История создания стартапа и последующая его трансформация в аутсорсинговую контору

в 8:56, , рубрики: IT-Биографии, аутсорсинг, бизнес, блогосфера, история, Программирование, метки: , ,

Приветствую, читатели!
В свете события анонимных дедов морозов пришло время и для моей первой статьи.
К счастью думать о чем написать долго не пришлось. Полагаю, Хабр готов для еще одного поста про постсоветский стартап и хороший опыт с друзьями в бизнесе.

Заранее прошу не сетовать за наличие имен в статье. Она и для меня тоже.

Меню? Где ваше меню?

Пару лет назад, отдыхая от серых будней в красочной стране на берегу океана мне в голову пришла чудесная мысль о том, что я совсем не в курсе предлагаемых отелем развлечений и еды. Для этого нужно было бы идти в лобби, расспрашивать персонал, узнавать цены, подробности. Хорошо бы это все иметь у себя на телефоне, или мобильном устройстве — подумалось. Выяснилось, что у отеля есть широкий выбор услуг и ресторанное меню, разнообразие которого так же радовало. Очень здорово было размышлять над успехом будущего приложения и системы единого меню для всех устройств и заведений. Вернувшись домой в Киев я принялся плавно думать над идеей и оформлять ее у себя в голове. Нужно заметить, что профессия программиста-фрилансера обрамляла мою бытность полностью. Как следствие, побочным эффектом было наличие немногих средств на создание приложения и веб части. И обширные контакты среди разработчиков.

Цель есть — не вижу препятствий!

Действительно, энтузиазма было только отнимать. Вера в светлое будущее сочеталась с простодушной наивностью. Счастливое состояние, нечего сказать. Позвав друга Сергея и получив от него искреннюю поддержку своей инициативы мы с бесстрашием стали воплощать идею в жизнь. Я на себя возложил полную техническую реализацию, а ему оставил маркетинг. Бизнес план был простой — рас два и в продакшн, и монетизировать продукт как только можно. И понеслась — спецификации, мокапы, первые наброски и реализация. Было решено делать веб-часть на symfony2, и пилить приложения для iOS и под андроид. С вебом я бы справился самостоятельно, а в мобильной части совсем не было практического опыта. Для этого дела привлек своих товарищей — с одним из них занимались музыкой, а со вторым работали в одной конторке. Оба требовали оплаты своей работы. Пускай не по рыночным ценам, но тоже ощутимо. Программер под iOS получил даже 10% от прибыли в будущем.

image image image

Дао Тойота и производственный процес.

По-тихонечку проект стал воплощаться в жизнь. Я написал админку и API для iOS & android. Занятным стала разность форматов отправки информации на iOS (plist) & android (json). Мобильные программист iOS за месяц склепал отличный прототип, который мы допиливали еще месяца три. Долго игрались с скоростью и плавностью прокрутки table view (это там, где список всех товаров с картинками). В итоге добились плавной подгрузки и рендеринга при прокрутке вниз-вверх при наличии даже свыше ста элементов на одном экране. Потом за дело принялся прогер под андроид. Нужно заметить, что потом было достаточно просто и быстро заделать версию для таблеток на андроиде руками опытного программиста. Веб часть этим временем разрослась ролями админа, ресторана, официанта. Можно уже было полноценно заказывать еду или услугу прямо в номер отеля, а официант, получив заказ мог легко распознать эту информацию и пустить заказ в обработку. Счастью не было предела. Ну а потом, наступила суровая действительность.

Как никому не нужно? А может все-таки?

