Фриланс / Фриланс против бизнеса

в 21:25, , рубрики: бизнес, персонал, управление персоналом, управление проектами, фриланс, метки: , , , ,

Фриланс / Фриланс против бизнеса
Фриланс, как массовое явление, появился совсем недавно, думаю не больше 10 лет назад, вместе с глобальным распространением и социализацией интернета, и на сегодняшний день эта модель деловой активности еще очень мало изучена, сегодняшние фрилансеры по сути — первопроходцы, изучающие новый способ жизни прямо на себе.
Я отправился в свое одиночное плавание в океане мировой экономики около 5 лет назад, но безопасный промысел в прибрежной зоне быстро наскучил, меня всегда манил открытый океан, где вдали проплывали огромные лайнеры мировых корпораций и быстрые яхты стартапов.
Для тех, кого, как и меня не удовлетворяет простая продажа своего времени на свободном рынке, опишу мой путь, который кажется мне самым прямым и очевидным курсом для эволюции фрилансера.
Первые год-два ты увлеченно работаешь в новой более свободной обстановке, постепенно получая навыки менеджера, который пока обладает ресурсами только одного исполнителя — себя же, и если все идет хорошо, то очень скоро этих ресурсов начинает катастрофически не хватать, наступает стагнация.
Самый очевидный выход — делегирование работы, ты разбиваешь крупные задачи на куски и поручаешь их выполнение другим специалистам, скорее всего таким же фрилансерам. Дело сдвигается с мертвой точки, размер проектов и обороты вырастают на порядок, ты практически перестаешь заниматься своей изначальной работой и сосредотачиваешь все внимание на управлении.
Если ты продолжаешь двигаться в этом потоке, то очень скоро наступает следующий кризис, теперь уже исчерпывается твоя пропускная способность, как менеджера. Десяток одновременных проектов и несколько субподрядчиков генерируют поток управленческих вопросов, который может за-DDoS-ить даже очень способного менеджера.
Какое-то время назад я очутился именно в такой ситуации, моя пропускная способность, как менеджера, была исчерпана, но нужно было каким-то образом обслуживать все возрастающий поток заказов. В это время мой производственный процесс выглядел так.у кого-то из заказчиков возникает необходимость выполнить какую-то работу,

он обращается ко мне по электронной почте формулируя начальные требования,

мы согласовываем с заказчиком детали работы и срока ее выполнения,

если в данном случае применяется сдельная схема оплаты, то происходит торг и согласование стоимости работ,

после, а иногда и в процессе согласования параметров работы, я обращаюсь по электронной почте к одному или нескольким из своих субподрядчиков и предлагаю им на выполнение какую-то часть работы, и у меня с ними происходит точно такой же процесс, как с заказчиком, но я нахожусь уже на другой стороне,

после того, как все условия со всеми участниками согласованы, начинается выполнение работы,

разработка — самый спокойный этап, если ТЗ составлено хорошо, все просто работают,

потом субподрядчики начинают сдавать свои задачи и я проверяю их работу,

когда все подзадачи выполнены, я сдаю работу заказчику,

потом добиваюсь подтверждения заказчиком принятия работы и записываю сумму задолженности в баланс заказчика в общей таблице Google Docs, каждый мой субподрядчик проделывает то же самое.

А теперь представьте как выглядит работа одновременно с десятком заказчиков и несколькими субподрядчиками, удержание всех этих потоков отнимает массу времени и сил, но при этом сводится к постоянно повторяющимся процессам.
И я, конечно, начал искать подходящие инструменты для упорядочивания и автоматизации всего этого процесса, и увидел, что производители систем управления ориентируются исключительно на традиционные компании, а не на фрилансеров, а между темы между этими вариантами ведения трудовой деятельности существует большая разница.Согласование условий и торг
Только в традиционной компании можно поставить человеку задачу и это означает. что он ее автоматически начинает выполнять, никто не спрашивает у него, согласен ли он ее вообще делать, сможет ли выполнить в установленный срок, устраивает ли его предложенная оплата. Для фрилансера это неприемлемо, утверждение условий, торг — это наиболее важная часть рабочего процесса, которую приходится решать в электронной почте. Но процесс этот стандартный и всегда протекает по одному сценарию:один из партнеров предлагает начальные условия задачи,

второй при необходимости корректирует их и делает встречное предложение,

задача передается от одного партнера другому до тех пор, пока условия не будут удовлетворять обе стороны.

