Пациент скорее мертв, чем жив?

в 18:07, , рубрики: Веб-разработка, обслуживание, Юзабилити в IT, метки: ,

Интернет торговля очень прочно вошла в нашу повседневную жизнь. Это уже давно не диковинка, давно стало обыденным и простым. Это привычно, удобно, часто дешевле и проще, чем ходить по оффлайн магазинам и искать «такую же, но с перламутровыми пуговицами». Но как и везде, тут есть обратная сторона медали, есть и недостатки, об одном из которых я хочу написать.
Чем оффлайн магазин выгодно отличается от онлайн магазина? Это, несомненно, возможность посмотреть на товар в живую, потрогать его, повертеть в руках. Это очень приятно и этого часто не хватает в онлайне. Все же картинки или даже просто сухие цифры характеристик это не всегда достаточно, мало информативности. В реальном магазине часто есть консультант, который нет нет, а подскажет что-то еще может даже и толковое. Общение с реальным человеком может быть плюсом (да да!). Если ассортимент велик, то продавец в нем сориентируется куда быстрее чем вы. Особенно учитывая, что у каждого свой взгляд на каталогизацию товаров и внешний вид каталога в целом. Но это тема для отдельной статьи.

Стоимость создания и владения интернет магазином стремительно снижается. Каждый может так или иначе продавать через интернет, каждый может завести свой магазин или разместить информацию на одной из многочисленных площадок. Все это привело к тому, что стало возможным просто бросить такой магазин, перестать им заниматься, забыть о нем. Раз это ничего не стоит, то и бросить это занятие тоже ничего не стоит. Это привело к тому, что в сети существует огромное множество полуживых и полудохлых магазинов, которые уже ничего не продают. Все, что могут эти зомби — отнимать наше с вами время.

Как же это происходит? А очень просто. Использование интернет магазинов довело до того, что даже достаточно специфичные вещи я покупаю через интернет. Я вообще практически все покупаю через интернет, либо же сначала пытаюсь ознакомиться с ассортиментом и ценами онлайн. Смотрим ассортимент, радуемся ценам и отправляем заказ. Тишина. Идем на страницу обратной связи, смотрим контакты, пишем везде — тишина. Время потеряно. Вероятно никто ничего не собирался нам продавать, это уже не магазин, а пережиток, кто-то им может и занимался когда-то, но теперь он никому не нужен, это просто призрак. Идем в следующий магазин.
Где вы видели оффлайновый магазин, который вроде как и работает, но ничего не продает? Да не бывает так. А все из-за стоимости владения — аренда стоит денег, зарплата консультантам тоже деньги. Магазин должен продавать, иначе он будет убыточным. Онлайн магазин может быть просто привидением, просто засорять поисковую выдачу, но не продавать на самом деле. Такая вот образовалась особенность, которой раньше не было.
Я откровенно благодарен тем людям, которые вольно или невольно помогают мне быстро понять, что передо мной не магазин, а зомби. Сами хозяева часто этого не осознавая оставляют подсказки. Среди них:

— Даты обновления цен в карточке товаров. Если цену не обновляли год, вероятно пациент мертв.
— Даты в прайс листах. Скачиваешь его, а там честно написано — цена актуальны на март...2008 года.
— Дата последнего обновления новостей. Сомнительный показатель, многие просто бросают писать новости.
— Дата в подвале. Если там 2006-2008, очень может быть, что магазин брошен.
— Отсутствие реакции на мои обращения в почты/аськи/обратную связь.

И другие мелкие признаки, которые позволяют экономить время.

Как можно избежать подобного? И как сделать так, чтобы ваш магазин не приняли за зомби?

— Во первых закрывать магазин, если вы не собираетесь дальше продавать. Это не займет много времени, но сэкономит много времени другим. Вам все равно, а другим — приятно.
— Проставлять даты в карточках товаров. Если там стоит дата месячной давности — это серьезный плюс, хотя многие такой возможностью пренебрегают.
— Содержать контакты в актуальном виде и оперативно реагировать на обращения. Это касается не только своего магазина, но и других площадок.
— Содержите свои средства связи в работоспособном состоянии. Регулярно я получают в ответ на свои письма сообщения об ошибках от почтовых серверов.
— Установить систему онлайн чата с посетителями. Все таки общение с продавцом иногда проще рытья вашего каталога товаров. Да, установить мало, надо будет общаться с теми, кому вы собираетесь продавать.
— Если вы отлучаетесь и не можете принимать заказы — сообщите об этом. Если один раз зайдя в ваш магазин вы мне не ответите, второго раза может и не быть. Если же я увижу предупреждение, возможно просто подожду.

Все это поможет понять посетителю, что ваш магазин стоит рассмотрения, может быть даже обратится к вам с вопросом (это важно).

Еще я был бы очень рад такой возможности, как просмотр даты модификации страницы прямо на самой страние. Может быть такая возможность уже есть, может быть кто-то подскажет. Думаю подобное под силу реализовать поисковикам. Они постоянно индексируют контент и точно знают как давно страница попала в индекс и когда была изменена. Еще интереснее было бы прямо на странице иметь возможность просмотреть внесенные изменения. Т.е. если страница менялась вчера, но там изменился только счетчик — это одно. А если неделю назад, но там изменилась цена — это другое дело. Наверняка подобный функционал можно было бы применить и в других местах.

Об опечатках прошу сообщать в личку.

Автор: frig

* - обязательные к заполнению поля