Как попасть в Технопарк Университета ИТМО: большое интервью

в 7:18, , рубрики: Блог компании Университет ИТМО, Развитие стартапа, стартапы, технопарк Университета ИТМО, Университет ИТМО, управление проектами

Университет ИТМО не только готовит специалистов в области ИТ, оптики (и других сфер), но и помогает перспективным компаниям получить финансирование, провести исследования и довести сложный технологический проект от первого прототипа до работающего бизнеса.

В этом материале расскажем, как работает Технопарк, как получить его поддержку, и что это даёт компании — на примере проектов-резидентов.

Как попасть в Технопарк Университета ИТМО: большое интервью - 1Мастерская-лаборатория ФабЛаб — подразделение Технопарка

Кто приходит в технопарк

Как отмечает Олеся Баранюк, заместитель директора Технопарка, профиль университета (информационные и фотонный технологии) создаёт фокус и для компаний-резидентов — в Технопарк приходят в первую очередь бизнесы, связанные с научными разработками. Но не только в области информатики и оптики — сейчас в Технопарке размещаются проекты из следующих сфер:

  • AR/VR
  • Робототехника
  • Системами ИИ
  • Микроэлектроника
  • Нанотехнологии

В последнее время стало приходить больше компаний, развивающихся в области Life Science, и нам очень интересно с ними сотрудничать. У нас уже размещаются компании, создающие решения в области биофармацевтики, биомедицинских технологий и сервисов, биоинформационных технологий, медицинского приборостроения и здравоохранения, и в ближайшее время мы планируем расширить присутствие таких компаний.

— Олеся Баранюк, Технопарк Университета ИТМО

В создании сегодняшнего материала принимали участие руководители следующих проектов.

Ontodia

Ontodia — это платформа для визуализации и исследования графовых (graph-based data) данных. Графовые данные — это данные построенные по модели вершин и связей между ними. Проект работает в том числе и с наиболее известным хранилищем графовых данных — Neo4j. Один из примеров проектов, использующих технологию Ontodia, — сервис «Топология бизнеса». Проект Ontodia находится на стадии рыночного продукта, который продолжает дорабатываться и совершенствоваться.

На момент становления резидентом наш проект находился на начальной стадии. В принципе, была только базовая идея и ничего больше.

— Дмитрий Павлов, коммерческий директор VISmart (компании-создателя платформы Ontodia)

odgAssist

Проект odgAssist помогает производственным (в частности, фармацевтическим) компаниям создавать новые продукты и быстрее выводить их на рынок. А именно — позволяет автоматизировать работу персонала на нижнем уровне (за счет использования носимых устройств для сбора данных и контроля процессов на соответствие, в частности, в формате «фотографии рабочего дня» сотрудника). Такой подход позволяет сократить скорость вывода инновационного продукта на рынок на 20% и серьёзно сэкономить на расходах. У компании есть первые продажи.

[На момент получения статуса резидента проект находился на стадии:] MVP [минимально жизнеспособный продукт], 1 внедрение, 1 контракт на подходе.

—Олег Шахов директор по развитию бизнеса компании «Оптимальное движение» (разрабатывает проект odgAssist)

Orbi

Компания Orbi разрабатывает первые в мире очки для съемки видео в формате 360 градусов. Это солнечные очки, в которые встроены 4 камеры, позволяющие снимать полную панораму в формате 360. Проект провел успешную краудфандинговую кампанию на Indiegogo, а также привлек значительное финансирование от частных инвесторов. На данный момент в Orbi разработано уникальное программное обеспечение для склейки панорамы из 4-х видеопотоков, работающее на основных десктопных и мобильных платформах и позволяющее получать высококачественное панорамное видео в полностью автоматическом режиме (без участия пользователя). На данный момент в производство отправился прототип устройства в финальном дизайне. Он будет готов к середине ноября 2017 года.

[На момент появления в Технопарке] мы находились на стадии активной разработки программного обеспечения, хотя наша команда разработчиков состояла только из трех программистов. Также мы активно искали подходящее решение для самого устройства (процессор, оптику, сенсоры и так далее) и производителя, который сможет это устройство сделать. На тот момент у нас уже была запущена кампания на Indiцegogo.

— Александр Морено, технический директор Orbi

Parseq Lab

Компания занимается разработкой и внедрением комплексных биомедицинских решений, созданных на базе технологии высокопроизводительного секвенирования генома. Parseq Lab разрабатывает наборы реагентов и программное обеспечение для анализа данных. Разработки компании применяются в медицине, криминалистике, научных исследованиях в России и за рубежом. На рынок уже выведена серия продуктов, некоторые разработки находятся на стадии проектирования или испытаний.

[Состояние на момент получения статуса резидента:] вывод пилотной разработки на рынок.

