Кто в ИТ служил, тот в цирке не смеётся. Проектная драма в трёх актах

в 8:33, , рубрики: личный опыт, Управление продажами, управление проектами, черные лебеди

Не всегда провалы проектов связаны с плохим планированием, недостаточными компетенциями или ошибками в разработке. Иногда из-за «теория, рассматривающая труднопрогнозируемые и редкие события, которые имеют значительные последствия; получившее своё название по одноимённой книге Нассима Талеба. </p>" data-abbr="черных лебедей">черных лебедей» проект начинает жить настолько бредовым и непредсказуемым образом, что ты ощущаешь себя героем трагикомедии.

Футурама, «20th Century Fox», Мэтт Грейнинг, Дэвид Коэн

Футурама, «20th Century Fox», Мэтт Грейнинг, Дэвид Коэн

Для кого: для начинающих проектных менеджеров, которым требуется заряд мотивации и сочувствия; для тех, кто любит читать производственные романы; для разработчиков, которые не понимают, что за фигня иногда творится на их проектах.

Давайте смотреть реально. Комедия — мёртвый жанр, а трагедия — это смешно!

Футурама, «20th Century Fox», Мэтт Грейнинг, Дэвид Коэн

Акт 1: Разборки в стиле кунг-фу

Пролог: Крупная коммерческая компания с российскими и международными заказчиками. Новое руководство хочет навести порядок в делах и автоматизировать процессы по-правильному.

В течение полугода проводится цикл из 30 встреч с ведущими участниками рынка, где функциональные заказчики, безопасники и ИТ-службы оценивают компетенции, опыт и качество продуктов. Готовятся демо-стенды, проводится тестовая эксплуатация по каждому продукту по несколько дней. Далее следует презентация топ-менеджерам и собственникам. К этому моменту, как вы понимаете, трудозатраты каждого участника пресейла уже достигают нескольких человеко-месяцев.

На основе встреч и рабочих обсуждений создается Техническое задание (ТЗ) для конкурса на площадке компании, которое могут выполнить 6 участников рынка и их франчайзи. Первый контракт не самый большой, но все дело в дальнейшем развитии системы. Ожидается нешуточная заруба на конкурсе. И она случается!

Происходит чудо и в совокупности по десятку параметров моя конкурсная заявка выигрывает. Подробно разбираются сметы, фиксируется почасовая ставка на развитие и техническую поддержку на несколько лет вперед. Далее следует настойчивое требование со стороны заказчика начать работы до заключения контракта. Мол, конкурс все равно выигран, контракт обязательно будет подписан, обычная практика в отрасли, нужно успеть завершить работы пораньше и развесить всем медальки. Я по своей обычной практике настойчиво сливаюсь.

Драма: Согласование контракта идет планово, минорные замечания оперативно устраняются, мы близимся к подписанию. Проектная команда сформирована и забронирована, мои аналитики, инженеры и разработчики бьют копытом и рвутся в бой. Дальше события не развиваются стремительно:

Вторник, контракт подписан с нашей стороны. Я везу его заказчику, заказчик принимает контракт в секретариат для проверки.

Среда. Контракт проверен и завизирован, с ним все хорошо. Меня хочет видеть куратор, член Совета директоров. Он сообщает, что подписание с их стороны состоится завтра утром. Примерно в 5 вечера мы пожимаем руки и уверяем друг друга, что проект пройдет максимально быстро и качественно, нас ждет чудесное развитие впереди, а все знакомые куратора обязательно восхитятся нашим проектом и тоже захотят себе такую чудесную систему.

Четверг, 11 утра. Звоню директору по закупкам. Он сбрасывает. Ну сбрасывает и сбрасывает, на совещании человек, наверное. Вечером тоже сбрасывает, начинаю напрягаться. Набираю главного ИТ-шника — он говорит, что в компании случилось ЧП, проблема не в нашем контракте, нужно подождать пару дней. В четверг и пятницу без изменений — ребят, все будет хорошо, ЧП, подождите немного.

На следующей неделе выставка, в которой участвует все руководство компании. Не до нас, но все будет хорошо.

Активно пытаюсь понять в чем дело, может, кто-то после конкурса пришел с условиями получше, может, нужно усилить предложение. Дозваниваюсь до директора по закупкам через его секретаря — он подтверждает, что усиление предложения поможет. За пару дней согласуем и подписываем гарантийное письмо, что в рамках проекта отгрузим еще и дополнительные лицензии.

