(".d2otkl").show(); $(".d2vkl").hide(); }  /* в зависимости от принятого флага скрывает/показывает кнопку вкл или откл */
                               else if(vars[0] == 0) { $(".d2otkl").hide(); $(".d2vkl").show(); } 
...

Если открыть ещё одну страничку (или зайти с другого устройства) и нажать какую-то кнопку, то на первой страничке (в течении 3 сек.) эта кнопка тоже станет включённой. Для этого обновление и нужно.

Нажатие на кнопку:

Нажатие на кнопку работает так же, как и «обновление», в ардуину отсылается символ включения или отключения (в зависимости от состояния), ардуина выполняет действие и посылает в ответ строку с флагами состояния (единица или ноль).

Ответ разбирается в html-странице и в зависимости от флагов выводит на экран нужную кнопку.

Для лучшего понимания откройте файл index.html из архива и посмотрите комментарии.


Если связи между ардуиной и роутером нет, то будет только красная надпись stDэто индикатор работы, когда связь установлена, надпись становится серой.

image

Подождите минуту и пообновляйте страницу. Если связь не устанавливается, то проверьте настройки роутера.
Проверьте права на файлы, правильность путей и устройств.


Внешний вид

Названия кнопок меняются в конце файла index.html

...
<div class="knop d2vkl">D2</div> <!-- здесь менять названия кнопок -->
<div class="knop d2otkl">D2</div> <!-- чтобы убрать кнопку удалите оба блока -->
...

Позиция и размер кнопок задаются в файле knopki.css

...
.d2vkl{
top: 20px; /*координаты кнопок*/
left: 20px; /*координаты кнопок*/
box-shadow: 0 0 10px 3px rgba(0,0,0,0.3); /*цвет и размер тени кнопки*/
-webkit-transition-duration: 0.6s; /*плавность появления*/
-o-transition-duration: 0.6s;
-moz-transition-duration: 0.6s;
transition-duration: 0.6s;
}

.d2vkl:hover{ /*наведение мыши на кнопку*/
box-shadow: 0 0 2px 1px rgba(0,0,0,0.3);
}
...

...
.knop {
position: absolute;
width: 200px; /*ширина для всех кнопок*/
height: 100px; /*высота для всех кнопок*/
display: none;
cursor: pointer; 
font-size: 30px; /*размер текста на кнопках*/
font-weight: 600; /*ширина текста на кнопках*/
font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; /*шрифт*/
color: #161616; /*цвет текста на кнопках*/
text-shadow: 0px 1px 2px #7c7c7c; /*цвет и размер тени кнопок*/
text-align: center;
line-height: 3.2;
}

Цвет фона меняется в файле style.css

body {
background:#202020; /* цвет фона */
}
...

На этом, пожалуй, стоит закончить. Спасибо тем, кто потратил своё драгоценное. Если где-то допустил неточность, то прошу поправить меня.

Статья писалась под великолепную музыку «Nirvana» и потрясающую скрипку Davida Garretta.

Автор: dimastd

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js