Рекомендации, рекомендательные письма, скрипты для проверки рекомендаций — опыт HR-практика

в 19:23, , рубрики: подбор персонала, рекомендации, управление персоналом

image

Рекомендации и рекомендательные письма: история

Не нужно думать, что рекомендации и рекомендательные письма — это атрибуты продвинутой западной деловой культуры.

Устные рекомендации появились, как только человек научился говорить.

Что касается письменных рекомендаций, то в России они существовали не одно столетие — умеющих читать и писать было точно не меньше, чем в «просвещенной» Европе.

Даже при советской власти рекомендательные письма никуда не исчезали — их называли «характеристиками», но это не изменило их содержание и назначение.

Почему рекомендательные письма перестали вызывать доверие

Потому что они, как и некрологи, содержат исключительно позитивные характеристики.

Никто не тратит время на их вдумчивое составление — текст гуглится или составляется просителем рекомендаций.

Не менее распространена практика, когда рекомендательное письмо и положительная рекомендация используются как средства уменьшения издержек при расставании с сотрудником.

Электронное подтверждение личных и деловых качеств получить еще легче — в сети Linkedin десятки незнакомых людей подтверждают квалификацию друг друга, кликая мышкой в нужный раздел профиля.

Рекомендации: личный опыт

У всех разный опыт работы и найма сотрудников по рекомендации.

Меня принимали на работу по рекомендации один раз, я дважды рекомендовал людей, которых знал по совместной работе.

Рекомендованный мной опытный персональный водитель с 15-летним безаварийным стажем разбил машину на новом месте через неделю, принятого по рекомендации коммерческого директора через три месяца переманили конкуренты предыдущего работодателя.

А у меня через месяц после начала работы «по рекомендации» обнаружилась аллергия на местную корпоративной культуру, неотъемлемой частью которой было эксклюзивное право первого лица использовать в деловом общении ненормативную лексику.

Верить ли в рекомендации

Вспомните поговорки: «что русскому хорошо, то немцу смерть» и «в каждой избушке свои погремушки».

Другие люди, другие отношения, другие требования, другие цели и задачи, другие условия и содержание работы — все перечисленное может сделать непредсказуемым результат найма по рекомендации.

Вот почему, зная человека по совместной работе, нельзя быть уверенным в том, что он будет успешен у другого работодателя.

Вопрос доверия к рекомендателю — вообще отдельная тема.

Даже материалы моего блога вызывают диаметрально противоположные реакции — кто-то считает их полезными, кто-то пишет в комментариях про «бред», «ересь» и «абсолютный непрофессионализм автора»

Вы сами как думаете — к кому нужно прислушаться?

Уверен, что догадались! Нужно иметь свое собственное мнение.

А рекомендации других людей воспринимать не более как источник дополнительной информации, позволяющей его сформировать.

Как проверять рекомендации

Под проверкой рекомендаций чаще всего понимают обращение по телефону или очно к тому, кто может дать характеристику деловых и личных качеств соискателя.

Как правило, это либо руководитель или коллега, данные которого предоставляет соискатель, либо сотрудник организации, в которую вы обращаетесь за рекомендациями с разрешения соискателя.

Достоверность и полнота информации, которую вы получите в ходе этой беседы, напрямую зависит от того, насколько успешно вы сможете ее провести.

Про примерный сценарий беседы и используемые в ходе нее речевые скрипты я расскажу далее.

Начало разговора про рекомендации

Представиться, сказать о цели звонка, узнать, удобно ли собеседнику с вами разговаривать.

Первый вариант, когда у вас есть контактные данные рекомендателя, может звучать так:

«Здравствуйте, меня зовут Иван Петров, я заместитель директора компании «ABC».

К нам обратился по поводу работы ваш бывший подчиненный Сергей Петров. Он дал мне Ваш номер телефона и сказал, что я могу обратиться к Вам за рекомендациями.

Вам удобно сейчас разговаривать?»

Второй вариант — вы, с согласия соискателя, звоните на его предыдущее место работы (либо по основному телефону, либо просите переключить вас на отдел персонала):

«Здравствуйте, меня зовут Иван Петров, я заместитель директора компании «ABC».

К нам обратился по поводу работы ваш бывший сотрудник Сергей Петров, он не возражал, чтобы мы связались с его предыдущим местом работы.

Подскажите, пожалуйста, кто из руководителей может дать рекомендацию Сергею Петрову?»

После того, как вас соединят с тем, кто готов дать рекомендацию, повторно представляетесь и повторяете цель звонка:

«Здравствуйте, меня зовут Иван Петров, я заместитель директора компании «ABC».

К нам обратился по поводу работы ваш бывший сотрудник Сергей Петров, он не возражал, чтобы мы связались с его предыдущим местом работы.