Контракт не подписан и не подписывается, тишина, но все говорят, что с новым предложением все точно будет хорошо.

Эпилог: Через несколько недель выяснилось, что в среду, прямо после встречи со мной, топ-менеджеры поехали в ресторан отмечать помолвку функционального заказчика. Функциональный заказчик предложил гулять за его счет без ограничений по бюджету, а после десяти бутылок коньяка на шестерых отказался оплачивать счет в среднюю годовую зарплату в стране. После этого он перевернул стол, разбил окно, начал кидаться стульями в официантов, а затем и в вызванных официантами сотрудников полиции и был уволен по собственному желанию задним числом. Проект стало некому вести.

Футурама, «20th Century Fox», Мэтт Грейнинг, Дэвид Коэн

Футурама, «20th Century Fox», Мэтт Грейнинг, Дэвид Коэн

Описать уровень моего удивления из-за такого хода развития событий очень сложно, ведь несмотря на хорошую часть про риски в целом, в Project Management Body of Knowledge, Библия проектного управления</p>" data-abbr="PMBoK">PMBoK, почему-то, конкретно такие случаи и меры противодействия им подробно не описаны. Попробую дождаться новой редакции и глянуть там.

Сцена после занавеса: Сначала заказчик пытался разгрести дела ушедшего по собственному желанию сотрудника и понять, как все работало. Потом нашел нового. Через некоторое время новый функциональный заказчик заключил контракт с конкурентом напрямую, без проведения конкурса.

Акт 2: Счастливый конец

Пролог: Региональное правительство. Что-то около 1000 пользователей системы, министерства и муниципалитеты. Развитием в прошлые годы занимался конкурент, но конкурс есть конкурс — наше предложение было наилучшим по совокупности показателей. Из-за дополнительных для нас работ по миграции данных, плановая прибыль и плановые риски стремились к нулю, была надежда на дальнейшее развитие проекта в заказчике в следующие годы. Текущий контракт был на полгода.

Драма: Половина Стейкхолдеры — Лицо, группа или организация, которая может влиять, на которую могут повлиять или которая может воспринимать себя подвергнутой влиянию решения, операции или результата проекта. PMBoK</p>" data-abbr="стейкхолдеров ">стейкхолдеров ждали других ребят, другая половина просто бесились из-за нового интерфейса. И те и другие смотрели на нас как на источник геморроя.

Конкуренты, которые занимались проектом до этого конкурса, настойчиво просились пойти на субподряд с компенсацией их потерь (и с убытком в 30% суммы контракта для нас). Некоторые стейкхолдеры намекали, что это наилучший выход для всех.

ИТ-службы заказчика решили, что проект намечается слишком простым и скучным и расторгли контракт с победителем параллельного конкурса на поставку оборудования. Нам сообщили, что из-за конкурсных процедур железо будет через месяц-два после формального окончания нашего проекта. “Так бывает, привезите свое железо, вы ж ИТ-компания”.

В итоге заказчик позвал на совещание и сделал предложение, от которого нельзя отказаться. Проект вы все равно не выполните, давайте, мол, расторгнем контракт по соглашению сторон. В реестр недобросовестных поставщиков, мол, вы не попадете, мы умеем так расторгаться.

Я осознал, что списание в невозвратные потери еще нескольких человеко-месяцев трудозатрат добавят нам сюжетный твист и сменят вектор моей карьерной траектории в сторону работы грузчиком и решил бороться. Руководству сообщил, что все идет шикарно, скоро закроемся и получим миллионы миллиардов на развитие.

Эпилог: Эти полгода в итоге мне пришлось прожить в городе у заказчика, заниматься проектом практически эксклюзивно, сняв всю прочую нагрузку и забыв о личной жизни. Я регулярно проводил совещания у каждого из функциональных заказчиков, чтобы детально показывать им прогресс в настройке системы по их зоне ответственности. Я приходил в здание аппарата первым и уходил последним, старался учитывать все замечания и пожелания и выстраивал отношения так, как никогда в жизни не выстраивал. Из-за дополнительных незапланированных затрат на реализацию “хотелок” и завоевание доверия некоторую часть работ пришлось выполнять самостоятельно, выступая и в роли аналитика и в роли инженера, только чтобы поместиться в бюджет. На самом деле, перерабатывала вся команда, по итогам проекта я разделил с ребятами свою проектную премию.

