Nginx на стероидах — расширяем функционал с помощью LUA

в 10:26, , рубрики: Lua, nginx, Блог компании 2ГИС, системное администрирование, метки: ,

Для обеспечения работы всех наших внешних продуктов мы используем популярный nginx. Это быстро и это надежно. Проблем с ним почти нет. Наши продукты также постоянно развиваются, появляются новые сервисы, добавляется новый функционал, расширяется старый. Аудитория и нагрузка только растет. Сейчас мы хотим рассказать о том, как мы ускорили разработку, неплохо увеличили производительность и упростили добавление в наши сервисы этого нового функционала, при этом сохранив доступность и отказоустойчивость затронутых приложений. Речь пойдет о концепции “nginx as web application”.
А именно, о сторонних модулях (в основном LUA), позволяющих делать совершенно магические вещи быстро и надежно.
image

Проблемы и решение

Основная задумка довольно простая. Возьмем следующие факторы:
— сложность логики приложения,
— количество компонентов приложения,
— размер аудитории.
С определенного момента становится довольно сложно поддерживать приложение отзывчивым и быстрым, иногда даже и работоспособным. Продукт становится многокомпонентным, географически распределенным. И им пользуются все больше людей. При этом существуют требования бизнеса по отзывчивости и отказоустойчивости, которые надо в первую очередь соблюдать.
Путей решения этой проблемы несколько. Можно все вообще сломать и переделать на другие технологии. Безусловно, этот вариант работает, но нам он не очень понравился и мы решили переделывать постепенно. За основу была взята сборка openresty (nginx+LUA). Почему LUA. Без помощи cgi, fastcgi и других cgi прямо в конфигурационном файле nginx можно заскриптовать мощный, красивый и быстрый функционал. Все работает асинхронно. Причем не только с клиентами, но и с бекендами. При этом не вмешиваясь в event loop вебсервера, без callbacks, полностью используя имеющийся функционал nginx.

На данный момент доступны следующие бекенды:
— Redis
— Memcache
— MySQL
— PostgreSQL
В дополнении можно подключить еще модули для использования, например RabbitMQ и 0MZ.
Это работает довольно быстро. Во всяком случае быстрее, чем php-fpm ))

Логичный вопрос, а почему бы все вообще не переписать на C? Писать на LUA сильно проще и быстрее. И мы сразу избавлены от проблем, связанных с асинхронностью и nginx event loop.

Примеры. Идеи

Мы, как обычно, не будем приводить полный код, только основные части. Эти все штуки раньше были сделаны на php.

1. Эту часть придумал и сделал наш коллега AotD. Есть хранилище картинок. Их надо показывать пользователям, причем желательно производить при этом некоторые операции, например, resize. Картинки мы храним в ceph, это аналог Amazon S3. Для обработки картинок используется ImageMagick. На ресайзере есть каталог с кэшем, туда складываются обработанные картинки.
Парсим запрос пользователя, определяем картинку, нужное ему разрешение и идем в ceph, затем на лету обрабатываем и показываем.
serve_image.lua

require "config"
local function return_not_found(msg)
    ngx.status = ngx.HTTP_NOT_FOUND
    if msg then
        ngx.header["X-Message"] = msg
    end
    ngx.exit(0)
end

local name, size, ext = ngx.var.name, ngx.var.size, ngx.var.ext
if not size or size == '' then
    return_not_found()
end
if not image_scales[size] then
    return_not_found('Unexpected image scale')
end

local cache_dir =  static_storage_path .. '/' .. ngx.var.first .. '/' .. ngx.var.second .. '/'
local original_fname = cache_dir .. name .. ext
local dest_fname = cache_dir .. name .. size .. ext

-- make sure the file exists
local file = io.open(original_fname)
if not file then
    -- download file contents from ceph
    ngx.req.read_body()
    local data = ngx.location.capture("/ceph_loader", {vars = { name = name .. ext }})
    if data.status == ngx.HTTP_OK and data.body:len()>0 then
        os.execute( "mkdir -p " .. cache_dir )
        local original = io.open(original_fname, "w")
        original:write(data.body)
        original:close()
    else
        return_not_found('Original returned ' .. data.status)
    end
end
                                                                                                                                                                                                                                 
local magick = require("imagick")                                                                                                                                                                                                 
magick.thumb(original_fname, image_scales[size], dest_fname)                                                                                                                                                                     
ngx.exec("@after_resize")