Мне сказали, что Вы можете дать рекомендацию (характеристику работы/отзыв о работе) Сергею Петрову?

Вам удобно сейчас разговаривать?»

Как получить рекомендации

Если ваш собеседник не дает рекомендации несколько раз в день, вряд ли он чувствует в себе готовность дать бывшему сотруднику развернутую характеристику.

Чтобы он не испытывал дискомфорт и понимал, что мы хотим услышать и вообще «разговорился», произносим следующую фразу

«Расскажите, пожалуйста, о работе Сергея в Вашей компании – насколько он был хорош как специалист (руководитель), были ли к замечания к его работе, из-за чего с ним расстались».

Далее слушаете, задаете уточняющие вопросы, проверяете ваши гипотезы, касающиеся деловых и личных качеств соискателя.

Как задавать уточняющие вопросы про рекомендации

Если вам нужно прояснить какую-то информацию предоставленную собеседником, спрашивайте:

«Если Вы были довольны работой Сергея, но он решил уйти из компании, так как был недоволен размером заработной платы, почему не стали удерживать ценного сотрудника?»

«Не было ли у Сергея прогулов, опозданий, всегда ли работа выполнялась в срок?»

«Правильно ли я понимаю, что в обязанности Сергея входило …?

Как проверять гипотезы

Как правило, в ходе интервью с соискателем у вас возникают гипотезы относительно того, насколько прошлый опыт соискателя соответствует вашему впечатлению о его деловых и личных качествах, и насколько подтвердится ваш прогноз относительно успешности работы соискателя в вашей компании.

Одной из целей беседы с рекомендателем может быть проверка этих гипотез.

Для этого нужно задавать вопросы, ответы на которые могут либо подтвердить, либо опровергнуть ваши гипотезы.

В части применения скриптов это может выглядеть примерно так:

«Ваш бывший сотрудник претендует на должность ****, где у него будет ** сотрудников в подчинении, при этом он будет решать следующие задачи ****?

Как Вы думаете, справится он с такой работой?

Какие сложности он при этом, по Вашему мнению, будет испытывать?»

«Правильно ли я понял, что в Вашей компании Сергей Петров самостоятельно вел этот проект?»

«Извините за, возможно, не совсем корректный вопрос — не было ли у Вашего бывшего сотрудника проблем с алкоголем?»

«Если я правильно понял, Сергей сейчас получает второе высшее образование. Брал ли он учебные отпуска, и мешала ли его учеба работе?»

«На что посоветуете нам, как следующему работодателю, обратить внимание в работе Сергея?»

Как закончить разговор

«Большое спасибо за информацию, она очень важна для нас.

Спасибо за то, что уделили мне время.

Всего доброго, до свидания»

Что не стоит делать, когда вы проверяете рекомендации
1. Требовать ясного и точного ответа, если вы видите, что собеседник его избегает.

Давать рекомендации — его добрая воля, если он не хочет о чем-то говорить, вы не вправе требовать.

Начнете требовать — разговор не получится.

2. Явным образом перепроверять то, что вы услышали от соискателя на интервью.

«Сергей на собеседовании сказал, что он выполнял такую работу в вашей компании. Это правда?»

«Сергей говорил, что он принял решение уйти из компании после того, как ему отказали в повышении заработной платы. Это действительно так?»

В лучшем случае вы получите уклончивый ответ, в худшем ваши вопросы могут негативно отразиться на отношениях рекомендателя и бывшего сотрудника компании, если у них разная оценка событий, предшествовавших увольнению.

В ваши отношения с соискателем это тоже позитива не добавит — вряд ли он разрешал вам ссылаться в разговорах с другими людьми на то, что сказал вам в личной беседе,.

3. Конечно, не стоит задавать вопросы автору рекомендательного письма «А вы правду в нем написали?»

Даже если у вас в руках есть подписанное автором рекомендательное письмо, не стоит на него ссылаться и обсуждать его содержание.

В заключение

Не стоит рассчитывать на то, что рекомендатель даст вам объективную и исчерпывающую информацию.

Бывают единичные случаи, когда бывшие работодатели ссылаются на факты, которые явно негативно характеризуют соискателей.

Исключительно редко встречается умышленное предоставление заведомо ложной информации, порочащей деловую репутацию соискателей.

В подавляющем большинстве случаев проверка рекомендаций даст вам дополнительную информацию для принятия решения.

Если же она противоречит тому, что вам рассказывал на интервью соискатель, и вы хотите разобраться в причинах такого противоречия — задайте вопрос об этом соискателю и выслушайте его версию.

Не забудьте, любая оценка субъективна. И ваша, и соискателя, и рекомендателя.

Чем чаще себе об этом напоминать, тем выше вероятность того, что вы сможете принять верное решение.

Успехов и удачи всем, кто ищет работу и сотрудников!

Автор: HR-PRAKTIKA

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js