Ретроспектива дизайна детских книг в России (XXI век)

в 14:39, , рубрики: графика, графический дизайн, дизайн, ИИ, искусственный интеллект, книги, маркетинг

XXI век в детской иллюстрации обозначился не только повсеместным распространением новых технологий для иллюстрации (о чём мы говорили в предыдущей статье), но и появлением нового поколения специалистов, для кого эти технологии стали обыденными. Если в 90-е мы наблюдали первые шаги дизайна цифровых обложек детских книг в России, то за последующие пару десятилетий этот дизайн прошёл через отрицание, гнев, торг и депрессию, чтобы сформировать представления о том, как должны выглядеть детские книги в современном мире. Стоит сразу отметить, что коренное влияние на этот взгляд оказал, конечно же, западный рынок по объективным историко-экономическим причинам. И то, что мы наблюдаем сегодня на российском рынке, в целом является неким эхом западных мотивов. В прошлой статье я уже упоминал, что в 90-е стала очень популярной практика ввоза и перевода европейской и американской литературы, в том числе и детской. Для бизнеса было выгоднее продавать адаптированное, чем создавать с нуля, что было характерно больше для стран с сильной внутренней идеологией. В чём-то данный подход сохранил актуальность и в наши дни. К сожалению, в отличие от Запада, в России так и не сложился институт лит.агентов, а издательства уже давно выступают всё более в качестве иждивенца.

Следует отметить ещё один крайне важный момент в дизайне современной детской литературы в России. Когда мы рассматривали советский дизайн детских книг в одной из предыдущих статей, то говорили о том, что главным вдохновением для него стало творчество Союзмультфильма и советской мультипликации. Стиль и даже некоторые персонажи переходили с экрана телевизора на обложки детских книг. Спустя десятилетия в XXI веке мы наблюдаем прямо противоположный процесс расхождения отечественной мультипликации и дизайна детской литературы. Если вы обратите внимание на современные популярные российские детские мультфильмы, они сосредоточены вокруг 3D-моделирования. Однако, в издательстве данный стиль оказался не эстетичным, не популярным и не получил развития вплоть до появления ИИ-изображений (об этом позднее). Наоборот же, обложки детских книг сохраняли 2D-дизайн, при том с максимально подчёркнутой невозможностью динамики. Технически "оживить" современные обложки для мультипликации можно, но от этого они только проиграют в эстетике, а мультипликаторы столкнутся с большим количеством проблем при взаимодействии объектов. Думаю, наиболее компромиссной мультипликацией для примера подобного сочетания можно считать творчество Томма Мура и его знаменитых "Тайна Келлс", или "Песнь моря", а также "Легенда о волках".

Ретроспектива дизайна детских книг в России (XXI век) - 1

Обратите внимание, что за 100 лет существования дизайн детских книг перешёл от авангардной геометрии (об этом мы говорили в первой статье цикла) к реализму. Однако, впоследствии от геометрии и реализма отказались в принципе (но не от композиции - это очень важно). В целом, современный дизайн детских книг можно охарактеризовать наивным стилем, с подчёркнутой гиперболизацией, пренебрежением к деталям, нарушением всех возможных форм и упрощением вплоть до абстракции. Ещё раз особо подчеркну, что композиция в дизайне по-прежнему важна: обратите внимание на примеры выше, где сохраняется рамочная, диагональная или центральная композиция. Думаю, многие из вас заметили, что дизайн максимально приблизился к рисунку самих детей, что и характерно для наивного стиля. Более того, это отражает мировые тенденции социально-психологического взаимодействия с детством. К примеру, игрушки, созданные по рисункам детей, также относятся к этому вопросу. Иными словами, от создания товаров для детей, мы перешли к использованию детей для создания товаров, что весьма любопытно, если взглянуть на ситуацию под таким углом. Тем не менее, важно отметить, что подобный дизайн доминировал вплоть до начала 2020-х годов. С появлением ИИ-технологий правила игры вновь кардинально изменились. И мы в настоящее время является свидетелями формирования новых постулатов для дизайна.

Искусственный интеллект с ноги ворвался в нашу жизнь без преувеличения. Сказать, что мы были не готовы к таким резким изменениям - ничего не сказать. Рынок, соответственно, также не был готов к тому, что придётся думать над глубоко экономическими проблемами, стоя у полки в магазине. И эти проблемы касаются цены и ценности. Использование ИИ-иллюстраций существенно снижает издержки. Однако, какова ценность товара, созданного автоматической генерацией? При том не просто товара, а результата интеллектуального труда (!). Более того, каково ранжирование книг, написанных людьми, и написанных ИИ? К настоящему моменту рынок не пришёл к единому мнению. Хотя бы ещё и потому, что не способен чисто физически отличить одно от другого. Хотя в плане ИИ-изображений в этом направлении сделан значительный шаг в связи с их критическим объёмом в социальных сетях. И любой качественный анализ показывает негативную реакцию к подобному, особенно в том случае, если сам факт использования ИИ не указан. Но гораздо важнее иная маркетинговая ошибка, которая постепенно приводит к усилению негативной реакции к ИИ-генерации. И эту ошибку просто нельзя исправить, потому что по сути она является нерегулируемой тенденцией не связанных друг с другом акторов, преследующих одну цель.

Ретроспектива дизайна детских книг в России (XXI век) - 2

Экономия (в том числе и на качестве), широкий доступ и бюджетный сегмент постепенно приводят к связке: ИИ - значит плохо. Конкретно в дизайне детской литературы в России ИИ-обложки заполонили сегмент Самиздата, отношение к которому и без того было, мягко говоря, снисходительным. По сути рынок сегодня видит, что качественно иллюстрированная обложка = хорошая литература (не без исключений), а ИИ-обложка = неконтролируемое "кустарное производство". Иными словами, авторы детских книг, которые обильно используют бесплатные ИИ-изображения для иллюстрации, не уделяя должного внимания качеству, сами себе роют яму. Если вы обратите внимание на изображения выше, то увидите катастрофическую ситуацию в том числе с типографикой. Это же видят и потребители, даже если не являются дотошными экспертами в этой области. Но если название книги не читаемо, любой поймёт, что качество ещё ниже желания купить товар. Эта же проблема касается и всех бюджетных товаров, будь то дизайн чашки кофе, канцелярии или мерча. Мы можем наблюдать картину: везде, где используются ИИ-изображения, товар дешевле, качество хуже, ассортимент и тираж больше (в минус эксклюзиву), да и контингент потребителей представляет собой бюджетный сегмент со всеми вытекающими последствиями. Тем не менее, нельзя утверждать, что это неминуемо приведёт к ИИ-апартеиду. Мы до сих пор не достигли пределов ИИ-генерации. Сегодня ИИ-музыка уже почти не уступает уровню человеческой. Соответственно, и ИИ-изображения с развитием технологий могут непредсказуемо расширить свой рынок.

Впрочем, нам повезло (или не повезло) жить на распутье эпох, когда технологии меняются быстрее, чем поколения. Поэтому мы не можем рассматривать дизайн в отрыве от средств передачи информации. Соответственно, два этих направления взаимосвязаны и влияют на развитие друг друга. Исходя из этого можно делать некоторые прогнозы, в том числе и относительно будущего дизайна детских книг в России. Однако, об этом пойдёт речь уже в следующей статье. На данный момент следует отметить, что стиль, характерный для 2010-х годов, будет постепенно заменяться адаптацией ИИ-стиля. Чисто психологически нужно понимать, что для нового поколения засилье ИИ-изображений (например, в Pinterest), которое раздражает старшие поколения, является нормальным состоянием развитие интернета. Соответственно и к ИИ-дизайну отношение будет меняться с появлением в экономике рынка молодых людей, воспитанных в условиях новых технологий. В конце концов не стоит забывать про тренды социальных сетей. К примеру генерация изображений в стиле Миядзаки, получившая в 2025 году широчайшее распространение по всему миру, повлияла на дизайн в том числе и в России. Подобные тренды в будущем будут появляться всё чаще и способствовать адаптации и принятию ИИ-дизайна в социуме. Как это будет происходить - покажет время, а мы будем свидетелями.

Автор: skazoust

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js