Подключаем биндинг imagic.lua. Должен быть доступен LuaJIT.

nginx_partial_resizer.conf.template

# Old images
location ~ ^/(small|small_wide|medium|big|mobile|scaled|original|iphone_(preview|retina_preview|big|retina_big|small|retina_small))_ {
    rewrite /([^/]+)$ /__CEPH_BUCKET__/$1 break;
    proxy_pass __UPSTREAM__;
}
# Try get image from ceph, then from local cache, then from scaled by lua original
# If image test.png is original, when user wants test_30x30.png:
# 1) Try get it from ceph, if not exists
# 2) Try get it from /cache/t/es/test_30x30.ong, if not exists
# 3) Resize original test.png and put it in /cache/t/es/test_30x30.ong
location ~ ^/(?<name>(?<first>.)(?<second>..)[^_]+)((?<size>_[^.]+)|)(?<ext>.[a-zA-Z]*)$ {
    proxy_intercept_errors on;
    rewrite /([^/]+)$ /__CEPH_BUCKET__/$1 break;
    proxy_pass __UPSTREAM__;
    error_page 404 403 = @local;
}
# Helper failover location for upper command cause you can't write
# try_files __UPSTREAM__ /cache/$uri @resizer =404;
location @local {
    try_files /cache/$first/$second/$name$size$ext @resize;
}

# If scaled file not found in local cache resize it with lua magic!
location @resize {
#    lua_code_cache off;
    content_by_lua_file "__APP_DIR__/lua/serve_image.lua";
}

# serve scaled file, invoked in @resizer serve_image.lua
location @after_resize {
    try_files /cache/$first/$second/$name$size$ext =404;
}

# used in @resizer serve_image.lua to download original image
# $name contains original image file name
location =/ceph_loader {
    internal;
    rewrite ^(.+)$ /__CEPH_BUCKET__/$name break;
    proxy_set_header Cache-Control no-cache;
    proxy_set_header If-Modified-Since "";
    proxy_set_header If-None-Match "";
    proxy_pass __UPSTREAM__;
}

location =/favicon.ico {
    return 404;
}

location =/robots.txt {}

2. Firewall для API. Валидация запроса, идентификация клиента, контроль rps и шлагбаум для тех, кто нам не нужен.
Firewall.lua

module(..., package.seeall);
local function ban(type, element)
    CStorage.banPermanent:set(type .. '__' .. element, 1);
    ngx.location.capture('/postgres_ban', { ['vars'] = { ['type'] = type, ['value'] = element} });
end
local function checkBanned(apiKey)
    -- init search criteria
    local searchCriteria = {};
    searchCriteria['key'] = apiKey;
    if ngx.var.remote_addr then
        searchCriteria['ip'] = ngx.var.remote_addr;
    end;
    -- search in ban lists
    for type, item in pairs(searchCriteria) do
        local storageKey = type .. '__' .. item;
        if CStorage.banPermanent:get(storageKey) then
            ngx.exit(444);
        elseif CStorage.banTmp:get(storageKey) then
            -- calculate rps and check is our client still bad boy 8-)
            local rps = CStorage.RPS:incr(storageKey, 1);
            if not(rps) then
                CStorage.RPS:set(storageKey, 1, 1);
                rps=1;
            end;
            if rps then
                if rps > config.app_params['ban_params']['rps_for_ip_to_permanent_ban'] then
                    CStorage.RPS:delete(storageKey);
                    ban(type, item);
                    ngx.exit(444);
                elseif config.app_params['ban_params']['rps_for_ip_to_tmp_ban'] > 0 and rps == config.app_params['ban_params']['rps_for_ip_to_tmp_ban'] then
                    local attemptsCount = CStorage.banTmp:incr(storageKey, 1) - 1;
                    if attemptsCount > config.app_params['ban_params']['tmp_ban']['max_attempt_to_exceed_rps'] then
                        -- permanent ban
                        CStorage.banTmp:delete(storageKey);
                        ban(type, item);
                    end;
                end;
            end;
            ngx.exit(444);
        end;
    end;
end;

local function checkTemporaryBlocked(apiKey)
    local blockedData = CStorage.tmpBlockedDemoKeys:get(apiKey);
    if blockedData then
        --storage.tmpBlockedDemoKeys:incr(apiKey, 1); -- think about it.
        return CApiException.throw('tmpDemoBlocked');
    end;
end;