Маркетинг тем временем пестрил презентациями и светлыми глазами. Серега начал свою атаку по гостиницам столицы Украины. Но в то же времени нашлись знакомые в одном баре-ресторане в центре города. Было решено внедрить в их сеть (из двух заведений) нашу систему. Пока, может, сыроватую, но хотелось уже начать с чего-то, и посмотреть как это работает.
Долго ждать не пришлось. Уже было оформлено ООО, небольшой уставной капитал. Его хватило, чтобы купить 100 пластиковых подставок и на типографию рекламных материалов, помещаемых в эти пластиковые прозрачные подставки. План был такой: посетитель приходит в ресторан, смотрит на подставку, видит QR-код и простой урл, с которого стояла переадресация на приложение, скачивал/ставил приложение. Открывал приложение, автоматически подгружалось меню именно этого ресторана (магия), он смотрел на кучу категорий, потом элементов меню, клацал кнопочку “+” там где он хочет добавить блюдо в заказ, клацает на свой заказ, нажимает “Заказать”, вводит номер своего столика и нажимает “Готово”. Потом, в колонках ресторана звучит известный хрюк из ICQ и официант получает на своем экране в браузере этот заказ, и пускает его в обработку. Элементарно, ведь. Сказано — сделано. Все столики стали пестрить пластиковыми подставками с синенькой рекламкой приложения, QR кодом, урлом и паролем к WiFi.

Первый заказ.

Ждали мы его долго. Уже даже не помню каким он был. Обновляли страницу официанта раз в день в надежде увидеть реальный заказ посетителя. Так прошла неделя. А потом еще одна. И еще две. Тем временем официанты и руководство ресторана постарались вбить в меню кучу своих блюд. Нужно еще упомянуть, что для составления меню мы собрали вместе их повара, фотографа и смирно пофотографировали весь ассортимент блюд (кроме алкоголя и напитков). Меню получилось отличным, но никому не нужным. Конечно, было бы гораздо приятнее осознать, что твое творение востребовано. Но так или иначе это оказалось не так, по крайне мере в этом ресторане.

Отели?! Где же отели?

Следующая мысль была о том, что идея возникла в отеле, и попытки это внедрить везде где только можно не сработают. Нужна целевая аудитория. Действительно — в отеле и люди остаются по-дольше, и заинтересованность в меню гораздо выше ибо можно в номер и чайку, и завтрак. Сказано — сделано. Одна большая гостиница проявила готовность с нами сотрудничать, благодаря Сереге. Да еще и за деньги. Что-то около 50$/месяц. Новый приток энтузиазма нам принес наличие новых функций в системе: нотификацию по смс для официантов, нового дизайна подставочек, и заказ на оных в 250 экземплярах. Было очень здорово сидеть и распаковывать этих 5 ящиков с подставками, и пихать в них привезенные из типографии свежие буклетики.

Суровая действительность.

Мы потратили на интеграцию интернациональной гостинницы в Киеве около $1,250 для того чтобы оттестировать всю систему в ее 250 номерах. Подставки стояли везде где только можно. На стойке регистрации, в каждом номере. 1 заказ в неделю — максимум чего можно было добиться нашими силами. Спустя некоторое время стала ясна несостоятельность реализации идеи. Суровая правда об отсутствии опыта и особенностей данного бизнеса была осознана полностью.

image image

Безоблачная действительность.

Хороший опыт на то и хороший, чтобы изымать из него уроки. Со временем от фриланса стало подташнивать. Тогда я состоял в удаленном штате комманды веб-программистов сайта chess.com. Хорошие ребята. Мне с ними очень нравилось. Но работа дома, отсутствие дисциплины давало о себе знать. Характер сыграл со мной отнюдь не злую шутку. Был ноябрь 2012 года…

Даешь карбамид! Или сказ о друзьях в бизнесе.

Собрав самых близких друзей Сергея, Глеба в кучу, было решено делать большой бизнес. При этом, он должен отличаться от программирования, ибо достало. Сняли небольшой офис, и стали туда каждый день ходить. Я пригласил “походить в офис” одного из лучших фронтенд-прогеров Украины Пашу, который тоже работал дома на проект exercise.com. Глеб при этом еще преподавал в университете. Выбрали направление внешняя экономика. Экспорт. Благо экспортировать из Украины можно много всего. Агенты, то бишь. Ну и понеслась: alibaba, prom.ua, all.biz. При этом нужно сказать, я продолжал фрилансить. Через месяц к нам приехали делегация итальянцев купить (!!!) пару миллионов тонн такого удобрения, как карбамид. Химпром у нас работает хорошо, и никто просто так нам бы столько сырья не продал и даже не стал бы разговаривать. А итальянцам нужно было не просто навалом (насыпью), а в их брендированых мешках, которые нужно было изготовить у нас. Отлично, мы сняли комнату для конференций в уже упомянутой гостинице, вели переговоры через переводчика (они не понимали английский). Это первое, что меня насторожило. Потом под конец переговоров они начали показывать свои фотографии с итальянскими знаменитостями, актерами, и т.д. Справедливым было бы отметить, что приехал только бизнесмен со своим сыном. Рассказывали про обработку хим веществ на их заводе в Марокко, а у нас за плечами, нужно было осознавать, только понимание местной ментальности (что само по себе большой ценности не имеет), контакт для прямой продажи удобрений с заводов и больше ничего. Так или иначе, после их беспощадных торгов с ценами стало очевидно, что кроме намерения купить тыщу-другую тонн удобений для того, чтобы попробовать толкнуть у себя в регионе, у них нет. А мы в свою очередь не могли провернуть даже это. А все почему? Потому что не было понимания предметной области вообще. А в чем понимание было? В программировании!

Аутсорсингу — да!

В то же время появилось несколько леваков от иностранных заказчиков и мы принялись за них. Быстро ли, плавно ли, Серега стал работать в госконторе по оценке товаров. Глеб и Паша вместе со мной стали заниматься аутсорсингом. Поначалу это был совместный фриланс, а не аутсорсинг. Пара клиентов из штатов, средненький бюджет — хватало только на еду себе и аренду офиса. Был суровый март 2013 года в Киеве с завалами снега и без других развлечений. Спустя некоторое время безудержного кодинга клиентов стало немногим больше, благодаря биржам труда, как то odesk. Стало ясно, что пора бы взять пару программистов, а то самим тяжко. Глеб быстро намайнил двух студентов из НАУ (Авиационный университет), которых сам когда-то обучал. Дело плавно шло. Ребята быстро влились в работу, хоть и работали по пол дня. Через месяца три у нас было уже 5 сотрудников, не считая меня и Пашу с Глебом. Офис на 30 квадратов начал был маловат, да и средства появились. Переехали в офис на 45 квадратов, но не расчитали. Спустя месяцев 5 нас стало около тринадцати и пришлось опять переезжать. И вот, месяц назад мы уже в офисе на 160 квадратов и нас больше 15 человек.

Строго сказать, мне очень повезло с командой, которая у меня есть. Без них бы этого всего не получилось.

Основным выводом этого года стала убежденность: нужно делать то, что у вас лучше всего получается.

А вдохновлением к посту пришелся следующий случай. Ко мне дошла информация от Глеба о том, что один наш сотрудник забрасывает его идеями уже продолжительное время. Идеи были посредственными, но последняя из них оказалась тем золотом, что искали люди в меске во время золотой лихорадки. Моя задача, как руководителя, в данной ситуации поддержать данную инициативу и дать зеленый свет на разработку продукта внутренними ресурсами. Правду сказать, я сам рассмотрел в этом пареньке себя в начале пути с приложением для меню отелей. Мне остается и дальше лелеять свою мечту о продуктовой компании, которая вырастет из аутсорса в светлом будущем, и надеюсь, что парень не сдаст уверенности до самого конца.

P.S. Если вы не считаете, что Хабр переполнен материалами про аутсорсинг и отношению клиент-исполнитель в разрезе команды разработчиков, с радостью поделюсь своим опытом.

Автор: safitudo

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js