Современное школьное образование, часть 4

в 3:19, , рубрики: образование, образование 2.0, образование онлайн, управление проектами, Учебный процесс в IT, метки: , ,

Спустя большой перерыв после публикации первых трёх частей (1,2,3), презентую четвёрнтую часть, которая, на самом деле, является продолжением первой. В этой статье я хочу показать своё видение оформления задачи для онлайн образования.

Я взял ту же задачу, что была разобрана в первой статье: Как часто Венера проходит по диску Солнца? Прелесть этой задачи в том, что с помощбю двух-трёх чисел можно получить неочевидный ответ, что это явление наблюдается с промежутками 105.5, 8, 121.5 и 8 лет.

Итак начнём. Нетерпеливым сразу сюда:
kaurov.org/school/p1/ (зеркало)

Далее по пунктам:

Введение

Скучно решать задачу в отсутствии контекста. Если задача взята из жизни, то можно хотя бы сказать, кто её впервые решил и какую пользу она принесла человечеству.

Пусть я поленился это написать в данной задаче, но никогда не поздно скопировать текст с Википедии.

Условие

Как я уже писал в первой части статьи, сложность задачи — одно из самых чувствительных мест, особенно в свете радужных реформ образования.

Здесь я привёл три уровня. Первый — для людей с соревновательным духом, которые готовы час сидеть и думать. Им дан минимум данных. Однако, предложены подсказки, которые наводят на ход решения. На них можно смотреть также для проверки своего хода мыслей.

Второй для среднего ученика. Задача разбита на ряд подзадач, каждая из которых решается в одно действие. Это похоже на стандартную школьную задачку из учебника.

Третий для людей далёких от темы. Которые не хотят углубляться, но общее представление иметь должны. Им предлагается сразу смотреть решение задачи, а потом ответить на пару вопросов. Гуманитарии должны хотя бы видеть, как из чисел и формул складывается ответ, и что в этом нет никакой магии.

Чертежи

К задачам по физике, геометрии, математике да и информатике нужны красивые чертежи, схемы того, что происходит. Втройне лучше, когда они интерактивные. Я задался вопросом, есть ли программы создающие интерактивные веб-приложения с графиками, чертежами и тп.

Лидером среди подобных программ я бы назвал http://demonstrations.wolfram.com/. Там есть всё, что можно придумать. Но два минуса всё перечёркивают:
1. Клиент должен скачивать их плагин весом >100 MB, но это ещё можно пережить.
2. Для создания требуется Mathematica, которая платная.

Поэтому я выбрал для себя пока GeoGebra (http://www.geogebra.org/cms/), которая делает всё на Java и позволяет клиенту не только смотреть чужие чертежи в окне браузера, но и видоизменять их. Также она переведена на русский язык, что немаловажно. Проигрывает она перед Вольфрамом отсутствием возможности строить графики, но на то есть другие бесплатные пакеты.

Чертёж доступный ученику используется в видео-решении. То есть он может сам его покрутить и доосознать то, что не понял.

Решение

Далее я привожу решение задачи, оформленное в виде видеоролика. То что я сделал исключительно схематично и не претендует ни на качество и ни на законченность. Также необходимо было бы предоставить письменный конспект решения, на который у меня уже не хватило сил. Как я вижу, решение должно быть тоже для разных категорий людей. При желании ученик может пропустить участки решения и тогда для него ролик будет иметь обзорный характер и он сможет, например, пройти самый лёгкий уровень сложности. Заинтересовавшийся сможет посмотреть весь материал, который вдвое больше. Я пытался сделать это на основе встроенных функций YouTube, но получилось кривовато, поэтому советую просто посмотреть на эту картинку:

Современное школьное образование, часть 4

Если не повторять западный опыт, а смотреть на шаг вперёд, то тот же движок GeoGebra позволяет при небольшом подкручивании вставлять аудио файлы. Тем самым, разбор задачи (как собственно и лекцию) можно делать не видеороликами, а полностью интерактивными. Однако, это намного затратнее в силу необходимости детального продумывания каждого урока и программирования интерфейсов.

Кроме того движки типа GeoGebra потенциально предоставляют возможность прерывания лекции на вопрос ученику. Это уже опробованная схема на многих платформах, но везде эти вопросы ограничиваются тестами либо короткими текстовыми вопросами. Тут же мы можем просить ученика нарисовать на текущем чертеже силу реакции опоры или отметить тупой угол у треугольника, это те действия, которые легко могут отслеживаться на программном уровне. Но опять же нужны программисты.

Основные технологические идеи, которые я хотел упомянуть:
1. Использование красивых видео и картинок.
2. Возможность пропускать часть решения, если она не вызывает вопросов, либо просто не интересна.
3. Прерывание видео на короткие вопросы, чтобы держать ученика сфокусированным.

Дополнительные вопросы и материалы

Несколько вопросов для обдумывания и без ответов. Как мне кажется, всегда надо оставлять у человека ощущение незнания. Это мотивирует сильных учеников, и безразлично слабым. Поэтому хуже не будет.

Также должна быть ссылка для тех, кто хочет копнуть поглубже.

Обсуждение

Тут уже всё зависит от аудитории. Из недавней лекции на TED от создателя Coursera можно почерпнуть идею формирования виртуальных “классов” основываясь на общих интересах/возрасте/уровне подготовки и предоставлять им возможность общаться между собой на тему задач. Как вариант, каждой группе предоставлять наставника, который уже успешно прошёл данный курс.

А теперь попробуем взлететь

В комментариях я бы хотел попросить вас помимо обсуждения и критических замечаний касательно самой структуры разбора задачи ещё и ответить на следующие вопросы:
1. Сколько стоит, на ваш взгляд, создание одной такой задачи-урока при заказе, скажем, курса из 10-20 задач?
2. За сколько бы вы купили такой контент своему ребёнку?

Этим постом я хотел показать, что все технологии уже есть. Но даже компании, специализирующиеся на интернет образованием, не используют их. На то две причины, как мне кажется. Первая — морально сложно оторваться от концепции преподаватель-мел-доска. Вторая — создание чего-то нового требует инвестиций и периода проб и ошибок. Думаю, что маленький компании не имеют средств, а большие боятся экспериментировать.

Краудсорсинг & краудфандинг

Я не верю в коммерческое образование ровно по той же причине, что и не верю в платную медицину. Поэтому встаёт вопрос откуда раздобыть ресурсы (даже не деньги, а ресурсы — человеко-часы). Например, возможно ли в Российских реалиях предлагать ученикам проверять домашние задания друг у друга (опять же как Coursera)? Или же на подобии Кикстартера собирать пожертвования? Идеальный вариант — деньги мецената, но то мечты.

PS: После моих предыдущих статей мне написало на удивление много людей, но к сожалению, их всё ещё недостаточно для критической массы. Также со мной связалась пара компаний, но пока с ними идут медленные (и для меня непредсказуемые) переговоры.

Автор: akaurov


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js