При этом нужно несколько простых механизмов:сравнить две версии ТЗ наглядно показав внесенные партнером изменения,

если один из партнеров забыл, что другой ждет от него решения, нужно периодически напоминать ему об этом пока он либо не примет условия, либо не откажется,

после истечения некоторого срока, если исполнитель не принял задачу, у заказчика должна появиться возможность отозвать задачу и передать ее другому исполнителю,

задача должна подразумевать повременную или сдельную схему оплаты.

Сдача и принятие работы
Сдача и принятие работы для фрилансера не менее важный процесс, чем принятие задачи к выполнению, при этом происходят такие процессы:заказчик должен иметь возможность предложить исполнителю сдать работу досрочно в ее текущем состоянии, если обстоятельства изменились,

после истечения определенного согласованного изначально срока, если заказчик не принял решения, работа должна приняться автоматически,

заказчик должен иметь возможность отправить задачу на доработку, а исполнитель — принять или отклонить ее,

после принятия работы ее стоимость должна автоматически записываться в расчеты партнеров.

Делегирование
Делегирование работы — основной механизм масштабирования фриланса, крайне важно. чтобы оно делалось легко и удобно:нужно иметь возможность согласовать условия с субподрядчиками перед тем, как принимать задачу от заказчика,

делегированные задачи не должны мешать работе с текущими, пока субподрядчики над ними работают,

после сдачи работы заказчику можно принимать работу субподрядчиков автоматически.

Взаиморасчеты
В традиционной компании финансовые отношения полностью отделены от рабочих, в очень немногих системах управления можно назначить стоимость для задачи, а вести полноценные партнерские взаиморасчеты и вообще лишь в единицах. В то время, как для фрилансера — эта сфера не менее важна, чем управление задачами и в ней должны действовать похожие правила:если партнер хочет добавить в расчеты с другим партнером невыгодную для того операцию, должно запрашиваться его согласие на внесение этой операции, то же самое при удалении выгодной операции, в остальных случаях достаточно просто уведомления,

напоминание о том, что партнер ожидает подтверждения операции,

фрилансеры часто живут в разных странах, нужен прозрачный учет в разных валютах с переводом по реальному курсу, чтобы нельзя было играть на курсовой разнице.

Как видите, описанные механизмы принципиально отличаются от того на чем построены современные системы управления для корпоративного сектора, а без этих механизмов польза от таких систем для фрилансера не намного превышает возможности электронной почты. Мы с коллегами попробовали несколько систем (dotProject, Basecamp) но в итоге вернулись на GMail и GDocs. Но мысль о том, насколько удобно и правильно все можно сделать, не давала покоя, и в конце концов мы сели и написали такую систему сами.
Система была реализована, как социальная сеть, в которой участники не дружат, а заключают деловые соглашения, и не посылают сообщения, а ставят друг другу задачи и ведут взаиморасчеты. Со временем эта система обросла множеством дополнительных функций и возможностей и в настоящий момент мне трудно представить, как без нее можно обойтись.
В результате моя проблема административной перегруженности была решена, с использованием правильной автоматизации вести одновременно множество небольших проектов не составляет труда. Для меня же главный результат этого эксперимента — подтверждение того, что фриланс обладает хорошими возможностями масштабирования, не уступающими многим другим видам бизнеса, только автоматизировать его нужно иначе, чем традиционный бизнес.
В настоящее время мы работаем над реализацией проекта полноценной полностью виртуальной компании, я касался этой темы в прошлогодней статье Корпоративное рабство, беглые рабы и виртуальная корпорация, но это требует доработки системы, чем мы сейчас и занимаемся.
Система управления называется WorkReactor, не буду давать ссылку, заинтересовавшиеся найдут. Приглашаем всех, кто, как и мы, считает, что за фрилансом будущее трудовых отношений.


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js