Кто такой менеджер

в 7:54, , рубрики: human resources, менеджемент, управление людьми, управление проектами, метки: ,

Прочитал я публикацию 13 причин не быть управленцем с комментариями, и что-то закипело внутри, да так, что решил я написать свой первый пост на Хабр. Понимаю, что большинство — это разработчики, инженеры, многие из которых стали менеджерами проектов, тим-лидами, не хочу никого обидеть, но все же выложу свои мысли.

Удивительно, что человек проработал 10 лет менеджером в ИТ, а у него нет инструкций и документации, что же должен делать менеджер в течении дня. Так может учебник «Основы менеджмента» хотя бы стоило прочитать. А вообще-то менеджмент — это такая научная специальность отдельная… Тысячи научных специалистов трудятся в ней, какие-то теории управления придумывают, книги издают, исследования проводят, те же agile-методы (scrum и другие) развивают. Может там следует инструкции поискать? Ах да, там же одна «водичка» написана, а у нас тут реальные проекты, да еще и работники какие-то неправильные, ни под одну теорию менеджмента не вписываются.

Удивительно, но оказывается, что программисты занимаются полезным делом — пишут код, делают отладку, тестируют, изучают новые технологии, а менеджер целый день бегает куда-то, разгребает почту, присутствует на бесполезных митингах. Что же ему новые технологии по бегу изучать? Да нет, для начала достаточно выучить 3 основные функции менеджера:
— организация и планирование
— мотивация
— контроль.
Оказывается, по каждой из этих функций существует ряд конкретных прикладных методов и подходов, которые можно использовать при управлении. Не нравиться метаться туда-сюда? Так может лучше составить план и усовершенствовать организацию работы. Составляли план, а он не работает? Ну так и программа разработчика не с первого раза запускается, попробуйте «отладить». Надоело разгребать почту каждый день? Так может быть у вашей организации проблемы с каналами коммуникаций? Поднимите эту проблему и предложите решение. Не можете ничего сделать, потому что инновации в управлении блокируются высшим руководством? Обращайтесь к еще высшему руководству, боритесь с бюрократией, боритесь с системой, если организация, в которой вы работаете, хоть что-то значит для вас.

Оказывается, если ты стал менеджером, то все тебе мешают работать, вечно лезут со своими проблемами… И рабочий день ненормированный, и сфокусироваться тяжело, и ответственность больше, а впереди — так вообще тупик. А вы и не знали, что работа менеджера — это прежде всего работа с людьми? Ведь что такое организация в современном понимании — это прежде всего люди, каждый из которых имеет свои цели и свои потребности. Прошли времена «организации Файоля», где человек был простым винтиком в системе. Управлять современным работником гораздо сложнее, но начните хотя бы с пирамиды Маслоу, изучите потребности своих подчиненных. Есть мнение, что менеджер может эффективно управлять 7 работниками, может стоит воспользоваться этим правилом?

А представьте себе, если в организации случается кризис. Например, уходит основной заказчик, финансирование нестабильное или прекращается вовсе, внешняя среда очень изменчива и приспособится к ней крайне тяжело. Какие инструменты вы будете использовать в данном случае? Как теперь организовать работу подчиненных? А вы пробовали мотивировать людей, если у них задержка зарплаты пару месяцев? Здесь мы подходим еще к одному важному аспекту управления организацией — это системный подход к управлению, развитие организации и приобретение организацией качеств, которые помогут ей быстро изменяться и приспосабливаться к внешней среде. И это отнюдь не задача высшего руководства, а непосредственная задача каждого менеджера на каждом уровне управления.

Ничего не имею против того, чтобы инженеры становились менеджерами, но считаю, что в компании должен быть системный подход к управлению, когда на каждом уровне менеджмента присутствует профессионализм и желание добиваться собственных целей вместе с целями организации.
Еще хочу сказать, занимаясь больше 5 лет менеджментом в ИТ, считаю, что ИТ делает огромный вклад в теорию и практику менеджмента. Agile-методы, на мой взгляд, являются очень прогрессивными практиками как разработки, так и менеджмента, и могут быть использованы в других отраслях экономики. Современные ИТ-компании часто выступают примером успешных социально ориентированных компаний, о чем было немало публикаций на Хабре, так что будущее за нами!

Автор: dovgyj

Источник


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js