Для помощи в миграции БД я обратился к бывшим сотрудникам моей компании — они согласились помочь за сдельную плату во внерабочее время.

Способствовал исправлению настроений и честный разговор с командой заказчика на одном из совещаний — мол, ребят, есть поручение губернатора, по голове за потерянные 3 месяца получат все, не только мы. После разговора число замечаний вида «я приму проект только если кнопочки будут все слева и круглые, сделайте мне так же, как сейчас в системе» драматически уменьшилось.

Спустя 2 месяца от старта проекта пришел новый советник по ИТ, с которым сразу удалось наладить отношения — он разобрался в ситуации и значительно помог с желающими вставлять палки в колеса.

По оборудованию — сначала я обратился в свою компанию, чтобы взять наши внутренние серверы, которые мы использовали под SaaS и тестирование. Мне их не дали. Второй идеей было покопаться на складах и барахолках у заказчика, но там было пусто. Я попробовал связаться с их поставщиками оборудования, затем с Ростелекомом, который отгружал им феерические мощности для «Умного» и «Безопасного города» и ситуационного центра. Мимо. В итоге удалось заключить дополнительное соглашение аж на 3% суммы проекта и на эти деньги и остатки рисков арендовать серверы на полгода.

Хостер, кстати, сопротивлялся и брыкался изо всех сил, отказываясь давать 40% скидки под мой бюджет, но обещание в дальнейшей показывать их рекламку всем заказчикам по всем проектам и моя настойчивость сделали свое дело.

Футурама, «20th Century Fox», Мэтт Грейнинг, Дэвид Коэн

Футурама, «20th Century Fox», Мэтт Грейнинг, Дэвид Коэн

Сцена после занавеса: Проект в итоге удалось сдать и защитить почти без просрочек. Заказчик пользовался системой и после моего ухода из компании-исполнителя. ЦОД получил от меня пару заказов на аренду по полной цене. Я серьезно прокачался в софт скиллах, в переговорах и в построении отношений со стейкхолдерами. Меня бросила девушка, которую не устроили мои полгода в другом городе и даже проведенный там двухнедельный отпуск. Но это, наверное, и к лучшему. Наверное.

Акт 3: Любовь и прочие неприятности

Пролог: Крупный промышленный холдинг, в рамках которого есть материнская организация и несколько дочерних с филиалами в самых отдаленных уголках необъятной. В рамках всего холдинга внедрена и поддерживается уже много лет некоторая ключевая система с элементами организационная стратегия интеграции производства и операций, управления трудовыми ресурсами, финансового менеджмента и управления активами, ориентированная на непрерывную балансировку и оптимизацию ресурсов предприятия посредством специализированного интегрированного пакета прикладного программного обеспечения, обеспечивающего общую модель данных и процессов для всех сфер деятельности. Википедия</p><p></p>" data-abbr="ERP ">ERP с привязанной прикладное программное обеспечение для организаций, предназначенное для автоматизации стратегий взаимодействия с заказчиками (клиентами), в частности, для повышения уровня продаж, оптимизации маркетинга и улучшения обслуживания клиентов путём сохранения информации о клиентах и истории взаимоотношений с ними, установления и улучшения бизнес-процессов и последующего анализа результатов. Википедия</p><p></p>" data-abbr="CRM">CRM.

Стейкхолдеры максимально довольны, на еженедельных совещаниях тишь да гладь, все возносят хвалу лучшим подрядчикам в части ИТ, которые когда-либо были. ИТ-директор строгий, но справедливый, держит и меня и других подрядчиков в ежовых рукавицах, но и он не имеет глобальных претензий. Единственное, что портит малину — репликация, в основном отчетов по продажам и производству (внутренняя кухня филиала остается только внутри). В одном из филиалов то электричество упадет прямо в процессе переноса данных, то интернет, а иногда уборщица решает перезагрузить серверы в последние дни предоставления квартальных отчетов.

Вот уже несколько лет я продвигаю идею централизации. Меньше затрат на поддержку и серверы, меньше затрат на лицензии для БД и серверной ОС, оперативнее обмен данными, лучше средства контроля для материнской организации, а еще никакой репликации. Из приятных бонусов — дочерние организации больше не смогут вручную править записи в БД и перед проверкой в серверных комнатах прекратятся пожары и потопы (серьезно, у них 3 таких случая за 4 года).

Тут все начинают суетиться по поводу импортозамещения и наконец-то моему проекту развития приходит зеленый свет.

Драма: Заказчик быстро самостоятельно пишет неплохое ТЗ с объективными требованиями, запрашивает по рынку желающих поучаствовать. Заявляется несколько небольших компаний и пара ИП, весь крупняк решает, что за эти копейки возиться с заменой системы, да еще и с миграцией ~50 БД из всех филиалов, не очень хочется. Ожидается публикация конкурса на одной из внешних коммерческих площадок со дня на день.

В рамках контракта по поддержке я по-прежнему участвую в регулярных совещаниях, все системой довольны, но в какой-то момент начинают прятать глаза. В кулуарных разговорах после совещаний у стейкхолдеров, по их словам, просто неудачный день. ИТ-директор все так же дружелюбен и рад меня видеть, но в какой-то момент начинает переносить совещания. Выглядит странно, ведь раньше у него всегда находилось на меня время.

Так проходит несколько месяцев.

Эпилог: С помощью остальных стейкхолдеров и других подрядчиков холдинга восстанавливаю события. Оказывается, жена одного из согласующих контракт менеджеров работает заместителем начальника отдела сопровождения системы. Оказывается, у них с мужем легкий семейный кризис и ее адюльтеры его слегка бесят. Оказывается, на ее маму записано практически все имущество согласующего.

Имел место легкий публичный скандал между менеджером и начальником отдела сопровождения системы, где оба послали друг друга в попу и почти подрались. Собственник не хочет увольнять менеджера и начальника отдела (потому что они хорошие работники и молодцы, а без начальника отдела сопровождения система в целом быстро загнется), жена готова разводиться, но не готова делить имущество. Менеджер не готов поощрять начальника отдела сопровождения и выделять ему бюджет на развитие системы, не согласует контракт всеми силами и всеми поводами. Это же касается, кстати, и контрактов следующего года на развитие, благо поддержка шла по Time and Materials, поквартальная оплата фактических затрат подрядчика на разрешение инцидентов по фиксированной ставке&nbsp;</p>" data-abbr="T&M">T&M.

Футурама, «20th Century Fox», Мэтт Грейнинг, Дэвид Коэн

Футурама, «20th Century Fox», Мэтт Грейнинг, Дэвид Коэн

Вся эта ситуация равномерно надоедает согласующему менеджеру, руководителю и ИТ-директору. Мой мобильный добавляют в черный список, для поддержки просят другого руководителя проектов.

Сцена после занавеса: Новую жену для согласующего менеджера с аналогичным пакетом имущества я не нашел, хотя и не то чтобы сильно искал. На встрече, куда я все-таки смог пробиться спустя несколько месяцев, что руководитель, что ИТ-директор загадочно ржали и отказывались обсуждать конструктивные способы решения проблемы. Репликация продолжила втыкать нож в спину и и спустя пару лет, а потом систему поменяли.

Заключение

Почему так сильно бесят «черные лебеди» проектного управления, помимо потерь на неудачных пресейлах и периодической работы в стол?

  • С учетом прочих проблем, ты не можешь достоверно планировать время и загруженность разработчиков и проектной команды, выполнять показатели по прибыли и выручке. Единственный выход — вести больше пресейлов и иметь больше проектов в воронке, сталкиваясь с переработками.

  • Работа над проектами зачастую связана с существенными интеллектуальными и эмоциональными вложениями всей команды. «Черные лебеди» сильно бьют по мотивации и уверенности в способностях держать проект под контролем.

Практически каждый проект имеет свойство расползаться и обрастать дополнительными сложностями. Некоторые проблемы становятся непреодолимыми, но сочетание стратегического мышления, знания предметной сферы, крутых софт-скиллов, глубокой вовлеченности в проект и хорошей репутации помогает в изрядном количестве случаев. И называется отличным руководителем проектов.

Как в басне о кузнечике и осьминоге: весь год кузнечик запасал травку на зиму, а осьминог тискал свою подружку и смотрел ящик. Потом пришла зима и кузнечик умер, а осьминог съел все его запасы и купил спортивный автомобиль. Понимаешь, как устроен мир?

Футурама, «20th Century Fox», Мэтт Грейнинг, Дэвид Коэн

*истории выбраны и описаны таким образом, чтобы никому не навредить; произошли более 6 лет назад

Автор: Сергей Власов

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js