local function checkRPS(apiKey)
    local rps = nil;
    -- check rps for IP and ban it if it's needed
    if ngx.var.remote_addr then
        local ip = 'ip__' .. tostring(ngx.var.remote_addr);
        rps = CStorage.RPS:incr(ip, 1);
        if not(rps) then
            CStorage.RPS:set(ip, 1, 1);
            rps = 1;
        end;
        if rps > config.app_params['ban_params']['rps_for_ip_to_permanent_ban'] then
            ban('ip', tostring(ngx.var.remote_addr));
            ngx.exit(444);
        elseif config.app_params['ban_params']['rps_for_ip_to_tmp_ban'] > 0 and rps > config.app_params['ban_params']['rps_for_ip_to_tmp_ban'] then
            CStorage.banTmp:set(ip, 1, config.app_params['ban_params']['tmp_ban']['time']);
            ngx.exit(444);
        end;
    end;

    local apiKey_key_storage = 'key_' .. apiKey['key'];
    -- check rps for key
    rps = CStorage.RPS:incr(apiKey_key_storage, 1);
    if not(rps) then
        CStorage.RPS:set(apiKey_key_storage, 1, 1);
        rps = 1;
    end;
    if apiKey['max_rps'] and rps > tonumber(apiKey['max_rps']) then
        if apiKey['mode'] == 'demo' then
            CApiKey.blockTemporary(apiKey['key']);
            return CApiException.throw('tmpDemoBlocked');
        else
            CApiKey.block(apiKey['key']);
            return CApiException.throw('blocked');
        end;
    end;

    -- similar check requests per period (RPP) for key
    if apiKey['max_request_count_per_period'] and apiKey['period_length'] then
        local rpp = CStorage.RPP:incr(apiKey_key_storage, 1);
        if not(rpp) then
            CStorage.RPP:set(apiKey_key_storage, 1, tonumber(apiKey['period_length']));
            rpp = 1;
        end;

        if rpp > tonumber(apiKey['max_request_count_per_period']) then
            if apiKey['mode'] == 'demo' then
                CApiKey.blockTemporary(apiKey['key']);
                return CApiException.throw('tmpDemoBlocked');
            else
                CApiKey.block(apiKey['key']);
                return CApiException.throw('blocked');
            end;
        end;
    end;
end;

function run()
    local apiKey = ngx.ctx.REQUEST['key'];
    if not(apiKey) then
        return CApiException.throw('unauthorized');
    end;
    apiKey = tostring(apiKey)
    -- check permanent and temporary banned
    checkBanned(apiKey);
    -- check api key
    apiKey = CApiKey.getData(apiKey);

    if not(apiKey) then
        return CApiException.throw('forbidden');
    end;
    apiKey = JSON:decode(apiKey);
    if not(apiKey['is_active']) then
        return CApiException.throw('blocked');
    end;

    apiKey['key'] = tostring(apiKey['key']);
    -- check is key in tmp blocked list
    if apiKey['mode'] == 'demo' then
        checkTemporaryBlocked(apiKey['key']);
    end;

    -- check requests count per second and per period
    checkRPS(apiKey);
    -- set apiKey's json to global parameter; in index.lua we send it through nginx to php application
    ngx.ctx.GLOBAL['api_key'] = JSON:encode(apiKey);
end;

Validator.lua

module(..., package.seeall);

local function checkApiVersion()
    local apiVersion = '';
    if not (ngx.ctx.REQUEST['version']) then
        local nginx_request = tostring(ngx.var.uri);
        local version = nginx_request:sub(2,4);
        if tonumber(version:sub(1,1)) and tonumber(version:sub(3,3)) then
            apiVersion = version;
        else
            return CApiException.throw('versionIsRequired');
        end;
    else
        apiVersion = ngx.ctx.REQUEST['version'];
    end;

    local isSupported = false;
    for i, version in pairs(config.app_params['supported_api_version']) do
        if apiVersion == version then
            isSupported = true;
        end;
    end;

    if not (isSupported) then
        CApiException.throw('unsupportedVersion');
    end;

    ngx.ctx.GLOBAL['api_version'] = apiVersion;
end;

local function checkKey()
    if not (ngx.ctx.REQUEST['key']) then
        CApiException.throw('unauthorized');
    end;
end;

function run()
    checkApiVersion();
    checkKey();
end;