— Александр Павлов, директор компании Parseq Lab

Зачем компаниям приходить в Технопарк

Некоторые проекты-резиденты изначально связаны с Университетом ИТМО (подробнее об этом чуть ниже), поэтому для них выбор площадки для размещения оказывается очевиден. Другие выбирают из множества альтернатив — вот как об этом рассказывают сами руководители компаний:

Близость к научным разработкам

Мы подумали, что хорошо быть рядом к центру компетенций в той области, в которой мы решили развивать свой продукт. Пока что нам кажется, что наше решение стать резидентом Технопарка было верным.

— Дмитрий Павлов, VISmart

Серьёзная инфраструктура и нетворкинг

Мы искали место, где можно заниматься инновационной деятельностью. Нам нужна была инфраструктура для запуска проекта. И нам были нужны не только стол и стул, но также возможность взаимодействовать с другими инновационными предприятиями, получить доступ к интересным событиям и мероприятиям и много чего другого.

Сначала мы определились с тем, что нам нужен технопарк. Всё-таки стартовать с поддержкой немного проще. Затем мы сделали мониторинг 4 ведущих технопарков в Санкт-Петербурге. В результате Технопарк ИТМО оказался в безоговорочных лидерах. Кроме того, у основателей уже имелись контакты с резидентами, что было для нас очень удобно. Также нам понравилась атмосфера технопарка и его представители

— Олег Шахов, odgAssist

Площадка для расширения бизнеса

Год назад, когда проект дошел до определенной стадии, встала необходимость расширения и поиска подходящего места, для дальнейшей работы над разработкой.

Найдя в интернете Технопарк ИТМО, узнав все условия и преимущества размещения в нем, а так же обнаружив, что среди его резидентов уже есть те, кто работают в области 360 видео, мы поняли, что это именно то место, где мы сможем наиболее эффективно развивать свой проект.

— Александр Морено, Orbi

Взаимодействие с руководством Технопарка

Прежде всего, [для нас важна была] готовность руководства идти навстречу при решении вопросов размещения. Хорошая инфраструктура и месторасположение Технопарка.

— Александр Павлов, Parseq Lab

Как стать резидентом

Заявку на получение статуса резидента можно подать на сайте Технопарка в любой момент. Экспертный совет рассматривает её в течение 2-3 дней, после чего принимается решение, брать проект в «семью» ИТМО или нет. За этим решением следует встреча с представителями Технопарка.

Кто становится резидентами:

  • Технологические проекты (первоначальная связь с Университетом ИТМО, наличие в составе участников учёных или учащихся Университета необязательно)
  • Малые Инновационные Предприятия (Университет ИТМО выступает соучредителем таких предприятий, они размещаются в Технопарке в приоритетном порядке)
  • Корпоративные исследовательские центры

Довольно часто к нам обращаются крупные корпорации с просьбой разместить в Технопарке свои R&D-центры, чтобы иметь возможность находиться в эпицентре инновационной активности, сотрудничать с научными подразделениями Университета и резидентами технопарка, а также постепенно формировать портфель инновационных продуктов.

— Олеся Баранюк, Технопарк Университета ИТМО

На что обращают внимание эксперты при отборе заявок:

  • Инновационная составляющая
  • Конкурентные преимущества перед аналогами
  • Понимание рынка, наличие первых продаж
  • Возможность создавать места для прохождения студентами Университета ИТМО практики с последующим трудоустройством

Мы попросили руководителей компаний-резидентов вспомнить, как они проходили процесс отбора и что, по их мнению, оказалось наиболее важным для экспертов в их проектах:

Команда

Мы пришли в Технопарк с несколькими проектами на разных стадиях готовности, из которых уцелело только 50%. Нам кажется, что в большей степени мы заинтересовали Технопарк как команда.

В этой связи, я бы рекомендовал кандидатам в резиденты обратить внимание на представление своей команды. Направление деятельности может смениться, но команда — это величина, по моему мнению, более постоянная и важная, чем кажущийся сильным проект.

— Дмитрий Павлов, VISmart

MVP, рекомендации от резидентов и реалистичный подход

Про наш проект могу так сказать: у нас были рекомендации от резидентов, мы подготовились к встрече. Не думаю, что сложно попасть в технопарк если у вас годный проект, есть MVP (мне кажется, это важно) и реалистичный план. И да – если вы делаете инновацию, а не интернет-магазин или рекламное агентство.

Мы прилично оделись на встречу, рассказали всю нашу историю, были честны, показали себя профессионалами, реалистами. Показали, что болеем своим делом.

— Олег Шахов, odgAssist

Соответствие тематической направленности Технопарка

Мы разрабатываем инновационное устройство, находящееся действительно на переднем крае современных технологий в области камеростроения (например используемые нами процессор и объективы только появились на рынке, буквально год назад ничего подобного в принципе не существовало). Сама область 360 видео новая и очень активно развивается.

Плюс основным направлением нашей деятельности на базе Технопарка является именно разработка программного обеспечения, что явно близко как самому Технопраку так и Университету ИТМО в целом. Мы выражали готовность активно участвовать в жизни Технопарка, что также очень важно.

Совет — думаю, что на встрече важно сделать акцент на то, насколько ваш проект подходит по своей направленности Технопарку. Если среди резидентов уже присутствуют компании, с которыми вы могли бы плодотворно сотрудничать, это будет очень хорошим аргументом. Ну и важно быть готовым активно участвовать в жизни Технопарка.

Что касается потенциальных инвесторов, то наличие в их портфеле компаний, с которыми вы смогли бы плодотворно сотрудничать, также будет серьезным плюсом. Однако в первую очередь инвесторы, особенно на самых ранних стадиях, оценивают не только проект, но и вас самих. Важно презентовать не только идею — этого мало. Нужно презентовать команду, и убедить их [руководство Технопарка и/или инвесторов] что вы — именно те люди, которые лучше всех смогут данный проект реализовать.

— Александр Морено, Orbi

Близость к направлениям, на которых специализируется Технопарк и которые изучаются в Университете ИТМО, в данном случае важный критерий. «Близкий по профилю» проект сможет привлечь к своей работе студентов и аспирантов Университета — причём именно тех, кто хорошо разбирается в тематике проекта:

У нас есть несколько компаний, которые создают решения в области ДНК-диагностики тяжелых наследственных заболеваний; решения для идентификации личности на основе технологии высокопроизводительного секвенирования; занимаются вопросами создания инфраструктуры для анализа и хранения геномных данных; разработкой геннотерапии, направленной на победу над старостью, онкологией и даже ВИЧ.

Область для Университета не профильная, но, тем не менее, в Университете развивается такое направление как Биоинформатика в рамках Лаборатории и Института Биоинформатики [кстати, об этом направлении мы рассказывали в одном из наших материалов], и наличие резидентов с уникальными компетенциями в этой области значительно увеличивает исследовательские возможности студентов, аспирантов и сотрудников научных подразделений.

— Олеся Баранюк, Технопарк Университета ИТМО

Как проекты-резиденты взаимодействуют с Университетом ИТМО

Научная поддержка

Поучаствовать в проекте могут и студенты-стажеры, и крупные учёные, причём не только из Университета ИТМО:

В настоящий момент у нас сложился довольно интересный кейс взаимодействия резидентов Технопарка, сотрудников Университета и сотрудника Венского экономического Университета. Резидент Технопарка, компания VISmart занимается разработкой программного обеспечения в области семантического веба. Она довольно плотно сотрудничают с Международной лабораторией Университета ИТМО «Интеллектуальные методы обработки информации  и семантические технологии» (несколько сотрудников VISmart также являются сотрудниками международной лаборатории и наоборот).

Сервис, над которым работала команда VISmart, очень заинтересовал ассистент-профессора Венского экономического университета Герхарда Вольгенаннта, что привело его вначале в компанию VISmart, а потом и в Университет ИТМО. В результате он стал участником программы ITMO Fellowship, влился в команду, в настоящий момент работает над усовершенствованием семантических технологий в области голосового управления устройствами.

— Олеся Баранюк, Технопарк Университета ИТМО

Вот как говорит об этом взаимодействии коммерческий директор VISmart:

Да, наши разработки связаны с Университетом ИТМО. Дело в том, что наш продукт Ontodia ориентирован в том числе на поддержку стандартов semantic web, выпущенных w3c, а именно RDF, OWL, SPARQL.

В России, по нашим сведениям, есть только одно сильное научное подразделение, которое учит применять эти стандарты и ведет серьезные научно-исследовательские проекты в этой сфере — это Международная лаборатория Университета ИТМО “Интеллектуальные методы обработки информации и семантические технологии”, с которой у нас установлены тесные связи. Двое наших сотрудников является аспирантами ИТМО.

— Дмитрий Павлов, VISmart

Совместные кейсы

Пример совместной работы подразделений Университета ИТМО и резидентов технопарка — создание модели транспортного обеспечения ЧМ-2018, которая была разработана совместно с Институтом Дизайна и Урбанистики. Созданная система учитывает расписание игр, а также расписание движения транспорта, прибытие и убытие гостей и другие факторы и служит, в частности, для симуляции разного рода ситуаций, связанных с перемещением людей во время Чемпионата [о других разработках Университета для ЧМ-2018 мы рассказывали здесь].

Поиск сотрудников

От резидентов Технопарка ожидается готовность принимать на стажировку студентов и аспирантов Университета. Часть стажёров впоследствии становится сотрудниками компании — например, студенты и выпускники Университета ИТМО работают на проектах odgAssist и Orbi.

Использование оборудования и лабораторий

Возможность не только консультироваться с учёными, но и решать вместе с ними практические задачи инновационных компаний — ещё одна точка соприкосновения Университета и резидентов Технопарка:

Возможность совместного использования оборудования лабораторий Университета или других резидентов Технопарка является опцией, которой довольно часто пользуются наши резиденты. Они обращаются к нам со своим запросом, мы их представляем нашим коллегам из научных подразделений, в случае, если есть взаимная заинтересованность в сотрудничестве, рождаются совместные научные и бизнес-проекты.

— Олеся Баранюк, Технопарк Университета ИТМО

Что оказалось особенно полезным: мнение резидентов

Мы решили узнать, какие возможности Технопарка оказались наиболее полезными для проектов-резидентов:

Помощь инновационных менеджеров

Для нас наиболее полезными оказались следующие услуги: возможность пользоваться конференц-залом Технопарка, возможности ФабЛаб. Нам удобно и приятно иметь помещения в здании Технопарка, потому что авторитет ИТМО помогает выглядеть убедительными, особенно на ранних этапах.

Но самое главное все же — это помощь инновационных менеджеров. Они знакомят нас с потенциальными клиентами, содействуют в продвижении и популяризации проекта, от них можно получить помощь практически в любом вопросе.

— Дмитрий Павлов, VISmart

Продвижение и инфраструктура

Технопарк активно помогает находить интересные программы и конкурсы для стартапов. Например, Технопарк поспособствовал нашему участию в конкурсе проектов Polar Bear Pitching в Оулу (Финляндия), где мы заняли второе место. Это был интересный опыт, участие в котором дало возможность стать нам более узнаваемыми в мире, ведь на мероприятии присутствовали представители средств массовой информации со всего мира: CNN, BBC, Al Jazeera и др., многие вели он-лайн трансляцию, ведь не каждый день можно увидеть предпринимателя, вещающего о конкурентных преимуществах из ледяной проруби в феврале при температуре –25.

Также для нас очень полезна возможность общаться с другими компаниями, работающими в области 360 видео. Очень удобно, что в технопарке есть ФабЛаб, где много различных инструментов и оборудования, что позволяет, например, быстро напечатать на 3D принтере прототипы, детали и так далее.

— Александр Морено, Orbi

Поддержка, нетворкинг и PR

Куча крутых событий на которые нас зовут, крутой PR, участие в мероприятиях, бешеный нетворкинг, помощь в взаимодействии с различными инструментами гос. поддержки, трэкшн, добрый совет, тёплые слова поддержки.

— Олег Шахов, odgAssist

Советы молодым предпринимателям: что важно на старте

Олеся Баранюк советует оперативно переходить от планов к действиям: меньше прокрастинировать, не бояться, создавать команду, которая будет разделять ваши ценности. Важный момент: быть честными и с самого начала дорожить своей репутацией. Александр Павлов из Parseq Lab добавляет: не стоит опасаться ошибок — лучше «наступить на грабли», но не растерять энтузиазм, чем пытаться сделать все идеально с первого раза.

Попробуйте найти клиента. Пусть это будет не совсем профильный клиент. Но попробуйте начать зарабатывать как можно раньше. Нам на начальном этапе очень сильно помог грант от Фонда Содействия Инновациям

— Дмитрий Павлов, VISmart

Проект должен выполнять задачи, для которых он создаётся. Бизнес должен приносить деньги. То, что вы делаете, может приносить деньги? А что можно сделать, чтобы приносило больше?

Любыми способами (легальными) добейтесь первых продаж. Вы должны понимать, что вы делаете, за какие деньги, для кого и зачем (какую проблему решаете). Если всё ок, то сделайте SWOT-анализ своей идеи/бизнеса. Не стесняйтесь pivot’а и закрытия проекта.

Не взлетело – посмотрите, почему. Если ценности нет — что ж, так бывает. Если нет скорости, фокуса или execution – поработайте над собой, возможно, вам ещё рано делать стартап. И делайте CustDev, много CustDev’a, чтобы ваш продукт был кому-то нужен.

— Олег Шахов, odgAssist

Универсальных советов давать не буду. Просто приведу пример того, с чем мы столкнулись сами. Как правило, особенно когда делаешь не просто ПО, а устройство, то приходится взаимодействовать с большим количеством партнеров (фабрики, производители процессоров и других электронных компонентов и так далее).

Очень важно налаживать с ними не только деловые, но и личные отношения. Несмотря на то, что сейчас практически все можно обсудить удаленно, по почте, на звонке и так далее, не следует пренебрегать личной встречей. Во-первых, это помогает намного быстрее решить множество вопросов, а во-вторых, делает ваше партнерство более надежным.

— Александр Морено, Orbi

Автор: itmo

Источник


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js