Apikey.lua

module ( ..., package.seeall )

function init()
    if not(ngx.ctx.GLOBAL['CApiKey']) then
        ngx.ctx.GLOBAL['CApiKey'] = {};
    end
end;

function flush()
    CStorage.apiKey:flush_all();
    CStorage.apiKey:flush_expired();
end;

function load()
    local dbError = nil;
    local dbData = ngx.location.capture('/postgres_get_keys');
    dbData = dbData.body;
    dbData, dbError = rdsParser.parse(dbData);
    if dbData ~= nil then
        local rows = dbData.resultset
        if rows then
            for i, row in ipairs(rows) do
                local cacheKeyData = {};
                for col, val in pairs(row) do
                    if val ~= rdsParser.null then
                        cacheKeyData[col] = val;
                    else
                        cacheKeyData[col] = nil;
                    end
                end
                CStorage.apiKey:set(tostring(cacheKeyData['key']),JSON:encode(cacheKeyData));
            end;
        end;
    end;
end;

function checkNotEmpty()
    if not(ngx.ctx.GLOBAL['CApiKey']['loaded']) then
        local cnt = CHelper.tablelength(CStorage.apiKey:get_keys(1));
        if cnt == 0 then
            load();
        end;
        ngx.ctx.GLOBAL['CApiKey']['loaded'] = 1;
    end;
end;

function getData(key)
    checkNotEmpty();
    return CStorage.apiKey:get(key);
end;

function getStatus(key)
        key = getData(key);
        local result = '';
        if key ~= nil then
            key = JSON:decode(key);
            if key['is_active'] ~= nil and  key['is_active'] == true then
                result = 'allowed';
            else
                result = 'blocked';
            end;
        else
            result = 'forbidden';
        end;
        return result;
end;

function blockTemporary(apiKey)
    apiKey = tostring(apiKey);
    local isset = getData(apiKey);
    if isset then
        CStorage.tmpBlockedDemoKeys:set(apiKey, 1, config.app_params['ban_params']['time_demo_apikey_block_tmp']);
    end;
end;

function block(apiKey)
    apiKey = tostring(apiKey);
    local keyData = getData(apiKey);
    if keyData then
        ngx.location.capture('/redis_get', { ['vars'] = { ['key'] = apiKey } });
        keyData['is_active'] = false;
        CStorage.apiKey:set(apiKey,JSON:encode(cacheKeyData));
    end;
end;

Storages.lua

module ( ..., package.seeall )

apiKey = ngx.shared.apiKey;
RPS = ngx.shared.RPS;
RPP = ngx.shared.RPP;
banPermanent = ngx.shared.banPermanent;
banTmp = ngx.shared.banTmp;
tmpBlockedDemoKeys = ngx.shared.tmpBlockedDemoKeys;

3. Дополнительные сервисы, например межкомпонентное взаимодействие по протоколу AMQP. Пример здесь.

4. Как я уже писал. Модуль самодиагностики приложения с возможностью “умного” управления маршрутами прохождения запроса через бекенды. Еще в разработке.

5. Адаптеры для интерфейсов API. В некоторых случаях необходимо подправить, дополнить или расширить имеющиеся методы. Чтобы все не переписывать, LUA поможет. Например, json<->xml conversion на лету.

6…. идей еще много.

Бенчмарков как таковых не будет. Продукты слишком сложны и рпс после бенча сильно зависит от многих факторов. Однако, для наших продуктов, мы добились 20-кратного увеличения производительности для затронутого функционала, а в некоторых случаях все стало быстрее до ~200 раз.

Плюсы и минусы

Ощутимые плюсы. Все, что раньше было 5 мегабайтами кода на php, превращается в 100кб файл на lua.
— скорость разработки,
— скорость работы приложения,
— надежность,
— асинхронная работа с клиентами и бекендами, не ломающая при этом event loop nginx,
— LUA sugar feel good! Корутины, shared dictionary для всех форков nginx, сабреквесты, куча биндингов.

Неощутимые минусы.
— делать надо все аккуратно и помнить про асинхронность и event loop nginx.
— фронтенд работает настолько быстро, что это может не понравиться бекенду. Между ними прямая связь, без прослоек. Я, например, уверен, что 10000 запросов в секунду LUA на фронтенде прожует легко. Но, если при этом оно захочет пойти в базу, тут могут возникнуть проблемы.
— довольно непросто отладить, если что-то пойдет не так.

Кстати, пока пишется эта статья, прямо в этот момент наш программист рассказывает про все это в подробностях на highload.

С удовольствием ответим на вопросы в комментариях.

Напоследок, здесь можно найти небольшую подборку информации по теме.

Автор: sn00p

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля